Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 N Ф06-13404/2016 по делу N А72-983/2016
Требование: Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов для государственных нужд.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что предприниматель уклоняется от заключения соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов для государственных нужд.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку процедура изъятия недвижимого имущества предпринимателя уполномоченным органом соблюдена, основание изъятия и решение об изъятии недвижимого имущества соответствуют закону.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2016 г. в„– Ф06-13404/2016

Дело в„– А72-983/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - Гафуровой А.К., доверенность от 11.04.2016 в„– 73-ИОГВ-10.02.01-07/36,
индивидуального предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича - Зызиной А.В., доверенность от 03.08.2016, Майдановой Ю.Н., доверенность от 09.09.2014,
индивидуального предпринимателя Матевосяна Тиграна Матевосовича - Зызиной А.В., доверенность от 03.08.2016,
общества с ограниченной ответственностью "ПродСтрой" - Зызиной А.В., доверенность от 28.03.2016,
областного государственного автономного учреждения "Управление спортивными сооружениями" - Петрянкина М.Н., доверенность от 16.10.2014,
Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области - Петровой Н.В., доверенность от 15.06.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Матевосяна Гагика Матевосовича
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.05.2016 (судья Абрашин С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу в„– А72-983/2016
по иску Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ОГРНИП 1027301177749, ИНН 7303003740) к индивидуальному предпринимателю Матевосяну Гагику Матевосовичу (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов, с участием третьих лиц - Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью "ПродСтрой", Матевосяна Тиграна Матевосовича, областного государственного автономного учреждения "Управление спортивными сооружениями", Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал",

установил:

Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Матевосяну Гагику Матевосовичу (далее - ИП Матевосян Г.М., ответчик) об изъятии земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв. м, расположенного в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв. м, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для размещения объектов инфраструктуры.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Ульяновской области, администрация города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью "ПродСтрой", Матевосян Тигран Матевосович, областное государственное автономное учреждение "Управление спортивными сооружениями", Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2016 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении требований, в котором заявитель просил суд: изъять у ИП Матевосяна Г.М. земельный участок с кадастровым номером 73:24:0418002:657, площадью 1883 кв. м, расположенный в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв. м, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, город Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для государственных нужд в пользу Ульяновской области, для размещения объектов инфраструктуры.
С учетом уточнения исковых требований истец просит: изъять у ИП Матевосяна Г.М. земельный участок с кадастровым номером 73:24:0418002:657, площадью 1883 кв. м, расположенный в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга, под торговым комплексом, ограничения (обременения): охранная зона канализации и водопровода, дренажа, теплотрассы, высоковольтного кабеля связи, площадь обременения 2345 кв. м, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: здание, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, нежилое, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для государственных нужд в пользу Ульяновской области, для размещения объектов инфраструктуры.
Исковое требование мотивировано необходимостью использования земельного участка Общества для муниципальных нужд и обосновано ссылками на статьи 279, 280 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 49, 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статью 30 Федерального закона Российской Федерации от 07.06.2013 в„– 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон в„– 108-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" (далее - постановление Правительства Российской Федерации в„– 518), Закон Ульяновской области от 17.11.2003 в„– 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области в„– 059-ЗО), распоряжение Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 20.07.2015 в„– 952-р "Об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества" (далее - распоряжение в„– 952-р).
Суд, руководствуясь статьями 279 - 281 ГК РФ, статьей 30 Закона в„– 108-ФЗ, статьей 5 Закона Ульяновской области в„– 059-ЗО, статьями 49, 56.2 ЗК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для изъятия у ИП Матевосяна Г.М. земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимого имущества (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга площадью 835 кв. м, сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м) для государственных нужд в пользу Ульяновской области для размещения объектов инфраструктуры, в связи с чем решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.05.2016 исковые требования удовлетворил.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ИП Матевосян Г.М. обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению предпринимателя, суд необоснованно применил Стандарт (СТО) "Футбольные стадионы", не учел возможность организации второго в]езда на стадион "Труд", руководство стадиона сдает в аренду свои площади, при этом требуя изъятия его имущества, не учтена невозможность заезда со стороны изымаемого земельного участка, ввиду прохождения там пешеходной зоны, план реконструкции ни с кем не согласован, не согласованы вопросы финансирования из федерального бюджета, ранее, при проведении спортивного мероприятия в 2016 году стадион соответствовал требованиям, не согласована цена изымаемого участка.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Матевосян Г.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества: нежилое здание (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга) с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, в„– 21, строение 1 и сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова.
На основании статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации в„– 518, Закона Ульяновской области в„– 059-ЗО, Департамент издал распоряжение в„– 952-р, пунктом 1.1 которого принял решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Ульяновской области находящихся в собственности ИП Матевосяна Г.М. земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв. м, расположенного в Ульяновской области, г. Ульяновск, категория земель: земли населенных пунктов и расположенными на нем объектами недвижимого имущества: нежилого здания с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 21, строение 1, и сооружения-бассейна с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, для размещения объектов инфраструктуры.
Данное распоряжение опубликовано в газете "Ульяновская правда" от 23.07.2015 и на официальном сайте Правительства Ульяновской области в сети Интернет.
Департамент указанным распоряжением уполномочен на его реализацию.
На основании распоряжения в„– 952-р, Департамент подготовил проект соглашения об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества от 18.08.2015.
О принятии указанного распоряжения ИП Матевосян Г.М. уведомлен письмом Департамента от 22.07.2015 в„– 73-ИОГВ-10-01/3967исх и дополнительно приглашен в Департамент для ознакомления с проектом соглашения об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
В указанную дату и время ИП Матевосян Г.М. в Департамент не явился, в связи с чем Департамент сопроводительным письмом от 18.08.2015 в„– 73-ИОГВ-10-01/4510исх направил в адрес ИП Матевосяна Г.М. названный проект соглашения об изъятии.
Принимая во внимание, что соглашение об изъятии ИП Матевосян Г.М. получено, им не подписано и в Департамент не представлено, трехмесячный срок для заключения сторонами соглашения о выкупе, установленный Законом в„– 108-ФЗ, истекает, последний обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 в„– 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
Согласно пункту 16.1 статьи 5 Закона Ульяновской области в„– 059-ЗО (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) исполнительный орган государственной власти Ульяновской области по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, в пределах полномочий, установленных Правительством Ульяновской области, принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Ульяновской области в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, а также совершает иные связанные с таким изъятием действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно положению о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 в„– 500-П "Об утверждении Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области" исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области, а также управление и распоряжение иным имуществом в случаях, установленных законодательством является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (пункт 1.1.); Департамент в качестве уполномоченного органа принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Ульяновской области в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, а также совершает иные связанные с таким изъятием действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 2.5.).
Таким образом, Департамент является органом, уполномоченным на принятие решений об изъятии спорных объектов для государственных нужд Ульяновской области.
Статьей 30 Закона в„– 108-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры (часть 1).
Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (пункт 2 часть 5).
Закон вступил в силу 07.06.2013.
Таким образом, субъектам Российской Федерации предоставлено право изымать земельные участки для государственных нужд в собственность субъекта Российской Федерации для размещения объектов инфраструктуры регионального значения и решение вопроса об изъятии конкретных земельных участков относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации.
Данным федеральным законом предусмотрен специальный порядок изъятия земельных участков. Установление специального порядка направлено на достижение эффективной подготовки Российской Федерации к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также иных сопутствующих мероприятий.
В части 5 статьи 30 данного закона предусмотрено, что изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (далее - объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (далее - объекты инфраструктуры местного значения).
Таким образом, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно части 34 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации в„– 518 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2013 в„– 282 "Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации" утверждена программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, в которой пунктом 98.13 предусмотрена реконструкция тренировочной площадки на центральном стадионе "Труд" в г. Ульяновске по ул. Энгельса.
Согласно части 6.1. статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ для размещения объектов инфраструктуры регионального значения, в том числе для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
1) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
2) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества;
3) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
4) обращение в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
5) обращение в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности субъектов Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Судами установлено, что ИП Матевосян Г.М. был уведомлен Департаментом о принятом решении об изъятии объектов недвижимости, ему вручено соглашение об изъятии для государственных нужд Ульяновской области земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества от 18.08.2015.
После издания данного распоряжения, обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск" был подготовлен отчет в„– 0237/15 об оценке недвижимого имущества, согласно которому рыночная стоимость принадлежащего ИП Матевосяну Г.М. земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости составляет 79 410 000 руб.
В соответствии с частью 23 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ в случае, если соглашение, предусмотренное частью 18 настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Распоряжение Департамента в„– 952-р ИП Матевосян Г.М. либо иными лицами, не оспорено, проект соглашения об изъятии ИП Матевосяном Г.М. ни в течение трех месяцев с момента получения им данного соглашения, ни в ходе судебного разбирательства не подписано.
В статье 239.2 ГК РФ предусмотрено, что отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Истец, в обоснование необходимости изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов указал, что Стадион "Труд" не соответствует требованиям к спортивным площадкам, установленным в техническом задании на проектирование и строительство тренировочных площадок для чемпионата мира по футболу в 2018 году, поскольку к зданию административно-бытового комплекса и другим сооружениям должна быть обеспечена возможность подъезда пожарных машин со всех сторон на расстоянии не менее 8 метров по дороге с твердым покрытием шириной не менее 4,2 метров в соответствии с требованием пункта 12.3 МГСН 1.01-99; обязательно наличие проезда для пожарных машин шириной не менее 3,5 метра и высотой не менее 4,5 метра в соответствии с требованием пункта 8.11 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Истец указал, что на данный момент с учетом фактической застройки прилегающего участка и расположения самого спортивного сооружения реконструкция последнего невозможна, в результате чего возникла необходимость в изъятии указанного выше недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, для государственных нужд Ульяновской области.
Доводы ИП Матевосян Г.М. о том, что нахождение на территории стадиона принадлежащего ему здания не препятствует проведению реконструкции тренировочной площадки, были предметом оценки судов, правомерно им отклонены.
Суд установил, что Центральный стадион "Труд" находится на земельном участке площадью 40 711 кв. м, с кадастровым номером 73:24:041802:648, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования Областному государственному автономному учреждению "Управление спортивными сооружениями".
Из представленного УОГУП БТИ на обозрение суда инвентарного дела на объект: "стадион "Труд", усматривается, что данный земельный участок расположен в границах улиц Энгельса, Гончарова и Карла Маркса.
В свою очередь, принадлежащий ИП Матевосяну Г.М. земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, имеющий адрес: Ульяновская область, г. Ульяновск фактически расположен по ул. Гончарова и является смежным с земельным участком с кадастровым номером 73:24:041802:648.
Проанализировав инвентарные дела УОГУП БТИ, а также представленные ответчиком чертежи границ земельного участка, аэрофотосъемки участка, отчет оценщика, фотоматериалы суд пришел к выводу, что находящееся на данном участке нежилое здание (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга) фактически расположено в "чаше стадиона", что опровергает доводы ответчика об отсутствии необходимости изъятия.
Оценив доводы предпринимателя относительно невозможности применения Стандарта (СТО) "Футбольные стадионы", который определяет требования к футбольным стадионам, их инфраструктуре, именно при проведении футбольных матчей, в то время как стадион "Труд" является лишь тренировочной площадкой, которая не предполагает наличие инфраструктуры, суд обоснованно исходил из следующего.
Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА) утвердила перечень из 60 баз для команд-участниц чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе и в городе Ульяновске, где предматчевая тренировочная площадка планируется к расположению на стадионе "Труд".
Предматчевые тренировочные площадки должны отвечать ряду требований. Так, согласно пункту 1.2. "Перечня основных требований ФИФА по ключевым объектам инфраструктуры городов-организаторов чемпионата мира по футболу":
тренировочные площадки должны находиться не более чем в 20 минутах езды от гостиницы для размещения команд;
помещения для проведения пресс-конференций с не менее чем 100 сидячих мест, с площадкой для фотографов и телевизионных групп;
достаточное количество парковочных мест для зрителей, представителей СМИ и других лиц, назначенных ФИФА, в непосредственной близости от тренировочной площадки с выделенным доступом для автобусов команды;
- помещения для проведения пресс-конференций с не менее чем 100 сидячих мест, с площадкой для фотографов и телевизионных групп.
Поэтому довод ИП Матевосяна Г.М. о том, что стадион "Труд" является лишь тренировочной площадкой, которая не предполагает наличие инфраструктуры является несостоятельным.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в настоящее время на центральном стадионе "Труд" отсутствует второй въезд, в связи с чем Главным Управлением МЧС по Ульяновской области было выдано предписание от 16.06.2015 в„– 254/1/1 об устранении указанного нарушения до 16.03.2016.
Следовательно, ссылка жалобы ответчика на предписание Главного управления МЧС по Ульяновской области от 16.06.2015 в„– 254/1/1, согласно которому принадлежащее ему здание кафе "Милано" не препятствует проезду пожарных машин, также правомерно отклонена судом апелляционной инстанции.Как верно указано судами первой и апелляционной инстанций, подпунктом 6 пункта 2 статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 90 указанного Федерального закона для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих; а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Своду правил СП 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" футбольное поле является сооружением. Таким образом, как к непосредственно футбольному полю стадиона, так и к входящим в состав объекта "Стадион "Труд" зданиям и сооружениям необходимо обеспечение доступа пожарной техники. Поле стадиона по известным всем стандартам представляет собой плоскостное сооружение округлой формы. Таким образом, и пожарный проезд должен свободно функционировать по всему периметру футбольного поля.
Кроме того, Российским футбольным союзом разработан Стандарт (СТО) "Футбольные стадионы", который определяет требования к футбольным стадионам, их инфраструктуре при проведении футбольных матчей на территории Российской Федерации, и которые распространяются на все категории футбольных стадионов.
Данные требования выполнимы и технически осуществимы лишь при предоставлении дополнительной территории со стороны ул. Гончарова, в месте нахождения принадлежащих ответчику земельного участка и объектов недвижимости.
В соответствии с Законом в„– 108-ФЗ одним из направлений деятельности по подготовке спортивных мероприятий является строительство и реконструкция необходимых объектов инфраструктуры, к которым согласно статье 2 этого Закона отнесены предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
В данном случае, судом установлено, что Правительство Российской Федерации, внесло в данную Программу мероприятия по реконструкции расположенного в г. Ульяновске стадиона "Труд".
Спорные объекты находятся во владении ответчика, что препятствует реконструкции стадиона в целях приведения данного объекта в соответствие с обязательными требованиями к спортивным объектам.
Доводы относительно того, что сам стадион "Труд" в полном объеме не подлежит реконструкции отношения к настоящему спору не имеют и судом апелляционной инстанции правомерно отклонены.
Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества ответчика принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия, решение об изъятии недвижимого имущества соответствует закону, ответчиком не оспорено, за изъятием объектов обратилось уполномоченное лицо, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Ссылка ответчика на то, что соглашением не установлен размер и порядок возмещения убытков, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 6 статьи 279 ГК РФ, согласно которому в случае принудительного изъятия такие условия как сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются судом, с указанием на то, что предметом настоящего спора является только требование об изъятии для государственных нужд земельного участка и расположенных на нем объектов, вопрос о денежной компенсации, в связи с изъятием объектов недвижимости, может быть рассмотрен в отдельном судебном разбирательстве.
Суды также обоснованно отклонили доводы ответчика о невозможности проведения реконструкции стадиона, в связи с отсутствием финансирования данного мероприятия, а также отсутствием действий уполномоченных организаций по реконструкции стадиона, по следующим основаниям.
В пункте 98 (13) программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518 предусмотрено, что источником финансирования мероприятий по реконструкции стадиона "Труд" является бюджет субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 10.05.2016 в„– 238-пр "О некоторых мерах по повышению качества реконструкции тренировочной площадки на центральном стадионе "Труд" в целях подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедерации FIFA главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, направленных на реконструкцию стадиона "Труд" определено Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области, а ОГАУ "Управление спортивными сооружениями" - единым заказчиком в части подготовки проектной документации по реконструкции.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 05.08.2013 в„– 351-П "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области", постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 в„– 37/416-П утверждена государственная программа Ульяновской области "Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014 - 2018 годы".
Государственным заказчиком государственной программы является Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области. Сроки и этапы реализации государственной программы 2014 - 2018 годы.
В рамках данной госпрограммы предусмотрено выделение средств из областного бюджета Ульяновской области на осуществление мероприятия "Подготовка проектной документации для реконструкции Центрального стадиона "Труд", проверка достоверности сметной стоимости, реконструкция, капитальный ремонт, в том числе приобретение оборудования для реконструкции, ремонта Центрального стадиона "Труд".
На основании пункта 98 (13) программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518, Министерством спорта Российской Федерации предусмотрено из федерального бюджета на реконструкцию тренировочной площадки на центральном стадионе "Труд" в размере 99,8 млн. руб.
Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области были утверждены технические задания на выполнение работ по реконструкции центрального стадиона "Труд".
По заявке ОГАУ "Управление спортивными сооружениями" ООО НИППИ "УльяновскСтройПроект" разработало план-предложение реконструкции центрального стадиона "Труд".
Также в материалы дела представлена проектная документация по реконструкции центрального стадиона "Труд" раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка".
Доводы ответчика сводятся к оспариванию самого факта необходимости проведения реконструкции стадиона "Труд". Указанное опровергается документами, представленными истцом и ОГАУ "Управление спортивными сооружениями" в материалы настоящего дела, а также представленными ответчиком фотоматериалами, из которых следует, что изымаемое вместе с земельным участком трехэтажное здание, принадлежащее ответчику на праве собственности, фактически расположено на стадионе, что в свою очередь препятствует как самой реконструкции, так и влечет угрозу жизни и здоровью граждан при проведении на стадионе культурно-массовых мероприятий.
Как верно указал суд апелляционной инстанции пояснения представителя ответчика о возможности устройства пожарного проезда на стадионе без изъятия имущества ответчика не могут служить бесспорным доказательством, поскольку указанное лицо является заинтересованным в исходе данного дела (будучи представителем ИП Матевосяна Г.М.).
Сама процедура изъятия недвижимого имущества для государственных нужд Ульяновской области ответчиком по делу не оспаривается.
Суд установил, что требования Закона в„– 108-ФЗ по осуществлению установленной процедуры изъятия спорных земельных участков (опубликование распоряжения, уведомление об этом собственника участка, вручение последнему проекта соглашения о выкупе данного участка) истцом выполнены.
На дату рассмотрения настоящего дела соответствующее соглашение стороны не подписали, земельный участок и объекты недвижимости находятся в фактическом владении предпринимателя, что препятствует проведению реконструкции стадиона "Труд".
В связи с указанным суд обоснованно удовлетворил требование Департамента и принудительно изъял у ИП Матевосяна Г.М. для государственных нужд в пользу Ульяновской области для размещения объектов инфраструктуры: земельный участок с кадастровым номером 73:24:041802:657, площадью 1883 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, адрес (местонахождение): Ульяновская область, г. Ульяновск, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества: нежилое здание (многофункциональный торгово-офисный комплекс с объектами досуга) с кадастровым номером 73:24:041802:192, площадью 835 кв. м, инв. в„– 030300, литера М, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова, в„– 21, строение 1; сооружение-бассейн с фонтаном, с кадастровым номером 73:24:041802:652, площадью 417,7 кв. м, адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Гончарова.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.05.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 по делу в„– А72-983/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------