Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-7895/2016 по делу N А65-23124/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа, о приостановлении действия оспариваемых актов.
Обстоятельства: Оспариваемым решением муниципальные органы признаны нарушившими законодательство о защите конкуренции в связи с созданием обществу преимущественных условий в сфере предоставления в аренду и использования земель, предназначенных для нужд деревообрабатывающего комбината.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. в„– Ф06-7895/2016

Дело в„– А65-23124/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Миначова Р.А. (доверенность от 31.12.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДСК МАМАДЫШ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2015 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Кувшинов В.Е., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А65-23124/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДСК МАМАДЫШ", Мамадышский район Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения от 07.08.2015 в„– РХ-06/12386 по делу в„– 06-111/2015 и предписания от 04.07.2015 в„– 06-111/2015-2, о приостановлении действия оспариваемых актов, с участием третьих лиц: главы Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДСК МАМАДЫШ" (далее - ООО "ДСК МАМАДЫШ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 07.08.2015 в„– РХ-06/12386 по делу в„– 06-111/2015 и предписания от 04.07.2015 в„– 06-111/2015-2, о приостановлении действия оспариваемых актов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "ДСК МАМАДЫШ" с принятыми по делу судебными актами не согласилось, просит их отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку сам факт заключения с единственным участником аукциона соглашения не может свидетельствовать о нарушении требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при отсутствии каких-либо доказательств наличия согласованных действий, запрещенных названной нормой. По мнению общества, судами не выяснено наличие возможных либо действительных негативных последствий для определенной конкурентной среды, вызванных действиями главы Мамадышского муниципального района РТ, МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района РТ" (далее - Палата имущественных и земельных отношений), ООО "ДСК МАМАДЫШ".
Палата имущественных и земельных отношений заявила ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие ее представителя.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя УФАС по РТ, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, решением антимонопольного органа от 07.08.2015 в„– РХ-06/12386 по делу в„– 06-111/2015 ООО "ДСК МАМАДЫШ", глава Мамадышского муниципального района РТ, Палата имущественных и земельных отношений признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в достижении соглашения в виде договоренности при заключении договора аренды от 18.03.2014 в„– 2014/11 земельного участка площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:26:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольным органом Палате имущественных и земельных отношений и ООО "ДСК МАМАДЫШ" были выданы соответствующие предписания.
Согласно предписанию от 04.07.2015 в„– 06-111/2015-2 ООО "ДСК МАМАДЫШ" предписано прекратить нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, а именно: представить подтверждающие документы о погашенной задолженности по договору аренды от 18.03.2014 в„– 2014/11.
Полагая, что решение и предписание УФАС по РТ нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции отказали в удовлетворении заявленных требований, при этом суды обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как установлено антимонопольным органом заявитель нарушил требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Событие административного правонарушения, по мнению УФАС по РТ, выражается в совершении согласованных действий органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке предоставления в аренду и использования земель, предназначенных для нужд деревообрабатывающего комбината, в течение 2014 - 2015 годов в границах Мамадышского муниципального района РТ.
Из материалов дела следует, что письмом от 26.12.2013 в„– 1286 глава Мамадышского муниципального района РТ сообщил ООО "ДСК МАМАДЫШ", что Мамадышский муниципальный район РТ гарантирует реализацию через аукцион земельного участка площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:26:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз, в аренду ООО "ДСК МАМАДЫШ" сроком на три года. При этом заявителю будет предоставлена возможность выкупа земельного участка при условии выполнения строительно-монтажных работ домостроительного комбината на 30%.
В данном письме глава Мамадышского муниципального района РТ указал, что данный земельный участок не будет реализован иным физическим и юридическим лицам.
На основании протокола аукциона от 07.03.2014 в„– 2014/д-3 в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ от 27.12.2013 в„– 1917 между Палатой имущественных и земельных отношений и ООО "ДСК МАМАДЫШ" был заключен договор аренды от 18.03.2014 в„– 2014/11 земельного участка площадью 15,3 га с кадастровым номером 16:26:000000:3545, находящегося по адресу: Мамадышский район, с. Камский леспромхоз, сроком на три года.
Таким образом, как установлено судами, между органами местного самоуправления Мамадышского муниципального района РТ и ООО "ДСК МАМАДЫШ" была достигнута договоренность о гарантированном предоставлении земельного участка до фактического проведения процедуры торгов, несмотря на объявленный размер годовой арендной платы в сумме 400 656 руб.
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Перечень запретов, установленных в данной статье не является исчерпывающим. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды, выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что органами местного самоуправления Мамадышского муниципального района РТ были созданы преимущественные условия для заявителя в сфере предоставления в аренду и использования земель, предназначенных для нужд деревообрабатывающего комбината.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции.
Оспариваемое предписание требованиям закона не противоречит.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов антимонопольного органа, в связи с чем правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу в„– А65-23124/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДСК МАМАДЫШ", Мамадышский район Республики Татарстан, в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1500 рублей.
Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------