Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 N Ф06-7897/2016 по делу N А65-9092/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, указав на то, что налогоплательщик неправомерно применил льготу по налогу.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана надлежащая оценка доказательствам, свидетельствующим о фактическом использовании земельных участков для нужд обороны, не исследованы все обстоятельства дела.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. в„– Ф06-7897/2016

Дело в„– А65-9092/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Антонова Д.А., доверенность от 12.01.2016 в„– 2.4-0-14/000193@,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 (судья Путяткин А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А65-9092/2015
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Республике Татарстан о признании недействительным решения, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Территориального управления Росимущества по Республике Татарстан,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 03.12.2014 в„– 2.11-0-19/7337 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление) и Территориальное управление Росимущества по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, о чем составлен акт проверки от 28.08.2014 в„– 2.11-0-19/5394.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 03.12.2014 в„– 2.11-0-19/7337 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым учреждению доначислено 189 763 рублей земельного налога, 16 960 рублей 06 копеек пени и 37 952 рублей 60 копеек штрафа.
Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод налогового органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:060629:101, на котором расположены жилые дома, не связан с профессиональной деятельностью заявителя.
Решением управления от 12.03.2015 в„– 2.14-0-18/005973@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
При принятия обжалуемых судебных актов суды исходили из того, что в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок не может классифицироваться как используемый заявителем непосредственно для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, поскольку налогоплательщик не подтвердил фактическое использование этого участка в целях обороны. Соответственно, учреждением не обоснованно не уплачен земельный налог.
Между тем судебная коллегия считает, что судами не учтено следующее.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и Федеральными законами.
В пункте 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996 в„– 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, являются федеральной собственностью и находятся у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В рассматриваемом случае суды указали, что по результатам контрольных мероприятий выявлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 16:50:060629:101 находятся многоквартирные жилые дома.
При этом заявителем факт нахождения на спорном земельном участке таких объектов как жилые дома и здание детского сада не оспаривается, однако учреждение указывает на нахождение на данном земельном участке еще и здания управления войсковой части 58661-72, пожарного депо, контрольно-пропускного пункта, бани, туалета.
Однако доводы налогоплательщика о том, что на указанном участке располагаются объекты военного городка в„– 45, которые обеспечивают жизнедеятельность войсковой части, используются в интересах Министерства обороны Российской Федерации, отклонены судами как документально не подтвержденные. Как указали суды, доказательств размещения в указанных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, материалы дела не содержат, а заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 28.06.2011 в„– 18260/10, при разрешении вопроса об исключении земельных участков из объекта обложения земельным налогом важным является разрешенное использование земельных участков либо их фактическое использование в целях обороны.
Заявитель в подтверждение фактического использования земельных участков для нужд обороны ссылается на результаты проверки, проведенной учреждением в рамках полномочий, предоставленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053, которыми установлено, что на земельном участке 16:50:060629:101 расположена административно-хозяйственная территория действующего военного городка в„– 45, в котором расквартирована войсковая часть 58661-72, пожарное депо, контрольно-пропускной пункт, баня и туалет. Согласно кадастровому паспорту на данный земельный участок в графе разрешенное использование указан "под размещение войсковой части 15137", а не жилой фонд.
В соответствии с выпиской из федерального имущества от 25.04.2011 в„– 76/43 земельный участок с кадастровым номером 16:50:060629:101 предоставлен для нужд Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Государственным актом от 27.02.1981 серия А-I в„– 899950 вышеуказанный земельный участок представлен для военных нужд.
Данные доводы заявителя и результаты проверки не были приняты во внимание судами предыдущих инстанций.
Кроме того, при подаче первоначальной декларации заявитель исчислял земельный налог, факт уплаты налога, исчисленного в первоначальной декларации, не устанавливался судом с целью разрешения вопроса правомерности доначисления налоговым органом налога за соответствующий налоговый период.
Учитывая, что судами неполно установлены фактические обстоятельства дела, не проверены доводы лиц, участвующих в деле, а суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении судов первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, то дело на основании положений части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, оценить доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимной связи применительно к установленным обстоятельствам и доводам лиц, участвующих в деле, устранить противоречия, проверить правильность начисления земельного налога и в соответствии с требованиями закона вынести обоснованный и соответствующий нормам права судебный акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 по делу в„– А65-9092/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------