Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.04.2016 N Ф06-7872/2016 по делу N А55-14963/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, сделав вывод о непредставлении им в налоговый орган в установленный законом срок уведомления о совершении контролируемой сделки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку сделка по получению займа и учету расходов от выплаченных процентов по долговым обязательствам налоговым органом обоснованно отнесена к контролируемым.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. в„– Ф06-7872/2016

Дело в„– А55-14963/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Алексахиной О.В., доверенность от 11.01.2016 в„– 931/165Д,
ответчика - Марковой Т.И., доверенность от 31.12.2015 в„– 02-14/11015, Бондаревой Е.С., доверенность от 25.02.2015 в„– 02-14/08032,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-14963/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ", Самарская область, г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, Самарская область, г. Самара, о признании недействительными решения от 25.03.2015 в„– 10-10/145 и требования от 03.04.2015 в„– 35,

установил:

закрытое акционерное общество "Алкоа СМЗ" (далее - ЗАО "Алкоа СМЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, инспекция, налоговый орган) от 25.03.2015 в„– 10-10/145 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в„– 35 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.04.2015.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 заявление в части признания недействительным требования Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 03.04.2015 в„– 35 оставлено без рассмотрения. В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 25.03.2015 в„– 10-10/145 судом первой инстанции отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 в обжалуемой части оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Алкоа СМЗ" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за 12 месяцев 2012 года, представленной ЗАО "Алкоа СМЗ", и сопоставления результатов камеральной налоговой проверки первичной декларации по налогу на прибыль за этот же период Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области выявлена контролируемая сделка между обществом и ALKOA GLOBAL TREASURY SERVICES SARL, по которой ЗАО "Алкоа СМЗ" выплачивались проценты по долговым обязательствам.
В обоснование своего довода о контролируемой сделке налоговый орган указал, что, что ALKOA GLOBAL TREASURY SERVICES SARL. и ЗАО "Алкоа СМЗ" являются взаимозависимыми лицами. При этом в договор займа от 28.06.2006, а также договор займа от 30.07.2007 после 01.01.2012 вносились изменения дополнительными соглашениями, в результате чего увеличивались процентные ставки по займу.
Налоговый орган также указал, что в рассматриваемой ситуации расходы общества по сделке определяются размером начисленных процентов по договорам займа. Размер начисленных процентов по договорам займа, предоставленному компанией ALKOA GLOBAL TREASURY SERVICES SARL., составил в 2012 году 376202753 руб., т.е. более 100 млн. рублей.
Тем самым налоговый орган указал, что совокупность указанных обстоятельств позволяют отнести указанную сделку в соответствии с положениями пункта 1 статьи 105.14 и статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к контролируемой.
Поскольку в установленный статьей 105.16 Кодекса срок обществом в налоговый орган не представлено уведомлением о контролируемой сделке, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области вынесено оспариваемое решение о привлечении ЗАО "Алкоа СМЗ" к налоговой ответственности по статье 129.4 Кодекса в виде штрафа в размере 1000 руб. с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало решение в УФНС России по Самарской области, решением которого от 22.05.2015 в„– 20-14/12769 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
При принятии судебного акта суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 105.16 Кодекса налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружив факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Кодекса, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках. Кроме того, налоговый орган предоставляет всю информацию по контролируемым сделкам, выявленную в процессе проверки. Как указано в пункте 7 статьи 105.16 Кодекса, направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в ФНС России не является основанием для приостановления такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.
Общество считает, что установлена специальная процедура налогового контроля, связанная с соблюдением налогового законодательства по сделкам между взаимозависимыми лицами и проверка проводится федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Минфина от 17.07.2014 в„– 61Н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
В случае, если в ходе мероприятий налогового контроля территориальным налоговым органом выявлен факт совершения сделки, которая по условиям договоров не подпадает под контролируемую, но при этом, по предварительной оценке, сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.
Уведомление о контролируемой сделке подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете, в связи с чем налоговым органом, установившим правонарушение, составляется акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях, так же решение о привлечении к ответственности, принятое на основании акта об обнаружении фактов, принимается налоговым органом, установившем нарушение.
В отношении контролируемых сделок на территориальные налоговые органы возложены следующие функции: прием, ввод и передача на вышестоящий уровень уведомлений о контролируемых сделках; выявление контролируемых сделок в ходе выездных и камеральных налоговых проверок; составление и направление в ФНС России извещений о контролируемых сделках.
Таким образом, при выявлении Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области контролируемых сделок именно на Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возложена функция по составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях, следовательно и привлечение к ответственности по статье 129.4 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения.
В пункте 37 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что принимая во внимание, что в силу статей 88 и 89 Кодекса предметом камеральной или выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, судам надлежит исходить из того, что дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.
Налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 Кодекса.
Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Таким образом, положения статьи 129.4 Кодекса применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок, или представленного с недостоверными сведениями.
Несообщение сведений о контролируемых сделках в установленный срок, которые необходимо указывать в уведомлении о контролируемых сделках, образует объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.4 Кодекса.
Сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.
Налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 Кодекса.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, имелись полномочия на вынесение оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности по статье 129.4 Кодекса.
Также является верным вывод судов о том, что налоговый орган вправе проверить полноту заполнения Уведомления о контролируемых сделках.
На основании статьи 82 Кодекса территориальными налоговыми органами может проверяться Уведомление о контролируемых сделках в рамках проведения камеральной, выездной налоговой проверки, так же в связи проведением иной формы налогового контроля.
Рассмотрение, анализ, а также проверка сведений, отраженных налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках является одной из форм налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 105.17 Кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения, в связи с чем территориальный налоговый орган проверяет предоставление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в срок, предусмотренный Кодексом, проверяет отражение налогоплательщиком всех контролируемых сделок, а также достоверность представленных налогоплательщиком сведений в уведомлении о контролируемых сделках.
Кроме того, согласно статье 105.16 Кодекса сведения о контролируемых сделках указываются в Уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Кодекса, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 39-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" уведомление о контролируемых сделках, доходы и расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса в 2012 году, направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения в срок не позднее 20.11.2013.
Налоговым органом в соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса были использованы документы, которые были представлены обществом при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2012 года. В ходе проверки были выявлены существенные условия сделки по предоставлению займов налогоплательщику. На основании пункта 6 статьи 105.16 Кодекса Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, обнаружив факты совершения контролируемых сделок с ALKOA GLOBAL TREASURY SERVICES SARL. по выплате процентов по долговым обязательствам, сведения о которых не указаны в Уведомлении о контролируемых сделках ЗАО "Алкоа СМЗ" за 2012 год, представленному в налоговый орган 20.11.2013, выставила Извещение о контролируемых сделках от 23.01.2015 в„– 1 за 2012 год.
При выявлении факта представления уведомления, содержащего недостоверные сведения о совершенных сделках, днем выявления указанного нарушения следует считать дату формирования извещения о контролируемых сделках. В связи с формированием извещения о контролируемых сделках по вышеуказанному нарушению 23.01.2015 днем выявления указанного нарушения считается 23.01.2015.
О направлении извещения и соответствующих сведений в ФНС России обществу 30.01.2015 вручено Уведомление в„– 1 от 26.01.2015.
Таким образом, налоговым органом был установлен факт обнаружения недостоверных сведений о совершенных сделках, содержащихся в уведомлении о контролируемых сделках.
Доводы ЗАО "Алкоа СМЗ" о неправомерном включении рассматриваемой сделки в Уведомление о контролируемых сделках, также обоснованно отклонены судом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 227-ФЗ (в редакции от 05.04.2013) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон в„– 227-ФЗ) положения частей первой и второй Кодекса (в редакции указанного закона) не применяются к заключенным до 01.01.2012 сделкам по предоставлению займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Кодекса после 01.01.2012, за исключением сделок, условия которых после 01.01.2012 были изменены.
При этом пункт 5.1 статьи 4 Закона в„– 227-ФЗ не содержит уточнения, что во внимание принимаются только существенные условия сделок.В силу положения части 4 пункта 5 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", действие положений пункта 5.1 статьи 4 Закона в„– 227-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органом обнаружены факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Кодекса, так же были выявлены изменения условий сделки по предоставлению займов налогоплательщику иностранной взаимозависимой организации, датированные после 01.01.2012.
Налоговым органом установлено, что в договор займа от 28.06.2006 после 01.01.2012 дополнительными соглашениями вносились изменения, в т.ч. по размеру процентной ставки.
Аналогичные изменения вносились в договор займа от 30.07.2007 после 01.01.2012.
В связи с тем, что дополнительными соглашениями от 19.07.2012 в„– 12, от 25.10.2012 в„– 13, от 20.12.2012 в„– 14, от 19.07.2012 в„– 9, от 25.10.2012 в„– 10, от 20.12.2012 в„– 11 изменены условия договора займа относительно процентной ставки и срока действия договоров от 28.06.2006, от 30.07.2007 после 01.01.2012, то сделки по получению займов и учету расходов от выплаченных процентов по долговым обязательствам налоговым органом обоснованно отнесены к контролируемыми.
Принимая во внимание вышеизложенное, судами сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения от 25.03.2015 в„– 10-10/145 недействительным.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального. Кроме того, доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам изложенным в апелляционной жалобе, уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2016 по делу в„– А55-14963/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------