Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.05.2016 N Ф06-7864/2016 по делу N А72-12502/2015
Требование: О признании незаконными решений органа Фонда социального страхования РФ и органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Орган Фонда социального страхования и орган Пенсионного фонда РФ доначислили страховые взносы, пени, штраф, ссылаясь на то, что страхователем нарушен установленный порядок начисления пособий по беременности и родам и уходу за ребенком.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что расчет пособий произведен страхователем верно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ульяновской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2016 г. в„– Ф06-7864/2016

Дело в„– А72-12502/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Ольховикова А.Н., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - Матвеева А.К. (доверенность от 11.01.2016),
в отсутствие:
Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - извещено надлежащим образом,
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Юдкин А.А.)
по делу в„– А72-12502/2015
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск, к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Ульяновская область, г. Ульяновск, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск, о признании решений от 04.08.2015 в„– 267; от 04.08.2015 в„– 248; от 04.08.2015 в„– 293 незаконными в части,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - заявитель, Управление, плательщик страховых взносов) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения, в котором просит признать незаконными решения, вынесенные Государственным учреждением - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее учреждение, Фонд, ГУ - УРО ФСС РФ):
от 04.08.2015 в„– 267 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части:
- штрафа на доначисленные страховые взносы по пособию до 1,5 лет всего 10,81 руб. в том числе:
по Свистуновой Э.Н. - 4,73 руб., по Железновой И.В. - 4,96 руб., по Комлевой Ю.С. - 1,12 руб.; - пени за несвоевременную уплату и в связи с доначислением страховых взносов по пособию до 1,5 лет всего 12,86 руб. в том числе:
по Свистуновой Э.Н. - 5,44 руб., по Железновой И.В. - 6,01 руб., по Комлевой Ю.С. - 1,41 руб.;
от 04.08.2015 в„– 248 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части:
- доначисленных страховых взносов по пособию за уходом за ребенком до 1,5 лет всего 859,07 руб. в том числе:
по Свистуновой Э.Н. - 342,5 руб., по Железновой И.В. - 414,83 руб., по Комлевой Ю.С. - 101,74 руб.;
- штрафа на доначисленные страховые взносы по пособию по уходу за ребенком до 1,5 лет всего 171,81 руб. в том числе:
по Свистуновой Э.Н. - 68,5 руб., по Железновой И.В. - 82,96 руб. по Комлевой Ю.С. - 20,35 руб.;
от 04.08.2015 в„– 293 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части не принятия к зачету суммы в размере 29 623,3 руб.;
- признать решение, вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 07.08.2015 в„– 08302415РВ0000009 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части:
- доначисленных штрафов в сумме 896,94 руб. в том числе: по Свистуновой Э.Н. в сумме 240,58 руб., по Железновой И.В. в сумме 522,31 руб. по Комлевой Ю.С. в сумме 134,05 руб.;
- доначисленных пеней в сумме 1 138,9 руб. в том числе: по Свистуновой Э.Н. в сумме 473,17 руб., по Железновой И.В. в сумме 536,56 руб. по Комлевой Ю.С. в сумме 129,17 руб.;
- доначисленных сумм страховых взносов (недоимки) в сумме 8027,90 руб. в том числе:
по Свистуновой Э.Н. в сумме 3200,59 руб., по Железновой И.В. в сумме 3 876,50 руб., по Комлевой Ю.С. в сумме 950,81 руб.
- обязать ГУ - УРО ФСС РФ принять к зачету 29 623,3 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, учреждение обратилось в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции по основаниям, указанным в жалобе.
До начала судебного заседания от ГУ - УРО ФСС РФ поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Кассационная инстанция, заслушав представителя Управления, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, Фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Управлением. По результатам проверки составлены акты от 26.06.2015 в„– 365 с/с-доходы, в„– 365 с/с расходы (проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), а также акт от 26.06.2015 в„– 396н/с (проверка страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
04.08.2015 Фондом на основании акта от 26.06.2015 в„– 396н/с в отношении Управления вынесено решение в„– 267 о привлечении страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением Управление привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 в„– 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в размере 18,49 руб.
04.08.2015 Фондом на основании акта от 26.06.2015 в„– 365с/с-доходы в отношении Управления вынесено решение в„– 248 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Управление привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ) в размере 330,28 руб.
04.08.2015 Фондом на основании акта от 26.06.2015 в„– 365с/с-расходы в отношении Управления вынесено решение в„– 293 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Фонд решил не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Управлением в сумме 33 350,1 руб.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области в отношении Управления проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 07.07.2015 в„– 08302415АВ0000197.
07.08.2015 Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области на основании указанного акта в отношении Управления вынесено решение в„– 08302415РВ0000009 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Управление привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона в„– 212-ФЗ в размере 2 305,81 руб., Управлению начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в размере 1 741,78 руб., предложено уплатить недоимку в сумме 16 082,24 руб.
Посчитав указанные решения незаконными в части, Управление обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим заявлением.
Суды предыдущих инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и пункту 1.1 статьи 7, подпункту 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется в связи с утратой застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая - ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон в„– 255-ФЗ) и статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющими право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 в„– 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение).
В пункте 11 указанного Положения сказано, что в случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В ранее действовавшей редакции пункт 11 указанного Положения гласил, что в случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Статьей 14 Федерального закона в„– 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) определено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Статья 3 Федерального закона от 08.12.2010 в„– 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" устанавливает пределы применения положений Федерального закона в„– 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 в„– 343-ФЗ) при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком с момента вступления его в силу, за исключением случаев, указанных в части 2 и части 3 статьи 3 данного федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона от 25.02.2011 в„– 21-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что действие положений части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 в„– 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 в„– 21-ФЗ) (далее - Федеральный закон в„– 343-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В свою очередь, в части 2 статьи 3 Федерального закона в„– 343-ФЗ говорится о том, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2011 и 2012 годах (с 01.01.2011 по 31.12.2012 года включительно) по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона в„– 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В части 3 статьи 3 Федерального закона в„– 343-ФЗ говорится о том, что по страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01.01.2011 года) пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона в„– 255-ФЗ за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом в„– 255-ФЗ, превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона в„– 255-ФЗ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.12.2013 в„– 9518/13, если застрахованное лицо работало у страхователя до рождения первого ребенка более 12 месяцев, за что получало заработную плату, то исчисление страхователем пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет должно осуществляться на основании пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 в„– 375, то есть исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая. При этом предыдущим страховым случаем признается рождение первого ребенка.
Исходя из буквального толкования пункта 11.1 Положения он применяется, если застрахованное лицо не имело заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, то есть, если бы застрахованное лицо не имело заработка в течение 12 месяцев до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то страхователь обязан был определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком на основании тарифной ставки установленного застрахованному лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за вторым ребенком.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 19.05.1995 в„– 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Управлением расчет пособия по уходу за ребенком Комлевой Ю.С., Свистуновой Э.Н., Железновой И.В. произведен из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая, согласно заявлений застрахованных лиц. При этом предыдущим страховым случаем является отпуск по уходу за ребенком.
Выводы Фонда о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений пункта 11.1 Положения являются ошибочными, противоречащими части 1 статьи 14 Федерального закона в„– 255-ФЗ, согласно которой применение ранее действующего, до 01.01.2011, порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая, поскольку он применяется только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Данный вывод следует также из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 10.12.2013 в„– 9518/13.
При таких обстоятельствах суды предыдущих инстанций правомерно признали незаконными вышеуказанные решения в оспариваемой части.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу в„– А72-12502/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------