Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2016 N Ф06-7929/2016 по делу N А57-14037/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного земельного налога, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Налоговый орган оставил без удовлетворения заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога в связи с незавершением камеральных налоговых проверок.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку наличие переплаты подтверждено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. в„– Ф06-7929/2016

Дело в„– А57-14037/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Абелесовой С.В. (доверенность от 01.06.2016),
ответчика - Ремнева А.В. (доверенность от 06.11.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Саратовской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу в„– А57-14037/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина Мебель", г. Саратов (ОГРН 1026402383789, ИНН 6454046342) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Саратовской области от 08.04.2015 в„– 205, об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Калинка Мебель" (далее - ООО "Калинка Мебель", налогоплательщик, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 19 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России в„– 19 по Саратовской области, налоговый орган, инспекция) от 08.04.2015 в„– 205 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные земельный налог за 2013 год в размере 910 465 руб. и пени.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено в части. По делу принят новый судебный акт о признании недействительным решения инспекции от 08.04.2015 в„– 205 в части отказа обществу в возврате. Суд обязал налоговый орган возвратить заявителю земельный налог в сумме 453 722 руб. и проценты на основании пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 26 368,81 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России в„– 19 по Саратовской области с принятым по делу судебным актом апелляционного суда не согласилась, просит его отменить в части удовлетворения требования налогоплательщика и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку суд апелляционной инстанции неправомерно применил постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П к земельному участку в„– 64:48:020634:53. По мнению инспекции, авансовые платежи по налогу являются формой уплаты налога и рассчитываются от установленной кадастровой стоимости в целях его уплаты.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Калинка Мебель" возражает против доводов инспекции и просит обжалованные ею судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятое по делу постановление обжалуется только в части, то суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 13 часов 45 минут 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Калинка Мебель" на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 5011 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:53, земельный участок площадью 1151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30, земельный участок площадью 6222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11.
ООО "Калинка Мебель" 30.01.2014 представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой налог к уплате исчислен в размере 847 019 руб.
Межрайонной ИФНС России в„– 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, в ходе которой налоговым органом установлено, что согласно представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год кадастровая стоимость земельного участка площадью 6222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 по данным налогоплательщика составляет 4 736 995 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30 - 5 547 198 руб.
Инспекция, основываясь на постановлении Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", пришла к выводу, что в 2013 году кадастровая стоимость земельного участка площадью 6222 кв. м с кадастровым номером 64:48:020269:11 составляла 13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 1151 кв. м с кадастровым номером 64:48:020634:30 - 2 571 242 руб., налоговая база по земельному налогу за 2013 год занижена налогоплательщиком на 5 774 541 руб.
По результатам проведенной проверки инспекцией принято решение от 26.06.2014 в„– 21759 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 8661,80 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 88 618 руб.
По мнению налогового органа, за 2013 год земельный налог подлежал исчислению ООО "Калинка Мебель" в размере 933 637 руб.
Судами установлено, что ООО "Калинка Мебель" уплатило земельный налог за 2013 год по первичной налоговой декларации в сумме 910 465 руб.
23 марта 2015 года общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, в которой указало нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков, отраженной в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013, и уменьшило налог, исчисленный к уплате, на сумму 847 019 руб.
Из пояснений, представленных налогоплательщиком в ходе проверки, следует, что нулевые значения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:020634:30, 64:48:020269:11, 64:48:020634:53 указаны ввиду отмены постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" в первом квартале 2013 года на основании постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 в„– 58-П. По мнению налогоплательщика, данное обстоятельство исключает возможность исчисления земельного налога в 2013 году на основе кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П.
Межрайонной ИФНС России в„– 19 по Саратовской области проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом декларации, по результатам которой составлен акт от 07.07.2015 в„– 6911.
ООО "Калинка Мебель" 26.03.2015 обратилось в Межрайонную ИФНС России в„– 19 по Саратовской области с заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в сумме 910 465 руб.
Инспекцией 08.04.2015 было принято решение в„– 205 об отказе в осуществлении возврата (зачета) налога, в котором налогоплательщику указано, что возврат налога возможен после окончания камеральной проверки.
ООО "Калинка Мебель", полагая, что решение налогового органа об отказе в возврате земельного налога является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что налоговая база по земельному налогу за 2013 год подлежала определению налогоплательщиком на основании кадастровой стоимости земельных участков, установленной постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П, действовавшим на начало отчетного периода - 01.01.2013, определение кадастровой стоимости земельных участков с нулевыми показателями с учетом издания постановления Правительства Саратовской области от 12.02.2013 в„– 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области", которым постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П признано утратившим силу с 12.02.2013, неправомерно.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П. При этом апелляционный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 в„– 316, Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 НК РФ момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 составляла 2 571 242 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11 - 13 487 492 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53 - 46 183 731 руб.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 в„– 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П признано недействительным.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П утратило силу лишь с 12.02.2013, а на момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013 в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка определены с учетом кадастровой стоимости, установленной действующим нормативным актом, пришел к выводу, что налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01.01.2013 в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П.
При этом судом первой инстанции учтено, что результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Саратовской области, проведенной в 2012 году, утверждены распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 в„– 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в силу 11.01.2013 (дата официального опубликования), и подлежат применению для определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию с 01.01.2014.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции в части применения постановления Правительства Саратовской области от 07.07.2009 в„– 270-П ошибочными в силу следующего.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.07.2011 в„– 2647/11 сформулировал правовую позицию, согласно которой земельный налог не может быть уплачен на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. При этом, как следует из данного постановления, поскольку результаты последующей государственной кадастровой оценки земель могут быть применены только в следующем налоговом периоде, применению подлежат результаты государственной кадастровой оценки земель, действовавшие до вступления в силу нормативного акта, утратившего силу в течение налогового периода.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области по состоянию на 01.01.2001 утверждены постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 в„– 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям в„– 1, в„– 2, признано утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Саратовской области".
Постановлениями Правительства Саратовской области от 03.03.2009 в„– 75-П, от 02.04.2009 в„– 121-П в постановление от 30.11.2007 в„– 423-П внесены изменения.
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 в„– 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области" постановление Правительства Саратовской области от 30.11.2007 в„– 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" признано утратившим силу.
Таким образом, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 в„– 2647/11, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П.
Из представленного в материалы дела письма филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области от 17.12.2015 в„– 22542 следует, что согласно постановлению Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:30 на составляет 465 291,74 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020269:11 - 9 416 748,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53 в соответствии с указанным постановлением не определялась, поскольку данный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2010.
Судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:020634:53 относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование "для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
При этом, как указано апелляционной коллегией, кадастровая стоимость данного земельного участка может быть определена на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24.01.2003 в„– 6-П для земельных участков под административно-управленческими и общественными объектами (кадастровый квартал 02 06 34), в размере 4104,47 руб./кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:020634:53 составила 20 567 499,17 руб.
Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 в„– 63-615 "О земельном налоге" утверждена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом указанной кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, земельный налог, подлежащий уплате обществом за 2013 год, составляет 456 743 руб. Соответственно, земельный налог в сумме 453 722 руб. подлежит возврату ООО "Калинка Мебель" как излишне уплаченный.
Судом апелляционной инстанции установлено, что камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год завершена 23.06.2015.
В связи с нарушением срока возврата земельного налога налоговым органом подлежат уплате проценты в соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в сумме 26 368,81 руб. за период с 27.07.2015 по 09.02.2016.
При данных обстоятельствах, апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции в части отказа обществу в возврате и удовлетворил заявленные ООО "Калинка Мебель" требования в части возврата излишне уплаченного земельного налога за 2013 год в размере 453 722 руб. и процентов.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 по делу в„– А57-14037/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------