Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2016 N Ф06-7886/2016 по делу N А55-14401/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа по управлению федеральным имуществом, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что орган по управлению федеральным имуществом в установленный срок заявление о передаче земельного участка в муниципальную собственность не рассмотрел, решения о передаче земельных участков не принял.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт незаконного бездействия подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2016 г. по делу в„– А55-14401/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской областина решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2015 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу в„– А55-14401/2015
по заявлению мэрии городского округа Тольятти Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия,

установил:

мэрия городского округа Тольятти Самарской области (далее - заявитель, мэрия) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росимущества) о признании незаконным бездействия Управления Росимущества, выраженного в непринятии в установленный законом срок решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов мэрии путем принятия в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2015 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Управления Росимущества, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в распоряжении Управления Росимущества от 22.05.2015 в„– 316. На Управление Росимущества возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов мэрии путем принятия решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в распоряжениях Управления Росимущества от 06.07.2015 в„– 410-р, от 06.07.2015 в„– 406-р, от 12.08.2015 в„– 484-р, от 31.07.2015 в„– 468-р, от 09.07.2015 в„– 423-р, от 21.08.2015 в„– 506-р, от 09.09.2015 в„– 546-р, от 07.09.2015 в„– 540-р, от 07.09.2015 в„– 543-р, от 09.09.2015 в„– 547-р, от 14.09.2015 в„– 565-р, от 10.09.2015 в„– 555-р, от 14.09.2015 в„– 564-р, от 09.09.2015 в„– 548-р, от 14.09.2015 в„– 566-р, от 14.09.2015 в„– 563-р и от 31.07.2015 в„– 468-р. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 решение суда первой инстанции изменено. Суд постановил абзац 4 резолютивной части изложить в следующей редакции: Обязать Управление Росимущества в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов мэрии путем принятия решения о передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков, за исключением земельных участков, указанных в распоряжениях Управления Росимущества от 06.07.2015 в„– 410-р, от 06.07.2015 в„– 406-р, от 31.07.2015 в„– 468-р, от 09.07.2015 в„– 423-р, от 09.09.2015 в„– 546-р, от 07.09.2015 в„– 540-р, от 07.09.2015 в„– 543-р, от 09.09.2015 в„– 547-р, от 14.09.2015 в„– 565-р, от 10.09.2015 в„– 555-р, от 14.09.2015 в„– 564-р, от 09.09.2015 в„– 548-р, от 14.09.2015 в„– 566-р, от 14.09.2015 в„– 563-р и от 31.07.2015 в„– 468-р, от 07.10.2015 в„– 599-р, от 07.10.2015 в„– 601-р, от 25.09.2015 в„– 580-р, от 09.09.2015 в„– 549-р, от 02.10.2015 в„– 596. В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росимущества обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.30 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц: 1) в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов; 2) в собственность муниципальных районов, утвердивших схемы территориального планирования муниципальных районов, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов; 3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения; 4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей: 1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества; 2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 в„– 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; 3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд; 4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории; 5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации; 6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ, или о целесообразности совершения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ; 8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, или в отношении которых в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ, и (или) Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2008 в„– 161-ФЗ; 9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий; 10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги"; 12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы; 13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт ненадлежащего использования земельного участка.
Согласно частям 1 и 5 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка).
Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка).
Как установлено судами и следует из материалов дела, мэрия обратилась в адрес Управления Росимущества с заявлениями о передаче земельных участков от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, указав на необходимость передачи перечисленных в названных письмах земельных участков, в соответствии со статьей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Поскольку Управление Росимущества в установленный срок названные заявления не рассмотрело, не приняло решения о передаче земельных участков, мэрия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия.
Управление Росимущества в обоснование отсутствия оспариваемого бездействия сослалось на имеющиеся в материалах дела доказательства совершения в тридцатидневный срок необходимых действий по подготовке земельных участков к передаче.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о бездействии Управления Росимущества, поскольку решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность в установленный законом срок принято не было.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, на письма от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, Управление Росимущества в адрес мэрии ответ направило только 03.04.2015, т.е. по истечении тридцати дней. В отношении обращений от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1 в отзыве от 17.09.2015 Управление Росимущества указало лишь на проведение мероприятий по подготовке земельных участков к передаче.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что бездействие ответчика, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения о безвозмездной передаче в собственность городского округа Тольятти Самарской области земельных участков, указанных в приложениях к письмам мэрии от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, либо об отказе в передаче указанных земельных участков подтверждено материалами дела.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что судом первой инстанции не принято во внимание, что с момента обращения мэрии в суд с настоящим заявлением и до вынесения судом решения Управлением Росимущества по обращениям от 27.02.2015 в„– 1538/1, 1539/1, 1540/1, от 20.04.2015 в„– 3289/1, 3290/1, изданы и другие распоряжения о передаче земельных участков, а именно, от 06.07.2015 в„– 406-р, в„– 410-р, от 09.07.2015 в„– 423-р, от 31.07.2015 в„– 468-р, от 07.09.2015 в„– 540-р, 543-р, от 09.09.2015 в„– 546-р, в„– 547-р, в„– 548-р, в„– 549-р, от 10.09.2015 в„– 555-р, от 14.09.2015 в„– 563-р, в„– 564-р, в„– 565-р, в„– 566-р, от 25.09.2015 в„– 580-р, от 02.10.2015 в„– 596, от 07.10.2015 в„– 599-р, в„– 601-р.
В то же время, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что распоряжение о передаче земельных участков от 22.05.2015 в„– 316, принятое ответчиком до обращения заявителя в суд, и распоряжения о передаче земельных участков от 12.08.2015 в„– 484-р, от 21.08.2015 в„– 506-р, принятые ответчиком после обращения заявителя в суд, не имеют отношения к предмету настоящего спора, поскольку приняты по обращениям мэрии соответственно от 25.03.2015 в„– 2379/1, от 25.05.2015 в„– 4296/1, от 08.07.2015 в„– 5655/1, ввиду чего подлежат исключению из перечня распоряжений, указанных в резолютивной части решения суда первой инстанции.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии со стороны Управления Росимущества незаконного бездействия, выразившегося в несовершении действий и непринятии решения, предусмотренного статьей 39.31 ЗК РФ, по обращению органа местного самоуправления и изменении решения суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2015 по делу в„– А55-14401/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------