Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.05.2016 N Ф06-7667/2016 по делу N А12-14253/2015
Требование: О признании недействительными договоров поставки газа.
Обстоятельства: Истцы считали, что пункты договоров не соответствуют утвержденным положениям о формировании и государственном регулировании цен на газ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истцы являются ресурсоснабжающими организациями и не обладают статусом исполнителей коммунальных услуг, установленная в договорах цена на газ признана верной.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. в„– Ф06-7667/2016

Дело в„– А12-14253/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителя:
ответчика - Левичева С.Н. (доверенность от 01.01.2016 в„– 02/11),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт", г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2015 (судья Калашникова О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А.)
по делу в„– А12-14253/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт", г. Волгоград (ИНН 3443931558, ОГРН 1143443025120) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", г. Волгоград (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) о признании договора недействительным в части,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль", г. Волгоград (ИНН 3443931540, ОГРН 1143443025110) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", г. Волгоград (ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441) о признании договора недействительным в части, с участием третьих лиц: Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" (далее - ООО "Теплосбыт", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", ответчик) о признании недействительным договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36920/15Б, заключенного между ООО "Теплосбыт" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.04.2015 возбуждено производство по делу в„– А12-14253/2015.
В предварительном судебном заседании 15.05.2015 истец уточнил предмет иска, заявив требование о признании упомянутого договора поставки газа недействительным в части пунктов 3.3., 5.1, 5.3.
Заявлением от 14.10.2015 истцом заявлен отказ от иска в части требований о признании договора поставки газа недействительным в части пунктов 3.3., 5.3.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоцентраль" (далее - ООО "Теплоцентраль", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" о признании недействительным договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д, заключенного между ООО "Теплоцентраль" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград".
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.04.2015 возбуждено производство по делу в„– А12-14254/2015.
В предварительном судебном заседании 15.05.2015 истец уточнил предмет иска, заявив требование о признании названного договора поставки газа недействительным в части пунктов 3.3., 5.1, 5.3.
Заявлением от 14.10.2015 ООО "Теплоцентраль" заявлен отказ от иска в части требований о признании договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36920/15Б недействительным в части пунктов 3.3., 5.3.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.10.2014 дела в„– А12-14253/2015, в„– А12-14254/2015 объединены в одно производство с присвоением делу окончательного номера А12-14253/2015.
На основании статей 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд первой инстанции принял отказы истцов от исков в части требований о признании недействительными пунктов 3.3, 5.3 договоров поставки газа от 16.01.2015, производство по делу в указанной части прекращено.
В итоге в рамках настоящего дела рассмотрены исковые требования ООО "Теплосбыт" о признании недействительным договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36920/15Б, заключенного между ООО "Теплосбыт" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", в части пункта 5.1 указанного договора; ООО "Теплоцентраль" о признании недействительным договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д, заключенного между ООО "Теплоцентраль" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", в части пункта 5.1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016, принят отказ ООО "Теплосбыт" от иска к ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в части требований о признании недействительными пунктов 3.3, 5.3 договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36920/15Б, производство по делу в указанной части прекращено; принят отказ ООО "Теплоцентраль" от иска к ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" в части требований о признании недействительными пунктов 3.3, 5.3 договора поставки газа от 16.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д, производство по делу в указанной части прекращено.
В удовлетворении исковых требований истцам отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Теплосбыт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (поставщик) и ООО "Теплосбыт" (покупатель) заключен договор поставки газа от 22.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д.
При подписании указанного договора у сторон имелись разногласия, урегулированные решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2015 по делу в„– А12-11781/2015.
Указанным судебным актом из текста договора от 22.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д исключены пункты 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.9, 5.3, 9.7.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" (поставщик) и ООО "Теплоцентраль" (покупатель) заключен договор поставки газа от 22.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д.
При подписании указанного договора у сторон имелись разногласия, урегулированные решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2015 по делу в„– А12-11783/2015.
Указанным судебным актом из текста договора от 22.01.2015 в„– 09-5-36936/15Д исключены пункты 3.3, 3.5, 3.6, 3.7, 3.9, 5.3, 9.7.
Истцы, полагая, что пункты 5.1 договоров не соответствуют Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 в„– 1021 (далее - Основные положения в„– 1021), обратились с настоящими исковыми требованиями в суд.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 69 АПК РФ, нормами Основных положений в„– 1021, придя к выводу, что спорные пункты договоров соответствуют действующему законодательству, отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
Заявитель жалобы сослался на то, что поскольку истцы относятся к категории "население", к ним при расчете должна быть применена розничная цена на газ.
По смыслу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного Закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Основными положениями в„– 1021 установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В силу пункта 2 Основных положений в„– 1021 к категории "население" относятся лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах.
Согласно пункту 2 Основных положений в„– 1021 розничная цена на газ - цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности; регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ, предусматривающей достижение равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.
В этом же пункте Основных положений в„– 1021 дан исчерпывающий перечень потребителей, относящихся к категории "население": физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Пунктом 8 Основных положений в„– 1021 предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 названного документа государственное регулирование оптовых цен на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на товарных биржах, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (ФСТ России).
Таким образом, газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а равно газ, использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели, подлежит оплате по оптовым ценам.
Пунктом 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии определено, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.Пунктами 106, 108 указанного документа регламентировано, что поставка электрической энергии осуществляется по регулируемым ценам и только гражданам - потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей, а также исполнителям коммунальной услуги по электроснабжению - в объемах электрической энергии (мощности), определяемых в соответствии с пунктом 89 этого же документа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 в„– 655-э "Об определении категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)" утвержден перечень потребителей, согласно которому электрическая энергия поставляется по регулируемым ценам исполнителям коммунальных услуг (в том числе управляющим организациям), приобретающим электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности. Таким образом, к потребителям, приравненным по оплате к категории "население" отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Предприятия, использующие электрическую энергию при производстве тепловой энергии (мощности), а также горячей воды, не относятся к указанной категории потребителей.
Судами принято во внимание, что с учетом судебных актов по делам в„– А12-11781/2015 и в„– А12-11783/2015, ООО "Теплосбыт" и ООО "Теплоцентраль" используют поставляемый ответчиком газ для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов.
Вместе с тем, выработка тепловой энергии на котельных, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах, истцом не доказано.
Истец не представил доказательства, подтверждающие факт нахождения котельных, которые находятся у него в аренде, собственникам многоквартирных жилых домов, подключенных к данным котельным.
Судами сделан правильный вывод, что ООО "Теплосбыт" и ООО "Теплоцентраль" являются ресурсоснабжающими организациями и не обладают статусом исполнителей коммунальных услуг.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судами обоснованно отказано в признании недействительными договоров поставки газа от 16.01.2015 в части пунктов 5.1.
Кроме того, судами принято во внимание, что согласно схемам тепловых сетей к котельным ООО "Теплоцентраль" поставляет тепловую энергию и горячую воду помимо жилых домов, и в другие объекты, в частности, кафе, магазин, торговые дома.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу в„– А12-14253/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 руб., перечисленную по платежному поручению от 26.02.2016 в„– 54. Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ


------------------------------------------------------------------