Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.06.2016 N Ф06-9164/2016 по делу N А55-20987/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении кадастровому органу сведений об установлении территориальных зон, о координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден в отношении зон охраны объекта культурного наследия.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку с момента установления охранных зон объекта культурного наследия независимо от включения его в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации сведения об охранных зонах подлежат направлению в уполномоченный по ведению кадастрового учета орган для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. в„– Ф06-9164/2016

Дело в„– А55-20987/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Догадина С.В., служебное удостоверение в„– 208083/1030,
ответчика - Крайновой Е.Н., доверенность от 14.10.2015 в„– 26-04/3008,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства культуры Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 (судья Медведев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кувшинов В.Е., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-20987/2015
по заявлению Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области, г. Самара к Министерству культуры Самарской области, г. Самара, к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Правительства Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий (бездействия),

установил:

заместитель прокурора Самарской области (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области (далее - ответчик, Министерство) по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства РФ "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы".
В суде первой инстанции заявитель уточнил заявленные требования, в соответствии с которыми просит признать незаконным бездействие Министерства по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 в„– 71, выразившегося в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства от 06.06.2012 в„– 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 в„– 25, от 16.12.2014 в„– 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы" и обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 в„– 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 в„– 25, от 16.12.2014 в„– 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы".
Решением суда первой инстанции от 15.12.2015 принят отказ от заявления по делу в„– А55-20987/2015 в части требований о возложении обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства от 06.06.2012 в„– 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 в„– 25, от 16.12.2014 в„– 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы". Производство по делу в„– А55-20987/2015 в указанной части суд прекратил.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве Прокуратура Самарской области, полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей третьи лица в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом Министерства от 06.06.2012 в„– 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе: "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы" (г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 154) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова. Сад кумысолечебницы".
В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 "О государственном кадастре объектов недвижимости" от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ (далее - Закон в„– 221-ФЗ) Министерство в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу Приказа Министерства от 06.06.2012 в„– 8 обязано было представить в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2015 в„– 10958 в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от Министерства, указанные выше документы до настоящего времени не представлены.
Заявитель, посчитав, что Министерство допустило незаконное бездействие, противоречащее нормам Закона в„– 221-ФЗ и нарушающее права публично-правового образования, установленные статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации на устойчивое развитие территории, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ (далее - Закон в„– 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 в„– 315 (действовавшему в период бездействия), проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона в„– 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использован территорий.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона в„– 221-ФЗ Министерство в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу приказа Министерства от 06.06.2012 в„– 8 обязано было представить в орган кадастрового учета документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Закона в„– 221-ФЗ.
Перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней зональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 в„– 618 "Об информационном взаимодействий при ведении государственного кадастра недвижимости", а впоследствии - постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71 "Об утверждения правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требования к формату таких документов в электронной форме".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Министерство направило письмо от 02.07.2012 в„– 26-04/1816, согласно которому копия приказа от 06.06.2012 в„– 8, а также СД - диск границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, были направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
Однако, доказательств направления письма от 02.07.2012 в„– 26-04/1815 и соответствующих приложений в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области материалы дела не содержат.
Следовательно, как установили суды нижестоящих инстанций, Министерством в период действия его полномочий не исполнена обязанность, предусмотренная частью 6 статьи 15 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Закона в„– 73-ФЗ здание, расположенное по указанному адресу, входит в состав выявленного объекта культурного наследия, зарегистрированного в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области.
Здание бывшей кумысолечебницы Н.В.Постникова по указанному адресу было принято на государственную охрану как памятник истории г. Куйбышева местного значения решением Исполнительного Комитета Куйбышевского областного совета народных депутатов от 06.05.1987 в„– 165.
Список вновь выявленных объектов культурного наследия на территории области утвержден распоряжением главы администрации Самарской области от 06.05.1993 в„– 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области" (кумысолечебница и сад кумысолечебницы отнесены к памятникам и ценным объектам архитектуры и градостроительства и гражданской истории г. Самара (Октябрьский район п. 9, 10).
Кроме того, заключением государственной историко-культурной экспертизы, данный объект культурного наследия рекомендован к включению в государственный список объектов культурного наследия (недвижимых памятников) истории и культуры, расположенных на территории Самарской области.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 в„– 33, границы территорий недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под государственную охрану.
Таким образом, с момента установления охранных зон объекта культурного наследия независимо от включения его в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации сведения об охранных зонах в объеме и формах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71, в установленные законодательством сроки, подлежат направлению в уполномоченный по ведению кадастрового учета орган. Независимо от принадлежности охранных зон объектов культурного наследия к объектам землеустройства, в случае их установления, сведения о них в объеме и формах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 в„– 71, подлежат направлению в установленные сроки в уполномоченный орган для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости.
В кассационной жалобе Министерство оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016 по делу в„– А55-20987/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------