Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2016 N Ф06-13730/2016 по делу N А55-30312/2015
Требование: Об обязании прекратить деятельность по эксплуатации дебаркадера на участке акватории водного объекта для размещения пункта для посадки и высадки пассажиров.
Обстоятельства: По мнению учреждения, установка обществом спорного сооружения в заповедной зоне послужила причиной многочисленных нарушений режима национального парка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доводы учреждения отклонены, ответственность общества как перевозчика за последующую деятельность пассажиров после исполнения договора перевозки законом не предусмотрена, доказательства того, что деятельность общества повлекла оказание вредного воздействия на окружающую среду и причинение ущерба, не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. в„– Ф06-13730/2016

Дело в„– А55-30312/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
истца - Дудкина А.В. (доверенность от 05.10.2016),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк "Самарская лука"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А55-30312/2015
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк "Самарская лука", Самарская область, г. Жигулевск (ОГРН 1026303245616, ИНН 6345003910) к обществу с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие", г. Самара (ОГРН 1096317003980, ИНН 6317079427) при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, г. Самара, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара, Марковой Елены Александровны; Степановой Валентины Яковлевны. об обязании прекратить деятельность, с извещением Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Самара,

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк "Самарская лука" (далее - ФГБУ Национальный парк "Самарская лука") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об обязании общество с ограниченной ответственностью "Самарское речное пассажирское предприятие" (далее - ООО "СРПП") прекратить деятельность по эксплуатации дебаркадера (понтона) в участке акватории водного объекта р. Волга (Саратовское водохранилище), код водного объекта КАС/ВОЛГА/1465. Водохозяйственный участок 11.01.00.015, на 1385 км, правый берег, для размещения остановочного пункта для посадки и высадки пассажиров, остановочный пункт Шелехметь.
Заявителем требования уточнены, согласно уточнению, заявитель просил обязать ООО "СРПП" прекратить деятельность: - по размещению причального сооружения на земельном участке заповедной и особо охраняемой зон Рождественского объединенного участкового лесничества; - по высадке пассажиров на земельный участок заповедной и особо охраняемой зон Рождественского объединенного участкового лесничества, - осуществляемую при эксплуатации дебаркадера (понтона) в участке акватории водного объекта р. Волга (Саратовское водохранилище), код водного объекта КАС/ВОЛГА/1465. Водохозяйственный участок 11.01.00.015, на 1385 км, правый берег, для размещения остановочного пункта для посадки и высадки пассажиров, остановочный пункт Шелехметь. Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял уточнение заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГБУ Национальный парк "Самарская лука" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В судебном заседании 06.10.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09 часов 40 минут 13.10.2016. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности ООО "СРПП" является осуществление пассажирских и грузовых перевозок внутренним водным транспортом. Один из нескольких остановочный пункт для посадки и высадки пассажиров (станция Шелехметь) принадлежит ООО "СРПП". Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. ФГБУ Национальный парк "Самарская лука", ссылаясь на акты обследования земельного участка от 16.07.2014, 14.05.2014, 29.04.2014, 15.10.2014, фотоматериалы и предписание от 23.06.2014 в„– 4, утверждает, что путем установки мостков-сходней Общество обеспечивало проход граждан на территорию Национального парка, а именно кв. 22-23 Рождественского участкового лесничества (т. 1 л.д. 20-31). При этом ООО "СРПП" не являлось правообладателем земельного участка, на который доставлялись пассажиры прибывающего речного транспорта.
По мнению заявителя, установка причального сооружения и мостков-сходней пристани Шелехметь в зоне Рождественского участкового лесничества кв. 22 (заповедная зона), кв. 23 (особо охраняемая зона) выдел 54 послужила причиной многочисленных нарушений режима Национального парка, как следствие выразившихся в обеспечении доставки граждан в заповедную и особо охраняемую зоны Рождественского участкового лесничества. Граждане, незаконно проникающие на территорию кв. 22,23, в процессе осуществления хозяйственной деятельности наносят ущерб особо охраняемым природным территориям национального парка. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.Согласно статье *** Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов, а отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
ООО "СРПП" является организацией внутреннего водного транспорта, так как в соответствии со статьей 3 КВВТ РФ осуществляет судоходство, а именно деятельность, связанную с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа на основании лицензии, используя в качестве остановочных пунктов понтоны и дебаркадеры, принадлежащие организации на праве собственности.
В соответствии со статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса. Водным кодексом Российской Федерации установлено, что использование поверхностных водных объектов для целей водного транспорта в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 КВВТ РФ в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях.
На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом учтено, что в силу пункта 8 статьи 10 КВВТ РФ право пользования береговой полосой не распространяется на особо охраняемые природные территории, территории гидротехнических сооружений, земельные участки, на которых размещены мелиоративные сооружения, полосы отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки, укрепленные специальными сооружениями, и на другие земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации, однако правильно отмечено, что указанное в пункте 1 статьи 10 КВВТ РФ право пользования береговой полосой не связано с необходимостью получения какого-либо разрешения на пользование определенным участком береговой полосы и реализуется пользователем в установленных целях самостоятельно.
В силу пункта 2 статьи 10 КВВТ РФ Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.
Положением об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 в„– 71, определено, что береговая полоса внутренних водных путей Российской Федерации является зоной с особыми условиями пользования, эти особые условия пользования береговой полосой предусматривают ограничения при осуществлении в пределах этой полосы хозяйственной деятельности, которые устанавливаются для обеспечения безопасности судоходства.
Согласно пункту 6 указанного выше Положения в целях проведения связанных с обеспечением транспортного процесса работ по устройству временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и иных плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров участок береговой полосы может быть предоставлен во временное пользование юридическим или физическим лицам.
На временное пользование участком береговой полосы в целях, указанных в пункте 6 Положения, бассейновый орган, в ведении которого находится этот участок береговой полосы, выдает юридическому или физическому лицу разрешение на срок, устанавливаемый этим органом (пункт 7 Положения).
В соответствии с пунктом 12 Положения контроль за соблюдением особых условий пользования береговой полосой осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации или бассейновыми органами.
В соответствии со статьей 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: 1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; 2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) причинения вреда окружающей среде; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из того, что выписка из государственного кадастра недвижимости от 12.10.2010 в„– 63-00-102/10-437417 в отношении земельного участка кадастровый номер 63:17:0000000:346 содержит особые отметки: площадь ориентировочная, сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Кадастровый номер 63:17:0000000:346 равнозначен кадастровому номеру 63:17:0000000:0346. Сведения о кадастровой стоимости отсутствуют (т. 1 л.д. 11-17). Результаты межевания земельного участка кадастровый номер 63:17:0000000:346 в материалах дела отсутствуют.
ООО "СРПП" представило в материалы дела Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:17:0213007. Схема подготовлена на основании данных ФГБУ "ФКП Росреестра" в виде кпт в„– 63-00-102/14-172657 от 17.03.2014 кадастровым инженером Галиповой И.И. (т. 1 л.д. 119-120).
Согласно данной схеме, содержащей Каталог координат поворотных точек границ земельного участка, выходы на пристань находятся в границах береговой полосы р.Волги, но не достигают границы заповедной зоны на территории Национального парка "Самарская лука".
Судом отмечено в решении, что карта-схема функционального зонирования ФГБУ Национальный парк "Самарская лука", Приложение в„– 3 к Положению о ФГБУ Национальный парк "Самарская лука", утвержденному Приказом МПР РФ от 25.02.2015 в„– 69, представленная заявителем, в силу своего масштаба и отсутствия сведений о координатах поворотных точек границ земельных участков не опровергает доказательство ответчика. Судом учтено, что корректировкой технико-экономического обоснования организации государственного природного национального парка "Самарская Лука", выполненной ВГПИИ "Союзгипролесхоз" в 1990 году, на которую ссылается заявитель, установлено следующее: "Границы ГПНП "Самарская Лука" были установлены решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 в„– 333 (с учетом "Принципиальной схемы природопользования на территории "Самарской Луки", разработанной членами Совета Куйбышевского отделения Всероссийского общества охраны природы), уточнены в процессе разработки данного ТЭО и проекта районной планировки ГПНП и утверждены решением Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 21.06.1989.
Таким образом, границей ГП Национальный парк "Самарская лука" следует считать: 1. на западе - тальвег оврага Ближний Барак, включая с. Переволоки, восточная граница поселка Железобетонного завода и урез воды правого берега Усинского залива; 2. на севере - урез воды правого берега Куйбышевского водохранилища с исключением территории собственно города Жигулевска, рабочего поселка Яблоневый овраг, а также земель Жигулевского государственного заповедника им. И.И. Спрыгина; 3. на востоке - урез воды реки Волги с исключением островов Зелененький, Рождествено, Поджабный, Быстренький; 4. на юге - урез воды Саратовского водохранилища, включая Мордовинские (Кольцовские) острова.
Судом правильно указано на то, что представленная информация в силу отсутствия сведений о координатах поворотных точек границ земельных участков и небольших размерах используемых ответчиком участков береговой полосы является не конкретной и не может опровергнуть схему кадастрового инженера.
Копия свидетельства о государственной регистрации права от 11.03.2011 также не свидетельствует, что причальное сооружение и мостки-сходни пристани Шелехметь находятся в заповедной зоне.
Из материалов фотосъемки пристани "Шелехметь", представленных заявителем, следует - помимо касания мостков-сходень края береговой полосы ООО "СРПП" на земельном участке никакой хозяйственной деятельности не ведет. Само же причальное сооружение (дебаркадер) находится в акватории р. Волги.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации ООО "СРПП" обратилось в Отдел водных ресурсов по Самарской области с заявлением о предоставлении в пользование акватории водного объекта р. Волга (Саратовское водохранилище), код водного объекта КАС/ВОЛГА/1465. Водохозяйственный участок 11.01.00.015, на 1385 км, правый берег, для размещения остановочного пункта для посадки и высадки пассажиров, остановочный пункт Шелехметь. По результатам проведения аукциона на приобретение права заключения договора водопользования договор водопользования заключен с НижнеВолжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов сроком до 2020 года (т. 1 л.д. 94-102). Кроме того, 19.03.2013 в соответствии со статьей 10 КВВТ РФ и Положения на основании протокола заседания комиссии Самарского РВПиС по согласованию предоставления земельного участка во временное пользование в пределах береговой полосы, для установки и учалки дебаркадера, устройства береговых мостков для посадки и высадки пассажиров, ООО "СРПП" получило возможность использования прилегающего земельного участка и акватории водного объекта в месте расположения остановочного пункта Шелехметь (т. 1 л.д. 89-92). Согласно выписки из протокола в„– 03-03/2013 заседания комиссии по согласованию и выдаче технических условий при Самарском РВПиС от 19.03.2013, ООО "СРПП" согласовано выделение акватории ВВП Волжского бассейна для использования в целях установки дебаркадеров (понтонов) для подхода судов для посадки-высадки пассажиров. Испрашиваемый участок акватории расположен на правом берегу р. Волга на траверзе 1749,8 км (остановочный пункт "Шелехметь") по Атласу ЕГС ЕЧ РФ, том 6 часть 2, изд. 2006 г., со следующими габаритами акватории: длиной 60 м, шириной 35 м, при выполнении следующих условий: - обеспечить необходимые и безопасные условия (в том числе габариты) для стоянки и движения судов на акватории и водном подходе; - выполнить русловую съемку участка акватории и подхода к ней; - проводить ежегодное траление акватории и подхода к ней.
ООО "СРПП" ежегодно подготавливает и реализует "План природоохранный мероприятий" по исключению сверхнормативного воздействия на водный объект в районе размещения остановочного пункта Шелехметь для посадки и высадки пассажиров, а также выполняет "Программу регулярных наблюдений за состоянием участка акватории Саратовского водохранилища и его водоохранной зоной в границах участка водопользования", что свидетельствует о выполнении требований главы 6 Водного кодекса Российской Федерации.
Компетентный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, зная о статусе особо охраняемой природной территории Национального парка "Самарская Лука", согласовал в ходе заключения договора водопользования право ООО "СРПП" на пользование определенными участками береговой полосы для установки дебаркадера и посадки-высадки пассажиров.
Судом сделан правильный вывод о том, что ФГБУ Национальный парк "Самарская лука" в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, истцом не представлено доказательств возможности причинения вреда, а также необходимости запрещения деятельности, создающей опасность причинения вреда. Судом правомерно отклонены доводы заявителя о том, что ООО "СРПП" способствует незаконному присутствию граждан, возведению ими строений, причинению ущерба лесонасаждениям и почвенному покрову, постоянно возникающим пожарами в лесном фонде, причинами которых является деятельность нарушителей в связи с отсутствием надлежащих доказательств.
Ответственность перевозчика за последующую деятельность пассажиров после исполнения договора перевозки законом не предусмотрена. Иных доказательств, бесспорно подтверждающих факт деятельности ответчика с осуществлением вредного воздействия на окружающую среду и причинение ущерба, истцом в материалы дела не представлено.
Судом правильно учтено, что удовлетворение заявленных требований затрагивает экономическую деятельность ответчика, поскольку это влечет снижение его дохода от перевозочной деятельности, а также затрагивает право на владение имуществом, а также, что удовлетворение заявленных требований затрагивает права и законные интересы неограниченного круга граждан на пользование ресурсами национального парка как объекта общенационального достояния. Пристань "Шелехметь" исторически находится с 1939 года в данном месте около территориально одноименного населенного пункта. С 1949 по 1970 годы около пристани на основании решений Куйбышевского Облисполкома были созданы 8 баз отдыха, до которых добраться можно только водным путем.
Доводы кассационной жалобы по существу не содержат в себе оснований к отмене обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов. Поскольку, не опровергнут вывод, что Схема кпт в„– 63-00-102/14-172657 от 17.03.2014 содержит Каталог координат поворотных точек границ земельного участка, подтверждающая, что выходы на пристань находятся в границах береговой полосы р. Волги и не достигает границы заповедной зоны на территории Национального парка "Самарская лука" Иных документов кадастрового учета опровергающих данный вывод материалы дела не содержат.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 по делу в„– А55-30312/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------