Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2016 N Ф06-6251/2016 по делу N А12-8507/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора аренды земельных участков, обязании принять решение о предоставлении участков в аренду.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сообщил предпринимателю, что в отношении некоторых участков объявлены повторные торги на право заключения договоров аренды, один из участков отнесен к категории земель населенных пунктов, в отношении другого участка изменен разрешенный вид использования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие участки предоставляются в аренду на торгах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. в„– Ф06-6251/2016

Дело в„– А12-8507/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей: Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юшкина Игоря Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2015 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-8507/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юшкина Игоря Владимировича (ИНН <...>, ОГРНИП <...>) к администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (ИНН 3420009869, ОГРН 1053457066431) о признании незаконным бездействия,

установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юшкин Игорь Владимирович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация), выразившегося в нерассмотрении заявления, в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков, незаключении договора аренды земельных участков. В порядке восстановления нарушенного права Предприниматель просил суд обязать Администрацию принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду сроком на 49 лет.
До рассмотрения заявления по существу Предприниматель отказался от требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельных участков в аренду, а также от требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения и предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:030209:932, 34:20:030209:839.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд принял отказ Предпринимателя от требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении земельных участков в аренду, а также от требований в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения и предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:030209:932, 34:20:030209:839. Производство по делу в указанной части прекращено.
В кассационной жалобе Предприниматель просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что в силу положений пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон в„– 74-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, у Администрации возникла обязанность предоставить испрашиваемые земельные участки, поскольку Предпринимателем были представлены все необходимые документы и совершены все действия, предусмотренные Законом в„– 74-ФЗ.
В судебном заседании 14.04.2016 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 ч. 20 мин. 21.04.2016. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Предприниматель 14.02.2015 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности следующих земельных участков: с кадастровым номером 34:20:030209:1350 площадью 1 023 000 кв. м для сельхозпроизводства; с кадастровым номером 34:20:030209:1349 площадью 337 000 кв. м для сельхозпроизводства; с кадастровым номером 34:20:030206:624 площадью 434 500 кв. м для сельхозпроизводства; с кадастровым номером 34:20:030206:660 площадью 12 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030206:664 площадью 25 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030206:661 площадью 76 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030206:662 площадью 95 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030206:663 площадью 16 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030209:1353 площадью 59 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030209:1354 площадью 80 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030209:1355 площадью 316 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030209:1356 площадью 144 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030209:1348 площадью 217 000 кв. м для выпаса скота и сенокошения; с кадастровым номером 34:20:030201:428 площадью 26 000 кв. м под прудом "Селезнев" и плотиной; с кадастровым номером 34:20:030209:932 площадью 10 500 кв. м под прудом "Чибисиный" и плотиной; с кадастровым номером 34:20:030209:839 площадью 539 000 кв. м под прудом "Нагорный" и плотиной.
Перечисленные земельные участки являются муниципальной собственностью, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.
Письмом от 27.02.2015 в„– 454 Администрация сообщила Предпринимателю следующее: в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:030209:1350, 34:20:030209:1349, 34:20:030209:1348, 34:20:030209:1353, 34:20:030209:1354, 34:20:030209:1355, 34:20:030209:1356, 34:20:030206:660, 34:20:030206:664, 34:20:030206:661, 2434:20:030206:662, 34:20:030206:663 объявлены повторные торги в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды; земельные участки с кадастровыми номерами 34:20:030209:839, 34:20:030209:932 также выставлены на торги, поскольку имеется еще одно заявление от заинтересованного лица; земельный участок с кадастровым номером 34:20:030201:428 отнесен к категории земель населенных пунктов, в силу чего предоставление такого земельного участка в соответствии с положениями Закона в„– 74-ФЗ невозможно; земельный участок с кадастровым номером 34:20:030206:624 не может быть предоставлен в аренду для сельхозпроизводства, поскольку постановлением Администрации от 13.02.2015 в„– 13 изменен разрешенный вид его использования с сельхозпроизводства на выпас сельскохозяйственных животных, в связи с чем заявителю рекомендовано повторно обратиться с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду с учетом его разрешенного вида использования.
Предприниматель, ссылаясь на то, что статья 12 Закона в„– 74-ФЗ (в редакции, действующей на момент подачи заявки) обязывала орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемых земельных участков принять решение о предоставлении этих участков в аренду заявителю и заключить договор, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Пункт 1 статьи 34 ЗК РФ устанавливал обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом в„– 74-ФЗ, а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 ЗК РФ (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом в„– 74-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона в„– 74-ФЗ).
Вместе с тем Закон в„– 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе в„– 74-ФЗ соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и, учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ, прямо содержащий норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона в„– 101-ФЗ, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом в„– 101-ФЗ, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ соответствует установленным статьей 34 ЗК РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
При разрешении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что первоначально торги по спорным земельным участкам были назначены Администрацией постановлением от 17.12.2013 в„– 278 в связи с подачей в течение месяца после опубликования информации о возможности предоставления в аренду земельных участков заявлений от двух и более заинтересованных лиц.
Решением аукционной комиссии от 30.04.2014 (протокол в„– 1) признаны несостоявшимися торги на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 34:20:030209:1350, 34:20:030209:1349, 34:20:030209:1348, 34:20:030209:1353, 34:20:030209:1354, 34:20:030209:1355, 34:20:030209:1356, 34:20:030206:660, 34:20:030206:664, 34:20:030206:661, 2434:20:030206:662, 34:20:030206:663.
Заявлением от 28.11.2014 общество с ограниченной ответственностью "Лагуна" обратилось в Администрацию о предоставлении в аренду сроком на 10 лет для осуществления производства сельскохозяйственной продукции земельных участков с кадастровыми номерами: 34:20:030206:660, 34:20:030206:664, 34:20:030206:661, 2434:20:030206:662, 34:20:030206:663, 34:20:030209:1350, 34:20:030209:1349, 34:20:030209:1348, 34:20:030209:1353, 34:20:030209:1354, 34:20:030209:1355, 34:20:030209:1356.
Письмом от 12.12.2014 Администрация на заявление от 28.11.2014 сообщила о том, что готовится документация на проведение аукциона на право аренды данных земельных участков.
Постановлением от 30.01.2015 в„– 4 Администрацией принято решение о проведении повторных торгов 17.03.2015. Информация о проведении повторных торгов опубликована 05.02.2015 в местной газете "Вестник" и 06.02.2015 в газете "Волгоградская правда".
Вместе с тем, Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении ему земельных участков в аренду 14.02.2015, то есть после того, когда Администрацией было принято решение о проведении повторных торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды спорных земельных участков и при наличии заявления общества с ограниченной ответственностью "Лагуна" от 28.11.2014 о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
Поскольку на предоставление в аренду спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения претендовали не только Предприниматель, но и иные лица, эти участки могли быть предоставлены в аренду только по результатам торгов, в связи с чем судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в отношении указанных участков.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 в„– 308-ЭС14-1222, от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728, от 09.12.2015 в„– 308-ЭС15-15776.
Также судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Предпринимателя в части земельного участка с кадастровым номером 34:20:030201:428 под прудом "Селезнев" и плотиной, поскольку он отнесен к категории земель населенных пунктов и не может быть предоставлен в аренду в соответствии с положениями Закона в„– 74-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 по делу в„– А12-8507/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------