Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2016 N Ф06-9025/2016 по делу N А12-47323/2015
Требование: О взыскании чистой прибыли предприятия.
Обстоятельства: Орган по управлению государственным имуществом ссылался на то, что государственное предприятие не уплатило в федеральный бюджет часть чистой прибыли согласно установленным нормативам отчислений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку органом по управлению государственным имуществом не исполнена обязанность по утверждению бухгалтерской отчетности предприятия и по принятию решения о перечислении в бюджет определенной части прибыли этого предприятия за спорный период.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. в„– Ф06-9025/2016

Дело в„– А12-47323/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Гильмановой Э.Г., Топорова А.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016 (судья Дашкова Н.В.)
по делу в„– А12-47323/2015
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области к федеральному государственному унитарному предприятию "Агат", г. Волгоград, о взыскании задолженности,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - Управление) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Агат" (далее - Предприятие) о взыскании 823 000 руб. чистой прибыли за 2014 год.
Исковое заявление мотивировано наличием у Предприятия обязанности по перечислению в бюджет части чистой прибыли по итогам деятельности за 2014 год, частично обязанность исполнена.
Предприятие в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку Управлением не исполнена обязанность по утверждению бухгалтерской отчетности Предприятия, заявленная ко взысканию сумма является необоснованной, Предприятие не отказывается от перечисления прибыли в размере 200 000 руб.
До вынесения решения по существу спора Управлением был уменьшен размер исковых требований до 673 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016 (судья Дашкова Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2016 Управлению отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, апелляционная жалоба возвращена заявителю.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебный акт.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Управление ссылается на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтены следующие обстоятельства: законом установлена обязанность Предприятия по перечислению в федеральный бюджет части чистой прибыли, размер подлежащей перечислению в бюджет чистой прибыли установлен распоряжением Федерального агентства, распоряжение не оспорено.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность обжалованного по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Управления, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.
Предприятие является коммерческой организацией, имущество за которым закреплено на праве хозяйственного ведения.
Согласно представленному в материалы дела бухгалтерскому балансу по итогам 2014 года чистая прибыль Предприятия составила 873 000 руб.
30.04.2015 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом издано распоряжение в„– 287-р "О перечислении в федеральный бюджет части прибыли федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Росимуществу в 2015 году", в соответствии с которым, утверждено распределение прибыли Предприятия за 2014 год в размере 873 000 руб.
На момент вынесения решения по делу в федеральный бюджет Предприятием перечислено 200 000 руб. чистой прибыли.
Неисполнение Предприятием обязанности по перечислению в федеральный бюджет чистой прибыли в полном объеме послужило основанием для обращения Управления в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Управления, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 в„– 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о госпредприятиях), собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 20 Закона о госпредприятиях установлено, что собственник имущества унитарного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово- хозяйственной деятельности унитарного предприятия, а также утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.
Согласно пункту 4 раздела II "Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области", утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 в„– 63, Управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу указанного положения, Управление принимает меры для обеспечения и несет ответственность за поступление в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти).
В соответствии с "Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 в„– 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", в целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными предприятиями и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно, до 5 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность, предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащий перечислению в федеральный бюджет в текущем году.
Пунктами 1, 2, 6, 7 указанных правил установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.
Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 в„– 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, а также определяют подлежащую перечислению в федеральный бюджет часть прибыли предприятия.
Как следует из материалов дела, Предприятием в установленный срок были представлены в Управление отчет о деятельности Предприятия за 2014 год, программа деятельности Предприятия на 2015 год, а также технико-экономическое обоснование к ней.
Распоряжением Росимущества от 30.10.2014 в„– 1155-р утверждена программа деятельности Предприятия на 2015 год и технико-экономическое обоснование к ней. В приложении в„– 2 к данному распоряжению о плановых показателях предприятий определена часть чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в размере 200 000 руб.
Пунктом 3.3 указанного распоряжения предусмотрено в случае необходимости уточнение программы деятельности предприятия с учетом целевых функций и финансовых моделей.
Доказательства уточнения программы деятельности Предприятия и плановых показателей подлежащей перечислению в федеральный бюджет чистой прибыли, утвержденных распоряжением Росимущества от 30.10.2014 в„– 1155-р в материалы дела не представлены.
Кроме того, для определения размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет необходимо решение федерального органа исполнительной власти, принятое им не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.
Как установлено судом первой инстанции, доказательства принятия в срок до 1 мая 2015 указанного выше решения, принятого с соблюдением установленных правил, о размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, в материалы дела не представлены. В то же время, до принятия в установленном порядке решения по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли, размер прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, не может быть признан определенным, а обязанность по ее перечислению - установленной.
При этом судебная коллегия суда округа учитывает, что подлежащая перечислению в федеральный бюджет сумма чистой прибыли определена Управлением лишь исходя из данных бухгалтерской отчетности Предприятия, без учета отчета о деятельности Предприятия за прошедший год и программы деятельности Предприятия, утвержденной Распоряжением Росимущества от 30.10.2014 в„– 1155-р.
Так же, отказывая в удовлетворении требований Управления, суд первой инстанции обоснованно сослался на неисполнение Управлением требований пункта 9 статьи 20 Закона о госпредприятиях, предусматривающего утверждение собственником имущества бухгалтерской отчетности Предприятия. Не утверждение бухгалтерской отчетности исключает возможность определения размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, в порядке, предусмотренном указанными выше правилами.
Фактически доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, фактически направлены на переоценку выводов суда, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и материалам дела, в связи с чем судебной коллегией суда округа правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016 по делу в„– А12-47323/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.М.САБИРОВ

Судьи
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------