Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2016 N Ф06-8717/2016 по делу N А65-17058/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу общества на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта, выразившиеся в объединении в один лот нескольких товаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. в„– Ф06-8717/2016

Дело в„– А65-17058/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллина Л.Р.
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мухаметзяновой Л.Л., доверенность от 02.06.2015 в„– 46,
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
третьего лица - не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования России по Республике Татарстан по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-17058/2015
по заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Экспоторг ЛТД" (ОГРН 1141690024365, ИНН 1655290140), г. Казань, о признании незаконным решения по делу от 30.04.2015 в„– 97-кз/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

установил:

Государственное учреждение - Региональное отделения Фонда социального страхования России по Республике Татарстан (далее - заявитель, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, УФАС России по РТ) о признании незаконным решения по делу от 30.04.2015 в„– 97-кз/2015 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экспоторг ЛТД", г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016, в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Фонд социального страхования, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя Фонда социального страхования, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом рассмотрена жалоба ООО "Экспоторг ЛТД" на действия государственного заказчика - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан при проведении электронного аукциона в„– 0211100000115000061 на предмет: "Выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Извещение о проведении электронного аукциона в„– 0211100000115000061 на предмет: "Выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которое было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.04.2015.
Антимонопольный орган, изучив жалобу ООО "Экспоторг ЛТД" пришел к выводу, что ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 2 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам проверки Управлением антимонопольной службы по Республике Татарстан принято решение по делу от 30.04.2015 в„– 97-кз/2015.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки
Как следует из материалов дела, ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещено 16.04.2015 извещение в„– 0211100000115000061 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в 2015 году по изготовлению ортезов для обеспечения пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 599 109,29 руб.
По итогам рассмотрения поступившей жалобы от ООО "Экспоторг ЛТД", заключавшейся в том, что закупка приводит к ограничению количества участников закупки ввиду объединения в один лот различных по своему предназначению средств реабилитации, относящихся к различным видам заболеваний и имеющих отношения к разным частям туловища человека, Управлением антимонопольной службы по Республике Татарстан проведена внеплановая проверка.
УФАС по РТ признала действия ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, по результатам которой вынесено оспариваемое решение по делу от 30.04.2015 в„– 97-кз/2015.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) инвалиды имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета технических средств реабилитации (далее - ТСР).
Согласно пункту 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства России от 30.12.2005 в„– 2347-р (далее - федеральный перечень), инвалидам предоставляются протезы, в том числе, эндопротезы, и ортезы.
Согласно Закону о защите инвалидов предоставление инвалиду бесплатно ТСР осуществляется на основании его индивидуальной программы реабилитации, которая разрабатывается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Корсетами и реклинаторами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренных, выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Аппаратами ортопедическими и туторами обеспечиваются инвалиды при стойких выраженных или значительно выраженных нарушениях статодинамических функций верхней или нижней конечности вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития.
Бандажами обеспечиваются инвалиды при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний, последствий травм, деформаций опорно-двигательного аппарата; сосудов верхних и нижних конечностей; паховые грыжи.
Из изложенного следует, что медицинские показания (назначение) и функциональные характеристики указанных ТСР, различны.
Таким образом, принадлежность товаров к одному классификационному коду не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, функциональную и технологическую взаимосвязь следует рассматривать с точки зрения потребителя и возможности участия производителей на поставку определенного товара.
Каждое ТСР, как медицинское изделие, имеет показания к применению и определенное назначение под разные категории инвалидов. В связи с указанным следует, что потребители, которым установлено обеспечение одним видом ТСР, не смогут удовлетворить свои потребности в ином виде ТСР в полной мере, с учетом возраста, трудовой деятельности, физической нагрузки и прочее.
Представителями государственного заказчика на заседании Комиссии даны пояснения со ссылкой на письмо ФАС России от 17.10.2014 в„– ИА/42194/14 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации", в котором в качестве положительного примера по объединению в один лот различных ТСР была представлена закупка с номером извещения 0211100000113000167, проводимая ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, то есть заявителем по настоящему делу.
Исходя из письма Федеральной антимонопольной службы от 17.10.2014 в„– ИА/42194/14 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок технических средств реабилитации" следует, что "ФАС России считает необходимым осуществлять закупку ТСР с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты. Объединение заказчиками в один лот указанных ТСР в различных сочетаниях между собой может приводить к ограничению количества участников закупок и иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции".
При этом как следует из Приложения в„– 2 к данному Письму в результате объединения в один лот таких одинаковых по предназначению корсетов и бандажей, именно с участием заявителя по настоящему делу была достигнута цель снижения цены контракта на 30% для государственного заказчика. В приведенном в указанном письме ФАС России согласно техническому заданию по аукциону объектом закупки являлись лишь корсеты и бандажи.
Как указано выше, данные товары обеспечивают инвалидов при стойких умеренно выраженных статодинамических нарушениях вследствие заболеваний и деформаций только опорно-двигательного аппарата, а не различных частей тела.
На основании изложенного и положений Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, Закона о защите инвалидов, закупка ТСР осуществляется с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты на закупку протезов, бандажей, корсетов и реклинаторов, ортопедических аппаратов и туторов, комплектов для протезирования женщин после мастэктомии (экзопротез молочной железы, чехол для экзопротеза молочной железы и бюстгальтер для экзопротеза молочной железы).
Таким образом, антимонопольный орган сделал правильный вывод, что объединение заказчиками в один лот указанных ТСР в различных сочетаниях между собой могло привести к ограничению количества участников закупок и иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, о чем правомерно указывало в своей жалобе ООО "Экспоторг ЛТД".
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 2 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
ГУ - РО Фонда социального страхования РФ по Республике Татарстан не представило в суд доказательств нарушения его прав, при вынесении антимонопольным органом оспариваемого решения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу в„– А65-17058/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------