Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2016 N Ф06-8420/2016 по делу N А65-7246/2015
Требование: О признании незаконными действий по взиманию платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, и по выдаче специального разрешения.
Обстоятельства: По мнению собственника транспортного средства, оспариваемые действия и результаты взвешивания незаконны. Требования третьих лиц: О взыскании неосновательного обогащения в размере взысканной платы.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку доводы собственника транспортного средства обоснованны; 2) В удовлетворении требования третьего лица отказано, поскольку спорные денежные средства не являются имуществом и не приобретены за счет третьего лица.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. в„– Ф06-8420/2016

Дело в„– А65-7246/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
истца - Багрова Д.В., по доверенности от 17.02.2016 в„– 2-4/84,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Республики Татарстан и Государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2015 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи: Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-7246/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельта", г. Краснодар, к Государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения", г. Казань, Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, третьи лица: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", г. Казань, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Сельта" (далее - ООО "Сельта", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному бюджетному учреждению "Безопасность дорожного движения" (далее - ГБУ "Безопасность дорожного движения", ответчик) и Республике Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан (далее - Министерство финансов), в котором просило с учетом уточнений, признать незаконными действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по взиманию платы с ООО "Сельта" в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги федерального значения транспортным средством, осуществлявшем перевозку 25.01.2015, груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения; признать незаконными действия ГБУ "Безопасность дорожного движения" по выдаче ООО "Сельта" специального разрешения 16 РТ в„– 009880 от 25.01.2015 на движение транспортного средства, осуществляющего перевозку груза по маршруту, проходящему по участку автомобильной дороги федерального значения; взыскать с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан в пользу ООО "Сельта" 3396 рублей 30 копеек, в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку грузов по автомобильным дорогам общего пользования.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями о взыскании с Государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения", суммы неосновательного обогащения в размере 3396,30 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, заявленные требования общества удовлетворены. В удовлетворении требований Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов РТ и ГБУ "Безопасность дорожного движения" обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами. В своей жалобе Министерство финансов РТ просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. ГБУ "Безопасность дорожного движения" просит данные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 25.01.2015 общество, на принадлежащем ему транспортном средстве марки MAв„– TGA 19.3904*2BLS, (тягач седельный) год выпуска - 2008, идентификационный номер (VIN) - WMANW7zz59m534308, регистрационный знак H144CP37 с полуприцепом рефрижераторным, марка - ШМИТЦ SKO24L, год выпуска - 2010, идентификационный номер (VIN) - WSM00000005065286, регистрационный знак РА3427 37, под управлением водителя заявителя - Клыкова С.В. осуществляло перевозку продуктов питания по маршруту г. Новороссийск Краснодарский край - г. Зеленодольск Республика Татарстан - г. Ижевск Удмуртская Республика.
Маршрут проходил по Федеральной трассе М 7 "Волга". По маршруту следования на участке дороги: объездная г. Зеленодольска - СОД г. Казань (Залесный) - Шали - Елабуга - Менделеевск - ТЕРСИ транспортное средство общества было остановлено 25.01.2015 на стационарном посту весового контроля СПВК в„– 3 "Кольцо-1" объездной дороги г. Казань для прохождения процедуры статистического взвешивания.
При статистическом взвешивании сотрудниками ГБУ "Безопасность дорожного движения" было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 в„– 272 (далее - Правила перевозок грузов), а именно: нагрузка на 2-ой оси составила (фактически с учетом погрешности) 10,746 т. при допустимой нагрузке 10,0 т. По остальным осям превышения нагрузок не выявлено.
Сотрудником пункта весового контроля Московцевым Д.В. был подсчитан вред, причиненный автомобильной дороге, и водителю общества предъявлено требование об уплате вреда, причиненного автомобильной дороге, в размере 3396 рублей 30 копеек, а также государственной пошлины за выдачу специального разрешения в размере 1600 рублей.
С целью исполнения принятых на себя обязательств по своевременной доставке товара в срок и без утраты его потребительских качеств, водитель Клыков С.В. оплатил предъявленную денежную сумму в общем размере 4996 рублей 30 копеек и продолжил маршрут, получив от представителя ответчика специальное разрешение серии 16РТ в„– 009880 на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В этот же день, 25.01.2015, до приезда на стационарный пост СПВК в„– 3 "Кольцо-1" транспортное средство заявителя заезжало на пост весового контроля ПВК "КТП Зеленодольск", весы автомобильные электронные ВАТ-Д-60, имеющие действующее свидетельство о поверке. В ходе произведенных замеров превышений нагрузок по осям выявлено не было.
Не согласившись действиями ответчика, результатами взвешивания, а также с суммой произведенной им выплаты в размере 3396,30 рублей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В соответствии с пунктами 2, 3 части 6 статьи 31 Федерального закона в„– 257-ФЗ выдача специального разрешения, указанного в части 1 данной статьи, осуществляется: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог.
В случаях, предусмотренных, в частности, пунктами 1, 2 части 6 статьи 31 Федерального закона в„– 257-ФЗ, за выдачу указанного выше специального разрешения уплачивается государственная пошлина.
Следовательно, если маршрут, часть маршрута проходит по дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации разрешение выдается уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации с взиманием им государственной пошлины.
В силу пункта 1 части 9 статьи 31 Федерального закона в„– 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 в„– 934 (далее - Правила возмещения вреда), внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 в„– 928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В данный перечень входят, в частности, автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы (идентификационный номер автомобильной дороги - 00 ОП ФЗ М-7 (Е017, Е22, СНГ).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2012 в„– 1155 "О государственном бюджетном учреждении "Безопасность дорожного движения" утвержден Устав данного учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава указанное учреждение создано в целях обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог.
Для осуществления основных видов деятельности Учреждение выполняет предусмотренные пунктом 2.3 Устава функции, в частности: взвешивание автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан на соответствие установленным нормативным параметрам (по общей массе или нагрузке на каждую ось); проведение расчетов и возмещения причиняемого вреда при проезде автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, общая масса которых или нагрузка на каждую ось превышает нормативные параметры, по дорожным сооружениям и автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан; выдачу разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан, во взаимодействии с владельцем автомобильных дорог и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в соответствии с порядком, установленным федеральным законом.
Данные полномочия вытекают из полномочий субъекта Российской Федерации по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения либо по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (статьи 30 - 31 Федерального закона в„– 257-ФЗ).
Таким образом, осуществляемые республиканским государственным учреждением "Безопасность дорожного движения" полномочия, связанные с реализацией полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом в„– 257-ФЗ, являются властными государственными полномочиями.
Специальное разрешение 16 РТ в„– 009880 от 25.01.2015 выдано ответчиком в„– 1 на движение по маршруту: объездная г. Зеленодольска - СОД г. Казань (Залесный) - с. Шали - г. Елабуга - г. Менделеевск - с. Терси, в котором часть участков автодорог являются участками автомобильных дорог федерального значения М-7 "Волга".
В данном случае маршрут транспортного средства, принадлежащего заявителю, проходил по участкам автомобильных дорог федерального значения, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 в„– 928.
ГБУ "Безопасность дорожного движения" не обосновало, что транспортное средство заявителя проходило именно по тому маршруту и только лишь по республиканским дорогам, отмеченным им в представленных картах.
Необоснованной является ссылка ответчика на перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, утвержденный постановлением Кабинета Министров РТ от 27.12.2011 в„– 1083, как на доказательство возможности движения транспортного средства в объезд федеральной дороги М-7.
Не подтверждены никакими доказательствами доводы ответчика о том, что в специальном разрешении 16РТ в„– 009880, выданном заявителю, указаны: вид перевозки - "местная", узловые точки маршрута также относятся к региональным дорогам.
Кроме того, спорное взвешивание было произведено согласно акту в„– 6199 определения весовых параметров транспортного средства от 25.01.2015 на СПВК в„– 3 "Кольцо-1" (уже после г. Казани), местонахождение согласно акту - автодорога М7 829 км.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания по взиманию с заявителя платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам республиканской автомобильной дороги транспортным средством, осуществлявшим перевозку 20.12.2014 тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и по выдаче разрешения 16 РТ в„– 009880 от 25.01.2015 на движение транспортных средств, осуществляющих движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения, в связи с чем, взимание им с заявителя платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги транспортным средством, и последующая выдача заявителю специального разрешения не соответствуют вышеприведенным требованиям Федерального закона в„– 257-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 в„– 928, от 16.11.2009 в„– 934, Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.03.2014 в„– 155.
Обоснованно не приняты судами доводы ответчика, что оплата вреда, причиненного участкам автомобильной дороги республиканского значения транспортным средством, и государственной пошлины произведена заявителем добровольно и на основании заявления водителя, поскольку отсутствие возражений заявителя относительно требований по внесению в кассу ответчика указанных платежей не может свидетельствовать о законности взимания с заявителя данных платежей.
Доводы заявителя об отсутствии в заявлении от 25.01.2015 на получение вышеуказанного разрешения и в акте от 25.01.2015 подписей водителя Клыкова С.В., об отсутствии возможности у водителя общества не оплатить взимаемый платеж, не опровергнуты ответчиком. Заявление на получение разрешения для перевозки тяжеловесного груза не содержит никаких личных записей и подписи водителя заявителя, в т.ч. о маршруте движения. Маршрут движения (с указанием "по региональным дорогам", вид перевозки "местная" заполнены лишь ответчиком в„– 1 (как указано в самом заявлении - бланк заполняется только печатным машинописным текстом).
Общество указывает, что в этот же день 25.01.2015 до приезда на стационарный пост СПВК в„– 3 "Кольцо-1" транспортное средство заявителя заезжало на пост весового контроля ПВК "КТП Зеленодольск", весы автомобильные электронные ВАТ-Д-60, имеющие действующее свидетельство о поверке, и в ходе произведенных замеров превышений нагрузок по осям выявлено не было, ссылается на акт в„– ДТ-361 от 25.01.2015, оформленный в 8 час. 35 мин.
При таких обстоятельствах, обоснованным является вывод судов о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения", г. Казань, по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам федерального значения либо участкам таких дорог, и по выдаче разрешения 16РТ в„– 009880 на движение транспортного средства, осуществляющего движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения.
Заявитель также просил взыскать денежные средства, уплаченных в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам, в размере 3396 рублей 30 копеек.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков (упущенной выгоды), предусмотренных статьями 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, истцом должны быть доказаны противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и понесенными истцом убытками, размер убытков, возникших у истца в связи с противоправным поведением причинителя вреда.
В рассматриваемом случае ГБУ "Безопасность дорожного движения" является тем лицом, которому первоначально поступили денежные средства, что подтверждается квитанцией ГБУ "Безопасность дорожного движения" от 25.01.2015 на сумму 3396,30 рублей.
ГБУ "Безопасность дорожного движения" в письменных пояснениях от 22.07.2015 разъяснен порядок действия сотрудника Учреждения по взиманию платы за вред, причиняемый транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, и дальнейшее зачисление этих средств на специальный счет Министерства финансов Республики Татарстан в соответствии постановлением Кабинета Министров РТ от 11.04.2005 в„– 171.
ГБУ "Безопасность дорожного движения" также представлены письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ в„– 21-91 от 03.2015, копии отчетов, чеков, квитанций, приказа в„– 226 л/с от 22.07.2013.
Содержание указанных документов свидетельствует о перечислении ответчиком денежных средств, поступивших 25.01.2015 от водителя Клыкова С.В. в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги транспортным средством (3396,30 рублей) на счет Министерства финансов Республики Татарстан.
Необоснованными являются доводы Министерства финансов о том, ГБУ "Безопасность дорожного движения" является самостоятельным юридическим лицом, несет имущественную ответственность и может самостоятельно выплатить спорные суммы с казначейского счета, поскольку противоречат вышеприведенным нормам ГК РФ и доказательствам по делу. Заявителем доказано, что несение указанных расходов вызвано действиями ответчика, признанными судом первой инстанции незаконными.
Осуществляемые ГБУ "БДД" полномочия, связанные с реализацией полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом в„– 257-ФЗ, являются властными государственными полномочиями.
Согласно пункту 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.09.2002 в„– 551 денежные средства, получаемые от возмещения вреда с владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Республике Татарстан, зачисляются на специальные счета Министерства финансов Республики Татарстан.
Таким образом, вред, причиненный незаконными действиями ответчика в рамках выполнения им от имени Республики Татарстан властных государственных полномочий, подлежит возмещению Республикой Татарстан.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих органов, от имени казны субъекта РФ выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ по ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ обязанность по возмещению вреда в рассматриваемом случае не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина, в отсутствие иного главного распорядителя средств бюджета Республики Татарстан, на основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны Республики Татарстан в данном случае выступает Министерство финансов Республики Татарстан.
Исходя из изложенного, требование общества о взыскании с Республики Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан убытком в размере 3396,30 рублей, уплаченных в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу положений статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В своих требованиях третье лицо указывает, что в результате превышения допустимых осевых нагрузок, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 в„– 272 (далее - Правила перевозок грузов), обществом причинен вред, нанесенный дороге федерального значения (находящегося на балансе третьего лица) и, поскольку ответчиком были осуществлены неправомерные действия по взысканию платы за превышение осевых нагрузок (выдачи разрешения), то, по мнению третьего лица, у ответчика перед ним возникло неосновательное обогащение. Также третьим лицом представлен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по федеральной автодороге, который, по его мнению, составил 4891,19 рублей.
Согласно материалам дела, у ответчика отсутствовали основания по взиманию с заявителя платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам республиканской автомобильной дороги транспортным средством, осуществлявшем перевозку 25.01.2015 тяжеловесного груза по маршруту, проходящему по участкам автомобильных дорог федерального значения и по выдаче разрешения 16 РТ в„– 009880 от 25.01.2015 на движение транспортных средств, осуществляющих движение по маршруту, который проходит по участкам автомобильных дорог федерального значения, в связи с чем, взимание им с заявителя платы в счет оплаты вреда, причиненного участкам автомобильной дороги транспортным средством, и последующая выдача заявителю специального разрешения не соответствуют требованиям Федерального закона в„– 257-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 в„– 928, от 16.11.2009 в„– 934, Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.03.2014 в„– 155.
Денежные средства, уплаченные заявителем, и которые третье лицо желает взыскать в виде неосновательного обогащения, присуждены судом обществу, поскольку, по мнению судов денежные средства, незаконно взысканные с заявителя за движение по автомобильной дороге субъекта Российской Федерации, не могли изначально быть взысканы ответчиком в пользу третьего лица ввиду отсутствия у него полномочий на такое взыскание, аналогичных полномочиям ответчика в части автомобильных дорог Республики Татарстан.
Денежные средства на сумму 3396,30 рублей (которые третье лицо желает взыскать в виде неосновательного обогащения) не являются имуществом третьего лица и не приобретены (сбережены) ответчиком за счет третьего лица.
Вместе с тем, третье лицо не лишено права обратиться в суд с заявлением к ООО "Сельта" с соответствующим заявлением и расчетами с соблюдением требований АПК РФ о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного его транспортным средством именно дороге федерального значения М-7, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов с превышением осевой нагрузки.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу в„– А65-7246/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Республики Татарстан и Государственного бюджетного учреждения "Безопасность дорожного движения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------