Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 N Ф06-7691/2016 по делу N А72-12225/2015
Требование: О взыскании недоимки по страховым взносам.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ указал на то, что учреждение не исполнило требование о погашении задолженности по обязательным платежам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие недоимки не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. в„– Ф06-7691/2016

Дело в„– А72-12225/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2015 (судья Каданцев Ю.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Холодная С.Т., Кувшинов В.Е.)
по делу в„– А72-12225/2015
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области
к Государственному учреждению здравоохранения "Инзенская районная больница" о взыскании 127 379 рублей 56 копеек,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения здравоохранения "Инзенская районная больница" (далее - учреждение, больница) 127 379 рублей задолженности по страховым взносам, пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2015 заявленные требования удовлетворены частично, с учреждения в пользу Пенсионного фонда взыскано 2256 рублей 27 копеек; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит отменить принятые по делу судебные акты и взыскать с учреждения недоимку по страховым взносам, пени и штрафа в полном размере, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Пенсионным фондом проведена выездная проверка больницы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 27.05.2015 в„– 083 006 15 АВ 0000001.
Решением Пенсионного фонда от 01.07.2015 в„– 083 006 15 РВ 0000004 учреждение привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах, Закон), в виде взыскания 334 рублей 22 копеек штрафа за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, начислено 7569 рублей 27 копеек пени, предложено уплатить 112 993 рублей 17 копеек недоимки по страховым взносам
На основании указанного решения фонда в адрес больницы выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 29.07.2015 в„– 8300600000002.
Неисполнение в добровольном порядке требования фонда в установленный срок послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 7 Закона объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона о страховых взносах предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (статья 20.1 Закона в„– 125-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона в„– 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 данного Федерального закона.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 9 Закона и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона в„– 125-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами в частности государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как усматривается из материалов дела, учреждением в проверенный фондом период были произведены ежемесячные и единовременные выплаты молодым специалистам - медицинским работникам в соответствии с Законом Ульяновской области в„– 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области".
Судами установлено, что в соответствии с вышеназванным законом принято постановление Правительства Ульяновской области от 09.06.2012 в„– 277-П "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям молодых специалистов на территории Ульяновской области".
Согласно данному постановлению ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам эта мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, не в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья, а по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Как обоснованно отмечено судами, постановление увязывает выплату с договорными трудовыми отношениями, но предусматривает возможность выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам, то есть лицам, не достигшим возраста 35 лет, получившим среднее профессиональное либо высшее образование в имеющих лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования и не позднее трех лет со дня получения диплома о среднем профессиональном образовании либо диплома бакалавра, специалиста или магистра (не позднее трех лет со дня получения сертификата специалиста - в случае получения указанными лицами среднего профессионального либо высшего медицинского или фармацевтического образования) впервые поступившие на работу по должности, квалификационные требования к которой в соответствии с утверждаемыми в установленном трудовым законодательством порядке квалификационными справочниками или профессиональными стандартами предусматривают наличие у работника среднего профессионального либо высшего образования, за исключением случаев поступления на работу по совместительству.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, не доказывает связь их с трудовыми отношениями и с оплатой труда.
Бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (пункт 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
При этом финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению указанных публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ).
Для финансирования расходов по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме, осуществляемые бюджетными учреждениями, были открыты специальные лицевые счета.
Зачисление на них бюджетных средств на эти цели осуществляется только в объеме сумм ежемесячных денежных выплат, без финансирования средств на уплату взносов на обязательное страхование, поскольку на основании приведенных выше нормативных актов эти выплаты не являются составляющими заработной платы молодых специалистов, а потому не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Закона и подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона в„– 125-ФЗ.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу в„– А72-12225/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Инзенском районе Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------