Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.10.2016 N Ф06-13900/2016 по делу N А12-6816/2016
Требование: О взыскании с РФ убытков, возникших в связи с приобретением жилых помещений.
Обстоятельства: Орган исполнительной власти субъекта РФ сослался на то, что субъектом РФ во исполнение судебных актов были приобретены жилые помещения для лиц, страдающих тяжелыми формами хронического заболевания. Приобретение жилых помещений было осуществлено за счет средств бюджета субъекта РФ, поскольку выделение денежных средств на вышеуказанные цели из федерального бюджета не производилось.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, не относится к расходным обязательствам РФ и подлежит финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2016 г. в„– Ф06-13900/2016

Дело в„– А12-6816/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Хакимова И.А., Топорова А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Волгоградской области и Комитета строительства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2016 (судья Суханова А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А12-6816/2016
по исковому заявлению Волгоградской области в лице администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва (ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636) интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555) о взыскании убытков, с участием третьих лиц: Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), Комитета строительства Волгоградской области, г. Волгоград (ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251),

установил:

администрации Волгоградской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) о взыскании убытков в сумме 4 055 111,07 руб., связанных с приобретением жилых помещений Г.И.В. (далее - Г.И.В.), К.В.Г. (далее - К.В.Г.) и Л.Н.Р. (далее - Л.Н.Р.).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, администрация и Комитет строительства Волгоградской области обратились в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просят данные судебные акты отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Заявители в кассационной жалобе указывают, что во исполнение судебных актов Г.И.В., К.В.Г., Л.Н.Р., страдающими тяжелыми формами хронического заболевания (активная форма туберкулеза) Волгоградской областью в лице Комитета строительства Волгоградской области приобретены и предоставлены жилые помещения, расходы по их исполнению осуществлены за счет средств бюджета Волгоградской области, тогда как выделение денежных средств на указанные цели из федерального бюджета не производилось; специальным законом, регламентирующим меры социальной поддержки лиц, страдающих активными формами туберкулеза, является Федеральный закон от 18.06.2001 в„– 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 77-ФЗ), предоставление субвенций бюджету Волгоградской области на реализацию Закона в„– 77-ФЗ не осуществлялось; применение к настоящему предмету спора судебной практики в отношении расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями инвалидов недопустимо, так как регулирование жилищных прав граждан, больных заразными формами туберкулеза, и инвалидов осуществляется разными федеральными законами и процедура получения статуса инвалидности у граждан, больных заразными формами туберкулеза, в отличие от тех инвалидов, жилищные льготы которым установлены федеральным законодательством, носит периодический, а не бессрочный характер.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Волжского городского суда Волгоградской области от 18.05.2015 по делу в„– 2-3076/2015 удовлетворены исковые требования Г.И.В., являющегося инвалидом 2 группы и больным заразной формой туберкулеза, в части возложения обязанности на администрацию Волгоградской области предоставить Г.И.В., страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Определением Волгоградского областного суда от 10.10.2014 по делу в„– 33-10307/2014 на администрацию (Правительство) Волгоградской области возложена обязанность предоставить К.В.Г., страдающему тяжелой формой хронического заболевания (активная форма туберкулеза), являющемуся инвалидом 2 группы, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Волжского, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
Определением Волгоградского областного суда от 06.02.2014 по делу в„– 33-1475/2014 на администрацию (Правительство) Волгоградской области возложена обязанность предоставить Л.Н.Р., являющейся инвалидом 2 группы и имеющей заболевание - туберкулез легких, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления жилых помещений с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2015 в„– 132-п (с изменениями, внесенными постановлением администрации Волгоградской области от 24.12.2015 в„– 782-п) "О выделении средств из резервного фонда Правительства Волгоградской области Комитету строительства Волгоградской области" из областного бюджета для приобретения жилых помещений Г.И.В., К.В.Г., Л.Н.Р. выделены денежные средства.
Во исполнение судебного акта по делу в„– 2-3076/2015 Волгоградской областью в лице Комитета по государственному контракту от 27.10.2015 в„– 306551 с ЗАО "Флагман" приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, <...>.
Платежным поручением от 30.12.2015 в„– 273262 Комитет строительства Волгоградской области перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
Комитетом строительства Волгоградской области 31.12.2015 издан приказ в„– 995-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Г.И.В.
Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Г.И.В. на основании договора социального найма от 19.01.2016 в„– 5/2016 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении К.В.Г. Волгоградской областью в лице Комитета по государственному контракту от 05.11.2015 в„– 311833 с ЗАО "Флагман" приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, <...>.
Платежным поручением от 03.12.2015 в„– 769596 Комитет строительства по Волгоградской области перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
Комитетом строительства Волгоградской области 24.12.2015 издан приказ в„– 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении К.В.Г.
Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено К.В.Г. на основании договора социального найма от 31.12.2015 в„– 4/2015 СН.
Во исполнение судебного акта об обеспечении Л.Н.Р. Волгоградской областью в лице Комитета по государственному контракту от 27.10.2015 в„– 306543 с ЗАО "Флагман" приобретено жилое помещение стоимостью 1 351 703,69 руб., расположенное по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, <...>.
Платежным поручением от 03.12.2015 в„– 769595 Комитет строительства по Волгоградской области перечислил ЗАО "Флагман" денежные средств по государственному контракту.
Комитетом строительства Волгоградской области 10.10.2014 издан приказ в„– 943-ОД "О предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Волгоградской области по договору социального найма" в отношении Л.Н.Р.
Впоследствии указанное жилое помещение было предоставлено Л.Н.Р. на основании договора социального найма от 31.12.2015 в„– 3/2015 СН.
Волгоградской областью вышеперечисленные судебные акты были исполнены, расходы по их исполнению осуществлены за счет средств бюджета Волгоградской области, в результате чего были причинены убытки истцу, относящиеся к расходным обязательствам Российской Федерации, в размере рыночной стоимости предоставленного жилья в общей сумме 4 055 111,07 руб.
Полагая, что обеспечение органом местного самоуправления жилым помещением инвалидов, страдающих заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" является по своему содержанию исполнением государственных обязательств, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Судами установлено, что спорным является вопрос бюджетного уровня расходов на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перечне, вставшему на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005.
Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма регулирует глава 7 ЖК РФ.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами 6 хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Кроме того, постановлением правительства Российской Федерации от 21.12.2004 в„– 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" утвержден перечень заболеваний, при которых возможно предоставление дополнительной площади.
Заболевание туберкулез в активной форме входит в эти перечни.
Таким категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона в„– 77-ФЗ больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с ЖК РФ.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В этой связи, руководствуясь статьями 6, 84 (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 в„– 120-ФЗ), 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 24.12.2013 в„– 30-П "По делу о проверки конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения понесенных истцом расходов на федеральный бюджет с учетом действующего законодательства в спорный период соответствующей льготы за счет средств субъекта Российской Федерации.
Кроме того, судами установлено, что согласно таблице 16 Приложения 31 к Федеральному закону от 03.12.2012 в„– 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" из бюджета Российской Федерации на осуществление указанных полномочий в бюджет Волгоградской области поступила субвенция в размере 33 144,3 руб., на конец отчетного периода остаток субвенции составил 15 048,2 руб.
В 2014 в бюджет Волгоградской области из федерального бюджета поступила субвенция на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жилье ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в сумме 29 314,9 руб. (неиспользованный на конец 2014 остаток 3564,1 руб.).
В 2015 в бюджет Волгоградской области поступила субвенция на указанные цели в сумме 15 703,00 руб. (остаток неиспользованных средств 1708,00 руб.).
Дотация Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 20.12.2013 в„– 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" составила 22 455 335,3 руб.
Таким образом, судами был сделан вывод, что субъект Российской Федерации вправе направить указанные дотации на любые цели, в том числе на предоставление жилья в льготном порядке больным туберкулезом.
Кроме того, судами отмечено, что по аналогичным вопросам в отношении инвалидов Волгоградская область получает субвенции, которые субъект вправе распределить и на финансирование предоставления жилья лицам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, поскольку такие лица, как в рассматриваемой ситуации, являются одновременно и инвалидами.
С учетом изложенных выше обстоятельств, а также исходя из того, что понесенные при предоставлении квартир расходы истца не относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу, что обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций на основании произведенной ими оценки имеющихся в деле доказательств, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ.
Несогласие заявителей кассационной жалобы с судебной оценкой доказательств, иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами обеих инстанций норм права и не являются основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по делу в„– А12-6816/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА

Судьи
И.А.ХАКИМОВ
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------