Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.05.2016 N Ф06-8279/2016 по делу N А65-25250/2015
Требование: О признании строений самовольными постройками и об обязании снести строения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления ссылался на то, что пандус и крыльцо, примыкающие к входному узлу здания , расположены за границами предоставленного обществу в аренду земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что размер площади предоставленного органом местного самоуправления земельного участка не соответствует закону, общество правомерно оборудовало вход в аптечный павильон пандусом, органом местного самоуправления допущено злоупотребление правом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. в„– Ф06-8279/2016

Дело в„– А65-25250/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,
при участии представителя:
ответчика - Веревочкиной О.П., доверенность от 20.01.2016 в„– 8,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2015 (судья Хасаншин И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 (председательствующий судья Ефанов А.А., судьи Кузнецов С.А., Туркин К.К.)
по делу в„– А65-25250/2015
по иску Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), к обществу с ограниченной ответственностью "Городской аптечный склад+" (ОГРН 1096312002610, ИНН 6312089260), с участием третьих лиц: муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), о признании самовольными и обязании снести пандус и крыльцо, примыкающие к площадке входного узла торгового павильона,

установил:

Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением, с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Городской аптечный склад+" (далее - Общество) о признании самовольными и обязании снести пандус и крыльцо, примыкающие к площадке входного узла торгового павильона, расположенные за пределами земельного участка с кадастровым номером 16:50:160509:149.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" (далее - Управление архитектуры), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016, в иске отказано.
В кассационной жалобе Исполком и Управление архитектуры просят принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что пандус и крыльцо, примыкающие к входному узлу торгового павильона, являются самовольными постройками и подлежат сносу за счет средств Общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является собственником двухэтажного нежилого здания (торгового павильона) общей площадью 104,60 кв. м, площадью застройки 56,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Юлиуса Фучика, д. 50а. (свидетельство о регистрации права от 26.03.2012).
Земельный участок под зданием с кадастровым номером 16:50:160509:149 площадью 56 кв. м на основании постановления Исполкома от 03.04.2013 в„– 3311 предоставлен Обществу в аренду по договору от 11.10.2013 в„– 17344.
Актом обследования земельного участка органа муниципального земельного контроля от 11.04.2015 в„– 186 установлено, что на земельном участке располагается двухэтажное капитальное строение с вывеской "Аптека", входная группа площадью 10 кв. м расположена на землях муниципального образования г. Казани.
Исполком, ссылаясь на то, что пандус и крыльцо, примыкающие к входному узлу здания, расположены за границами предоставленного в аренду земельного участка, в связи с чем являются самовольными постройками и подлежат сносу, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
При разрешении спора судами установлено, что постановлением Главы администрации города Казани от 15.11.2000 в„– 198 утвержден акт Государственной приемочной комиссии от 14.09.2000 о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания аптечного павильона.
В соответствии с актом Государственной приемочной комиссии от 14.09.2000 площадь застройки нежилого здания составляет 56,3 кв. м, в которую согласно техническому паспорту здания по состоянию на 15.08.2008 входит входной узел (тамбур) площадью 1,40 м x 1,20 м.
Из технического паспорта на здание торгового павильона по состоянию на 09.10.2012 следует, что к входному узлу (тамбуру) здания примыкают пандус для маломобильных групп населения площадью 2,82 x 1,43 м и крыльцо для иных посетителей аптеки площадью 2,42 x 1,43 м, при этом площадь самого входного узла здания (тамбура) по сравнению с техническим паспортом здания по состоянию на 15.08.2008 не изменилась.
Законность ввода в эксплуатацию здания с входным узлом (тамбуром) Исполкомом не оспаривается, в связи с чем Исполком просит снести как самовольно построенные пандус и крыльцо.
Поскольку в спорном случае в эксплуатацию вводилось здание аптечного павильона, то законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность организации по созданию условий инвалидам.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором обеспечивается, в том числе государственная поддержка инвалидов (части 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям),
Во исполнение положений статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" пунктом 1.4 постановления руководителя Исполкома от 24.08.2007 в„– 2575 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры г. Казани маломобильных граждан" установлено, что не допускается ввод в эксплуатацию жилых домов и объектов социальной инфраструктуры без учета обустройства входных групп объектов и прилегающих к ним территорий для нужд инвалидов и других маломобильных граждан.Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденными Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 в„– 605, согласно которым лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п. 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Таким образом, вход в аптечный павильон в соответствии с действующим законодательством правомерно оборудован пандусом, с помощью которого осуществляется доступ в аптеку маломобильных групп населения.
В отношении крыльца суды отметили, что в акте Государственной приемочной комиссии от 14.09.2000 и техническом паспорте здания по состоянию на 15.08.2008, спорное крыльцо отсутствует, однако очевидно, что лестница существовала и на момент сдачи здания в эксплуатацию, поскольку ее отсутствие влечет невозможность входа в здание.
Из технических паспортов аптечного павильона по состоянию на 15.08.2008 и на 09.10.2012, а также из акта Государственной приемочной комиссии от 14.09.2000 следует, что площадь застройки здания аптечного павильона по наружному обмеру составляет 56,3 кв. м, и не менялась на протяжении всего периода эксплуатации здания.
Вместе с тем, по договору аренды от 11.10.2013 в„– 17344 органом местного самоуправления был передан в аренду Обществу земельный участок площадью 56 кв. м, что меньше площади застройки аптечного павильона.
Пунктом 1.6 постановления руководителя Исполкома от 24.08.2007 в„– 2575 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры г. Казани маломобильных граждан" установлено обязательное требование о том, что при подготовке проектов постановлений о предоставлении земельных участков для размещения объектов социальной инфраструктуры включать в договор аренды пункт о приспособлении указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
Учитывая, что органом местного самоуправления предоставлен Обществу в аренду земельный участок меньшего размера, чем необходимо для эксплуатации здания с учетом его обустройства пандусом и лестницей, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о недобросовестном осуществлении муниципальным органом гражданских прав, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Следует также отметить, что Исполкомом не конкретизировано, каким образом сохранение спорных объектов нарушает публичные интересы, права и законные интересы других лиц, либо правомочия Исполкома как органа, обладающего специальными функциями в сфере землепользования, и не приведено обоснование того, что для восстановления этих прав и их защиты адекватной мерой является снос построек.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу в„– А65-25250/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------