Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 N Ф06-8209/2016 по делу N А57-1954/2015
Требование: Об обязании органа местного самоуправления обеспечить бесперебойную подачу горячего водоснабжения в жилые дома.
Обстоятельства: АТСЖ сослалось на то, что причиной предоставления населению услуг водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, центральных тепловых пунктов и необходимого оборудования в них и отсутствие тепловой изоляции на внутриквартальных тепловых сетях.
Решение: Требование удовлетворено к органу местного самоуправления, поскольку к числу основных задач органа местного самоуправления, связанных с решением вопросов местного значения, отнесено участие в организации водоснабжения населения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. в„– Ф06-8209/2016

Дело в„– А57-1954/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В., доверенность от 18.12.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2015 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи: Камерилова В.А., Телегина Т.Н.)
по делу в„– А57-1954/2015
по исковому заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", публичному акционерному обществу "Т Плюс" с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета финансов администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципального казенного учреждения "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" об обязании выполнить работы, разработать и согласовать проекты,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик), открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК") об обязании обеспечения бесперебойной подачи горячего водоснабжения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет финансов администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное казенное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" и Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет).
В связи с переименование ОАО "Волжская ТГК" в публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") последнее признано ответчиком.
С учетом неоднократного уточнения исковых требований истец просил суд обязать муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова, в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- разработать и согласовать проект восстановления центрального теплового пункта с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова г. Саратова в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта;
- в соответствии с согласованным проектом восстановить центральный тепловой пункт, с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова г. Саратова, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта;
- разработать и согласовать проект модернизации внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения с целью прокладки циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома: в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова, в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
- в соответствии с согласованными проектами провести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения до тепловых вводов многоквартирных жилых домов: в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова, в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: выполнить монтаж подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения; выполнить тепловую изоляцию подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения.
Обязать ПАО "Т Плюс" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- разработать и согласовать проект реконструкции центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31 с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове в соответствии с нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета, выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта;
- в соответствии с согласованным проектом произвести реконструкцию центрального теплового пункта по адресному ориентиру: г. Саратов, ул. Антонова, 31 с целью осуществления подготовки и подачи горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией в многоквартирные жилые дома в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове, в том числе с выполнением работ: установить подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах центрального теплового пункта; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; установить приборы учета; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах центрального теплового пункта.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2015 исковые требования удовлетворены.
С ПАО "Т Плюс" в пользу истца взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 74 700 руб.
С ответчика за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 74 700 руб.
С ПАО "Т Плюс" в доход федерального бюджета взыскано 12 000 руб. государственной пошлины.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и ПАО "Т Плюс" просят принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска.
Представитель истца принятые судебные акты считает законными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец является некоммерческой организация, созданной для достижения ее членами целей по обеспечению жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах. Ее учредителями (членами) являются товарищества собственников жилья, в том числе, товарищество собственников жилья "Днепр 2004", в состав которого входят вышеуказанные многоквартирные жилые дома.
Многоквартирные жилые дома в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова в г. Саратове получают от ПАО "Т Плюс" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения (центральный тепловой пункт Тархова, 1 "А" (далее - ЦТП "Тархова, 1 "А").
Многоквартирные жилые дома в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 6, 8, 10, 12 по ул. Перспективная в г. Саратове получают от ПАО "Т Плюс" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения (ЦТП "Микрорайон 3 "А").
По мнению истца, ПАО "Т Плюс" оказывает услуги по поставке горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В статье 142 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Согласно пункту 3.1 Устава ассоциации целями и задачами истца являются, в том числе, представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В пункте 3.3 Устава закреплено право истца представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В силу статьи 161 раздела VIII ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила в„– 354).
Указанными Правилами установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил в„– 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В Приложении в„– 1 к Правилам в„– 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 в„– 20.
На основании положений статей 3, 19, 39 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил в„– 354). В Приложении в„– 1 к Правилам в„– 354 сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09.
В пункте 150 Правил в„– 354 установлено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Письмом ОАО "Волжская ТГК" от 03.07.2013 в„– 300/1674 подтверждается, что подача горячего водоснабжения во все вышеуказанные жилые дома производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения.
Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по горячему водоснабжению соответствующей по температуре (в точке водоразбора) требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Вышеизложенное подтверждается распечатками общедомовых приборов учета многоквартирных жилых домов.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза.
Результаты проведенной судебной теплотехнической экспертизы подтверждают, что причиной предоставления населению услуг водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, центральных тепловых пунктов и необходимого оборудования в них и отсутствие тепловой изоляции на внутриквартальных тепловых сетях.
Согласно заключению эксперта от 04.09.2015 в„– 421 для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова, в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 4, 5, 6, 8, 8 "А", 8 "Б", 10, 12, 12 "А" по ул. Перспективная в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правил в„– 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, необходимо как на самих ЦТП "Тархова, 1 "А", ЦТП "Микрорайон, 3 "А", УТ-508, так и на тепловых сетях от указанных ЦТП и УТ до тепловых вводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов, произвести следующие работы:
1) Выполнить реконструкцию ЦТП "Тархова, 1 "А" по адресному ориентиру ул. Тархова, 1 "А" для восстановления проектной схемы теплоснабжения принятой при строительстве данного микрорайона и осуществления подготовки и подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией. При реконструкции разработать и согласовать проект, выполняемый в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить водоводяные подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные или повысительно-циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимые запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах ЦТП.
Выполнить модернизацию внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП "Тархова, 1 "А" по адресному ориентиру ул. Тархова, 1 "А" до многоквартирных жилых домов в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова в г. Саратове с целью прокладки циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по схеме с циркуляцией. При модернизации разработать и согласовать проект, выполняемый в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: выполнить монтаж циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения; восстановить тепловую изоляцию подающих и выполнить тепловую изоляцию циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения.
2) Выполнить реконструкцию ЦТП "Микрорайон, 3 "А" для восстановления проектной схемы теплоснабжения принятой при строительстве данного микрорайона и осуществления подготовки и подачи воды горячего водоснабжения по закрытой схеме с циркуляцией. При реконструкции разработать и согласовать проект, выполняемый в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: установить водоводяные подогреватели горячего водоснабжения; установить циркуляционные или повысительно-циркуляционные насосы горячего водоснабжения; смонтировать трубопроводы в пределах ЦТП; установить устройство автоматического регулирования температуры воды горячего водоснабжения; установить необходимую запорно-измерительную арматуру и регулирующие устройства; выполнить тепловую изоляцию оборудования и трубопроводов горячего водоснабжения в пределах ЦТП.
Выполнить модернизацию внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП "Микрорайон, 3 "А" до многоквартирных жилых домов в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 4, 6, 8, 8 "А", 8 "Б", 10, 12, 12 "А" по ул. Перспективная в г. Саратове, с целью прокладки подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения и восстановления подачи воды горячего водоснабжения по схеме с циркуляцией. При модернизации разработать и согласовать проект, выполняемый в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, в том числе с выполнением работ: выполнить монтаж подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения; выполнить гидравлическую наладку внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения; выполнить тепловую изоляцию подающих и циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения.
3) На внутриквартальных тепловых сетях от УТ-508 до ввода в многоквартирный жилой дом в„– 5 по ул. Перспективная в г. Саратове необходимо выполнить следующие работы: обеспечить циркуляцию горячей воды в тепловых сетях (в работе должны находиться подающий и обратный трубопроводы) в течение года, в том числе в неотопительный (летний) период; выполнить проектные и строительно-монтажные работы по восстановлению тепловой изоляции на участках, где изоляция отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии.
Работы в УТ-508 для исполнения требований Правил в„– 354, СанПиН 2.1.4.2496-09 и обеспечения бесперебойным горячим водоснабжением указанного многоквартирного жилого дома в соответствии с принятой схемой подачи воды для горячего водоснабжения по открытой схеме производить не требуется.
Объем строительно-монтажных работ по реконструкции ЦТП "Тархова, 1 "А" и ЦТП "Микрорайон, 3 "А", а также на внутриквартальных тепловых сетях на участках от указанных ЦТП до тепловых вводов в многоквартирные жилые дома: в„– 1, 1 "А" по ул. Тархова, в„– 29, 31 по ул. Антонова, в„– 4, 5, 6, 8, 8 "А", 8 "Б", 10, 12, 12 "А" по ул. Перспективная в г. Саратове может быть определен только после выполнения проектных работ и составления проектно-сметной документации. Сроки выполнения строительно-монтажных работ зависят от проектов, принятых в проектах инженерных решений, оборудования, финансирования и подрядных организаций, выполняющих данные виды работ.
Результаты судебной экспертизы признаны судами надлежащими доказательствами.
Судом установлено, что внутриквартальные сети от ЦТП "Тархова, 1 "А" и ЦТП "Микрорайон, 3 "А" находятся в собственности ответчика, что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10.12.2014 в„– 04-08/32436.
Здание ЦТП "Тархова, 1 "А" продано муниципальным образованием "Город Саратов", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.03.2015 в„– 64/001/005/2015-11250 и письмом Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" от 05.06.2015 в„– 51206-13-0885. Данному объекту присвоен адресный ориентир - г. Саратов, ул. им. Тархова С.Ф., д. 1 "Б".
Здание ЦТП "Микрорайон, 3 "А", расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Антонова, д. 31, находится в собственности ПАО "Т Плюс", что подтверждается свидетельством о праве собственности серии 64 АБ в„– 187321 от 01.12.2005.
В соответствии с техническим паспортом данное здание (инвентарный номер 86563) является центральным тепловым пунктом, в котором должно располагаться необходимое техническое оборудование.
01.01.2006 между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и муниципальным казенным учреждением "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом в„– 154 (далее - договор в„– 154), по условиям которого ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети от ЦТП "Тархова, 1 "А" и ЦТП "Микрорайон, 3 "А") в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской Городской Думы от 15.12.2005 в„– 66-636.
Согласно Приложению в„– 3 к договору в„– 154 тепловые сети от спорных ЦТП были переданы ОАО "Волжская ТГК".
На основании пункта 2.2.3 договора в„– 154 ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В пункте 2.2.4 договора закреплено, что работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из положений договора в„– 154 и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались.
В силу пункта 1 статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 ГК РФ ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по достройке, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического назначения оборудования, сооружения или иного объекта повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
В статье 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
По условиям статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Подпункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 08.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Федерального закона в„– 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены и в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской Городской Думы от 18.12.2005 в„– 67-649.
Принимая во внимание результаты экспертизы, суд первой инстанции правомерно распределил обязанности между муниципальным образованием "Город Саратов" и ПАО "Т Плюс".
На основании статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно положениям статей 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской Городской Думы от 25.10.2007 в„– 21-202 предусмотрено, что Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
К числу основных задач Комитета, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с возложенными на него задачами Комитет обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
По условиям пункта 3.2.1 Положения Комитет осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно части 1 статьи 50 ГК РФ юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
На основании части 2 статьи 121 ГК РФ некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
Истец является некоммерческой организацией и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах, а не извлечение прибыли.
В силу статьи 142 ЖК РФ для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 ЖК РФ для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
Довод ответчика о невозможности исполнения решения по причине того, что отсутствует внутридомовая циркуляция, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку в предмет иска по данному делу внутридомовая система горячего водоснабжения не входила.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Материалами дела подтверждается, что температура горячей воды ненадлежащего качества подается в жилые дома в неотопительный период времени. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подача воды для горячего водоснабжения происходит по открытой схеме, с забором воды внутри домов в узлах ввода непосредственно из подающего или обратного трубопровода тепловой сети.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Действия ПАО "Т Плюс", связанные с прекращением обеспечения циркуляции горячей воды в тепловых сетях в неотопительный (летний) период, напрямую препятствуют надлежащему исполнению истцом обязательств перед собственниками и нанимателями помещений спорных домов в соответствии с жилищным законодательством и договорами управления.
Правомерно отклонен судом первой инстанции и довод Комитета о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в указанной ситуации следует руководствоваться абзацем 5 статьи 208 ГК РФ (о нераспространении исковой давности на требования собственника), так как у истца отсутствует в данном деле интерес, отличный от интересов собственников и жильцов многоквартирных жилых домов, которых касается настоящий спор.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
Несогласие стороны спора с судебной оценкой доказательств, данной компетентными судами, не является основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационных жалобах доводы не опровергают выводов судов, которые были предметом рассмотрения и отклонены с приведением мотивов их отклонения. Переоценка доказательств в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по настоящему делу судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 03.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу в„– А57-1954/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.А.ФИЛИМОНОВ

Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
Г.Н.МАХМУТОВА


------------------------------------------------------------------