Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2016 N Ф06-9416/2016 по делу N А12-49056/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших в результате предоставления квартиры гражданину льготной категории, и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что выполнил обязанность по предоставлению жилого помещения, однако не получил компенсацию.
Решение: Требование удовлетворено в части взыскания убытков, поскольку обязанность органа государственной власти произвести компенсацию указанных расходов подтверждена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. в„– Ф06-9416/2016

Дело в„– А12-49056/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Хакимова И.А., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2015 (судья Суханова А.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.)
по делу в„– А12-49056/2015
по исковому заявлению администрации городского поселения г. Котово (ИНН 3414015550, ОГРН 1053453069295, 403805, Волгоградская область, г. Котово, ул. Мира, 122) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка,9), к Волгоградской области в лице Комитета финансов администрации Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 7) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 28а), Комитета по строительству Волгоградской области (ИНН 3445118588, ОГРН 1113460005240, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, 39А), о взыскании убытков,

установил:

Администрация городского поселения город Котово Волгоградской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (ответчики) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации, за счет казны Волгоградской области убытков в размере 900 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 900 000 руб. по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вынесения решения, в размере 8,25% годовых с момента вступления судебного акта в законную силу и до полной уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2015 с Волгоградской области в лице Комитета финансов администрации Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу Администрации взысканы убытки в размере 900 000 руб., возникшие в связи с предоставлением жилого помещения С.А.В., в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет финансов Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, факт достаточного выделения Российской Федерацией финансовых средств на реализацию полномочий на обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2015, материалами дела не доказан; кроме того, как указывает заявитель жалобы, установив отнесение затрат муниципального образования к расходным обязательствам Российской Федерации, суды пришли к неверному выводу об удовлетворении требований за счет средств субъекта Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Котовского района Волгоградской области от 26.01.1994 в„– 39 "О принятии на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями" С.И.И. была включена в общий список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
09.02.1997 С.А.В. включена в список очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово от 24.01.2007 в„– 33 за С.А.В. признано право на включение в льготный список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово от 19.08.2009 в„– 397 С.И.И. включена в список учета граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, так как ее дочь С.А.В. (09.02.1997 года рождения) имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378.
Решением Котовского районного суда Волгоградской области от 23.12.2014, оставленным без изменения Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 20.02.2014, по иску прокурора Котовского района на администрацию городского поселения город Котово Волгоградской области возложена обязанность по обеспечению С.А.В. по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с установленной нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь, поскольку С.А.В. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире. Основанием к отнесению С.А.В. к данной категории указано постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", а также постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 в„– 817.
28 августа 2015 года Администрацией в целях исполнения судебного акта на основании проведенного аукциона в электронной форме был заключен договор на приобретение двухкомнатной квартиры стоимостью 900 000 руб.
На основании постановления администрации городского поселения г. Котово от 04.09.2015 в„– 570 "О предоставлении жилого помещения по договору социального найма г. С.А.В." последней была квартира, расположенная по адресу: г. Котово, ул. Свердлова, д. 20 кв. 61, с С.А.В. заключен договор социального найма от 14.09.2015.
На основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 01.10.2015 квартира была передана в собственность С.А.В.
В связи с необходимостью несения расходов по предоставлению жилого помещения при отсутствии их возмещения из соответствующего бюджета Администрация обратилась в суд с соответствующим иском.
Разрешая возникший спор, суды пришли к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании убытков с Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области и исходили из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация в силу статьи 28.2 в„– 181-ФЗ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005. Данные положения закона предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в силу статьи 17 Закона в„– 181-ФЗ принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон в„– 131-ФЗ), а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 3 статьи 20 Закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет особенность реализации жилищных прав, но не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно положениям статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (статьи 31 БК РФ).
Из системного толкования положений статей 49, 52 ЖК РФ, 84 - 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений Законов в„– 181-ФЗ и в„– 184-ФЗ следует, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).Статьями 14, 50 Федерального закона от 16.10.2003 в„– 131-ФЗ, статьями 14, 19 ЖК РФ предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона в„– 131-ФЗ).
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Следовательно, у Волгоградской области имеются полномочия для принятия закона о порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Между тем Волгоградской областью на законодательном уровне до настоящего времени не определен порядок предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
С.А.В. была признана нуждающейся в предоставлении жилья и поставлена на соответствующий учет до 1 января 2005 года.
Сторонами не оспаривается, что в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно - на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
При рассмотрении указанной категории исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Администрация городского поселения г. Котово выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения С.А.В., однако орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
В связи с предоставлением жилого помещения С.А.В., расходы администрации в размере 900 000 руб., понесенные при приобретении жилого помещения, подлежали компенсации как расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Из приложения 28 (таблица 18) Федерального закона от 30.11.2011 в„– 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" следует, что бюджету Волгоградской области на 2012 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" и Законом в„– 181-ФЗ, распределено субвенций в размере 34 044 200 руб.
Согласно таблице 16 приложения 31 Федерального закона от 03.12.2012 в„– 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2013 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом в„– 181-ФЗ, Волгоградской области предусмотрено 33 144 300 руб.
Согласно таблице 24 приложения 31 Федерального закона от 03.12.2012 в„– 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2014 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом в„– 181-ФЗ, Волгоградской области предусмотрено 29 314 900 рублей.
Указанные субвенции Волгоградской областью не израсходованы. Так, неиспользованный остаток составлял: на 01.01.2013 - 21 098 806 руб. 27 коп.; на 01.12.2013 - 22 885 400 рублей; на 01.01.2014 - 15 048 200 рублей.
Кроме того, в федеральный бюджет в 2015 году были возвращены средства субвенций в сумме 6 094 тыс. руб., не использованные в 2014 году.
По состоянию на 01.04.2015 из федерального бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению жильем, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, перечислены средства в сумме 151 619,3 тыс. руб.
Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не предусмотрено возвращение в федеральный бюджет неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, источник для компенсации расходов городского округа г. Котово, возникших в связи с приобретением квартиры для С.А.В., вставшей на учет до 01.01.2005, у Волгоградской области имеется.
Волгоградская область обладает правомочиями по законодательному определению порядка расходования межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Суды пришли к выводу, что Российская Федерация в полном объеме исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Волгоградской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, в связи с чем требования к Российской Федерации удовлетворению не подлежат.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что не доказан факт достаточного выделения Российской Федерацией финансовых средств на реализацию полномочий на обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2015, являлись предметом исследования судов и отклонены со ссылкой на установленные фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2016 по делу в„– А12-49056/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ

Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------