Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2016 N Ф06-23398/2015 по делу N А06-8889/2013
Требование: Об обязании ответчиков совместно провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения в соответствии с разработанной научно-проектной документацией.
Обстоятельства: Истец сослался на невыполнение ответчиками требований предписания о необходимости принятия мер для начала ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта культурного наследия.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия подтвержден; ответчики, которым на праве собственности принадлежит объект культурного наследия, обязаны принять меры по сохранению данного объекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. в„– Ф06-23398/2015

Дело в„– А06-8889/2013

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Вильданова Р.А., Сабирова М.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015 (судья Смирнова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Борисова Т.С.)
по делу в„– А06-8889/2013
по исковому заявлению Министерства культуры Астраханской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, индивидуальному предпринимателю Кросину Александру Ивановичу об обязании совместно провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, согласно научно-проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, в следующем порядке: обязать индивидуального предпринимателя Кросина Александра Ивановича в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, начать производство первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в месячный срок со дня окончания индивидуальным предпринимателем Кросиным Александром Ивановичем первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа, начать проведение ремонтно-реставрационных работ второго этапа,

установил:

Министерство культуры Астраханской области (далее - истец, Министерство культуры) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества) об обязании ответчика в месячный срок, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И.Кросиным, разработать научно-проектную документацию на проведение ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; в течение четырнадцать дней со дня завершения работ по разработке научно-проектной документации, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И.Кросиным, согласовать ее с истцом в порядке, предусмотренном действующим законодательством; в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации, совместно с собственником нежилых помещений первого этажа А.И.Кросиным, начать производство ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в соответствии с разработанной проектной документацией.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Кросин Александр Иванович (далее - ИП Кросин А.И.).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 по делу в„– А06-8889/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 по делу в„– А06-8889/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.05.2015 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу в„– А06-8889/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
В процессе нового рассмотрения настоящего спора истец уточнил субъектный состав участников спора, в порядке статьи 46 АПК РФ заявил ходатайство о привлечении ИП Кросина А.И. к участию в деле в качестве соответчика, а также, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать ТУ Росимущества, ИП Кросина А.И. совместно провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания, согласно научно-проектной документации, разработанной обществом с ограниченной ответственностью "Норд-Билд-2" (далее - ООО "Норд-Билд-2") шифр 5-12/11/2014-2015, в следующем порядке:
- обязать ИП Кросина А.И. в месячный срок со дня согласования научно-проектной документации разработанной ООО "Норд-Билд-2" шифр 5-12/11/2014-2015, начать производство первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа;
- обязать ТУ Росимущества в месячный срок со дня окончания ИП Кросиным А.И. первоочередных противоаварийных мероприятий первого этапа, начать проведение ремонтно-реставрационных работ второго этапа. Судом первой инстанции ходатайства истца удовлетворены.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 в„– 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, начало XX века" по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
По результатам проведенного представителями Министерства культуры Астраханской области осмотра объекта культурного наследия составлен акт от 13.05.2011, согласно которому объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, помещения повреждены пожаром, в результате чего происходит утрата его историко-культурной ценности.
Управлением по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области 17.05.2011 в адрес ответчика направлено уведомление и выдано предписание, с требованием в месячный срок со дня получения уведомления принять меры необходимые для начала ремонтно-реставрационных работ на здании-памятнике в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране объектов культурного наследия.
Невыполнение ответчиком требований предписания Управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области от 17.05.2011 в„– 14 о необходимости принятия мер для начала ремонтно-реставрационных работ явилось основанием обращения с иском в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу в„– А06-6450/2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, удовлетворены исковые требования Министерства культуры Астраханской области об обязании ТУ Росимущества Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, начало XX века" и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией по указанному объекту культурного наследия.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.08.2012 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 в„– ВАС-16511/12 по делу в„– А06-6450/2011 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
ТУ Росимущества Астраханской области письмом от 13.09.2013 в„– 04-05/4-489 направило истцу заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций 2-х этажного здания-объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по адресу: г. Астрахань, ул. Оленегорская, 4 лит. А. Согласно заключению Государственного предприятия Астраханской области Проектно-технологического треста "Оргтехстрой" от 02.09.2013 в„– 72, ограждающие кирпичные конструкции, фундаменты, междуэтажные перекрытия, кровля здания-памятника находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 64 к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Таким образом, фундаменты, ограждающие кирпичные конструкции, конструкции кровли и междуэтажного перекрытия здания объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, начало XX века" по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани, где зафиксированы дефекты, описанные в техническом заключении Проектно-технологического треста "Оргтехстрой", находятся в общедолевой собственности, а затраты на их содержание в надлежащем техническом состоянии должны осуществляться всеми собственниками солидарно.
Поскольку, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, истец направил в адрес ответчика письмо от 02.10.2013 в„– 2418/01-19 и предписание от 02.10.2013 в„– 35 с требованием в двухнедельный срок со дня получения настоящего уведомления, совместно с другими собственниками, принять меры к проведению ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта, являющихся общим имуществом здания, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Также в адрес А.И.Кросина было направлено письмо от 14.10.2013 в„– 2418/01-19 с аналогичными требованиями.
Требования Министерства культуры Астраханской области по сохранению объекта культурного наследия, изложенные в письме от 02.10.2013 в„– 2418/01-19, и предписание в„– 35 от 02.10.2013 ТУ Росимущества в Астраханской области исполнены не были, в связи с чем, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон в„– 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 48 Закона в„– 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным, земельным законодательством Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В преамбуле упомянутого закона указано, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу статьи 33 указанного Закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя также установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Исходя из статьи 61 Закона в„– 73-ФЗ ответственность может быть уголовной, административной или иной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается наряду с вышеизложенными мерами привлечением лиц к юридической ответственности, в том числе гражданско-правовой, целью которой является принудительное имущественное воздействие на нарушителей установленных законом или договором требований по охране таких объектов.
Как следует из материалов дела и вступившего в законную силу решения арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу в„– А06-6450/2011, постановлением Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 в„– 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Распоряжением от 23.11.2004 за в„– 146-р "О передаче и закреплении нежилого помещения, расположенного на 2-м этаже здания по ул. Оленегорская, 4 литер А, г. Астрахани", спорный объект недвижимости передан Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области и закреплен на праве оперативного управления.
Первый этаж здания находится в собственности ИП Кросина А.И., в котором размещается магазин "Книги", второй этаж - в государственной собственности.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Закона в„– 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Согласно представленным документам, объект культурного наследия является федеральной собственностью и закреплен на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 в„– 374 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области осуществляет функции собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации.
Факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия выявлен Министерством культуры Астраханской области еще в 2011 году.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу в„– А06-6450/2011 требования Министерства культуры Астраханской области удовлетворены. Суд обязал территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия; провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией в объекте культурного наследия "Дом жилой с лавками, нач. XX в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахани в нежилом помещении 6, литер строения А, этаж 2.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и постановлению Министерства культуры Астраханской области от 23.12.2013 в„– 54-п "Об административном регламенте министерства культуры Астраханской области по исполнению государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" (далее - административный регламент) Министерством в рамках государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и согласно распоряжению министерства от 26.06.2014 в„– 301-р с 07.07.2014 по 31.07.2014 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТУ Росимущества в Астраханской области, по результатам которой выдано предписание от 01.08.2014 в„– 11 с требованием в двухнедельный срок со дня получения предписания совместно с другими собственниками принять меры к проведению ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта, являющихся общим имуществом, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу статьи 43 Закона в„– 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Статьей 47.3. Закона в„– 73-ФЗ установлена обязанность собственника объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Факт неудовлетворительного технического состояния объекта культурного наследия никем из участников процесса не оспорен.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 43, 45, 47.2, 47,3 Закона в„– 73-ФЗ ответчики обязаны принять меры к сохранению объекта культурного наследия, принадлежащего им на праве собственности и провести ремонтно-реставрационные работы на конструкциях объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой с лавками, нач. ХХ в." по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань, являющихся общим имуществом здания.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Заявитель кассационной жалобы не лишен возможности осуществить необходимые мероприятия, предусмотренные законодательством о государственных закупках, в целях исполнения настоящего судебного акта.
В силу статьи 10 ГК РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Нормы гражданского законодательства не содержат исключений по содержанию собственниками нежилых помещений, являющихся общим имуществом.
Настоящий спор рассматривается с декабря 2013 и заявитель кассационной жалобы имел возможность принять надлежащие меры по исполнению возложенных на него законом обязанностей, как на собственника нежилых помещений (предмета спора).
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 26.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А06-8889/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА

Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
М.М.САБИРОВ


------------------------------------------------------------------