Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.06.2016 N Ф06-9771/2016 по делу N А49-9106/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, понуждении принять решение о выдаче разрешения на использование данного участка для размещения элементов благоустройства территории.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что не принят нормативно-правовой акт субъекта РФ, устанавливающий порядок и условия размещения на земельных участках объектов благоустройства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку непринятие уполномоченным органом нормативного акта не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления общества, так как отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может быть препятствием к реализации данного права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пензенской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. в„– Ф06-9771/2016

Дело в„– А49-9106/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.12.2015 (судья Стрелкова Е.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А49-9106/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бочка" (ОГРН 1025801358769, ИНН 5836602279), г. Пенза, к администрации города Пензы (ОГРН 1025801358945, ИНН 5836010360), г. Пенза, об оспаривании отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения элементов благоустройства территории, третье лицо: Правительство Пензенской области (ОГРН 1025801356789, ИНН 5836010995), г. Пенза,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бочка" (далее - ООО "Бочка", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Пензы (далее - администрация) об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенного в письме от 27.05.2015 в„– 3-08-3003; понуждении администрации принять решение о выдаче обществу разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 1, в границах и координатах, указанных в схеме, для размещения элементов благоустройства территории.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 16.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016, заявленные требования удовлетворены; отказ администрации в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенный в письме от 27.05.2015 в„– 3-08-3003, признан незаконным. Суд обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "Бочка" о выдаче разрешения на использование земель от 23.04.2015 в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2015 в„– 611-пП "Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", и принять по результатам его рассмотрения мотивированное решение.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.04.2015 ООО "Бочка" на основании статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, указанных на схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории, по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, 1, для размещения элементов благоустройства территории, в границах и координатах, указанных в прилагаемой схеме.
Администрация письмом от 27.05.2015 в„– 3-08-3003 отказала обществу в принятии решения о выдаче разрешения на использование вышеуказанного земельного участка, поскольку не принят нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации, устанавливающий порядок и условия размещения объектов благоустройства на земельных участках.
ООО "Бочка", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300, которое вступило в силу с 01.03.2015, был утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 4 которого предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории.
Между тем на момент обращения ООО "Бочка" с заявлением о выдаче разрешения на использование земель от 23.04.2015 в Пензенской области не был принят нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и условия размещения объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300.
Порядок и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, был утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2015 в„– 611-пП, т.е. в период рассмотрения настоящего дела по существу.
Однако, как указывалось выше, положения об использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, вступили в силу с 01.03.2015, постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 в„– 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" также вступило в силу с 01.03.2015.
При этом Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает введение в действие вышеуказанных положений Земельного кодекса Российской Федерации в зависимости от принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия размещения указанных объектов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что именно с этой даты (01.03.2015) любое заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка без его предоставления и рассчитывать на рассмотрение такого заявления по существу с принятием решения о выдаче такого разрешения либо мотивированного отказа в его выдаче по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как правильно отмечено судами, между датой принятия Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и датой вступления его в силу 01.03.2015 прошло более восьми месяцев, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели возможность принять соответствующие нормативные акты к началу действия новой редакции Земельного кодекса Российской Федерации.
Непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления общества, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 в„– 245-О.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что решение администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенное в письме от 27.05.2015 в„– 3-08-3003, не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку администрация, которая в силу положений статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 33 Устава г. Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 в„– 130-12/4, на территории г. Пензы является уполномоченным органом по рассмотрения таких заявлений, обязана была рассмотреть заявление ООО "Бочка" исходя из общих норм Земельного кодекса Российской Федерации с учетом Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 в„– 1244, регулирующими сходные правоотношения.
Принимая во внимание, что в период рассмотрения дела в суде первой инстанции в Пензенской области был принят нормативный акт, регламентирующий порядок и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что заявление общества по существу рассмотрено не было, суды в порядке восстановления нарушенного права, руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно возложили на администрацию обязанность по рассмотрению заявления ООО "Бочка" о выдаче разрешения на использование земель от 23.04.2015 с принятием по его результатам мотивированного решения в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2015 в„– 611-пП "Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2016 по делу в„– А49-9106/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------