Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.05.2016 N Ф06-8271/2016 по делу N А65-21386/2015
Требование: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении земельного участка в собственность, в незаключении договора купли-продажи данного участка; 2) Об обязании принять решение о предоставлении в собственность участка, направить проект договора купли-продажи.
Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку установлено, что обществом представлены все необходимые документы, органом по управлению муниципальным имуществом не представлены доказательства принятия в установленный срок решения по заявлению общества; 2) В удовлетворении требования отказано, поскольку спорное заявление должным образом не рассмотрено, также не проверены все обстоятельства, подлежащие оценке при рассмотрении данного заявления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф06-8271/2016

Дело в„– А65-21386/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Карповой В.А. Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Кольцова А.Ю., доверенность от 10.05.2016 в„– 101-1-704,
заинтересованного лица - Рачковой-Чукиной Т.С., доверенность от 10.09.2015 в„– 13789/КЗИО-ИСХ,
третьего лица (Исполнительного комитета муниципального образования города Казани) - Рачковой-Чукиной Т.С., доверенность от 05.10.2015 в„– 8910/ИК,
в отсутствие:
третьего лица (муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани") - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефтепродукт", муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2015 (судья Хасанов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Кувшинов В.Е., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-21386/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Холдинговая компания "Татнефтепродукт", г. Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани",

установил:

открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Татнефтепродукт" (далее - ОАО "ХК "Татнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет), о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении земельного участка площадью 839,7 кв. м, кадастровый номер 16:50:090124:29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, и в не заключении договора купли-продажи земельного участка.
Заявитель также просил суд устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов, путем обязания Комитета принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 839,7 кв. м, кадастровый в„– 16:50:090124:29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, и направления проекта договора купли-продажи.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016, заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Комитета, выраженное в непредоставлении земельного участка площадью 839,7 кв. м, кадастровый номер 16:50:090124:29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, и незаключении договора купли-продажи, как не соответствующее требованиям действующего законодательства. Суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения прав ОАО "ХК "Татнефтепродукт" путем рассмотрения по существу обращения заявителя о предоставлении в собственность земельного участка площадью 839,7 кв. м с кадастровым номером 16:50:090124:29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок. В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ОАО "ХК "Татнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части указания на способ устранения нарушенного права отменить, принять в указанной части новый судебный акт, которым обязать Комитет принять решение о предоставлении ему в собственность испрашиваемого участка и направить ему договор купли-продажи, ссылаясь на нарушение единообразия существующей судебной практики, а также на нарушение судами норм материального права.
Комитет также обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, полагая, что незаконное бездействие с его стороны отсутствует, поскольку вначале он уведомил общество о направлении запроса в Управление архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани, а по факту получения ответа на запрос - о возможности дальнейшего рассмотрения заявления после внесения соответствующих изменений в проект планировки.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как установлено судами, 04.07.2015 общество обратилось к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 839,7 кв. м с кадастровым номером 16:50:090124:29, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Брюсова, д. 2, в собственность.
Учреждение письмом от 15.09.2015 в„– 8916/КЗИО-ИСХ пояснило, что дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставления испрашиваемого земельного участка будет возможно после внесения соответствующих изменений в проект планировки, а также судебных разбирательств.
Заявитель, полагая, что бездействием ответчика нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При принятии судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно части 1, 4 статьи 20 Земельного кодекса Республики Татарстан (далее - ЗК РТ) в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Республики Татарстан; земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В порядке части 3 статьи 30 ЗК РТ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 40 Устава Муниципального образования города Казани Исполнительный комитет Муниципального образования города Казани осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 31 ЗК РТ граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии со статьями 30, 48 Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Татарстан или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", выбор права аренды или собственности принадлежит правообладателю.
На земельном участке с кадастровым номером 16:50:090124:29, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, находится объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 25.01.2011 серии 16-АЕ в„– 505972, выданное на основании плана приватизации Управления автозаправочных станций Фирмы "Татнефтепродукт" от 01.01.1994).
Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель представил ответчику документы, предусмотренные установленным законом Перечнем документов, в то время как Исполком в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации не представил доказательства принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка на праве собственности в установленный срок.
Ссылка Комитета на письмо от 15.06.2015 признана судами несостоятельной, поскольку из него не усматривается, что ответчик принял соответствующее решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Суды обоснованно указали, что ссылка в письме от 15.06.2015 на то, что дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставления испрашиваемого земельного участка будет возможно после внесения соответствующих изменений в проект планировки, а также судебных разбирательств, не означает соблюдение ответчиком норм действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Комитета, выраженное в непредоставлении земельного участка, кадастровый номер 16:50:090124:29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Брюсова, д. 2, площадью 839,7 кв. м и незаключении договора купли-продажи, подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов в указанной части.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным или оспариваемых действий (бездействия) незаконным в решении суда должно содержаться указание на обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
Признав, что обращение заявителя ответчиком по существу не рассмотрено, суд правомерно указал, что права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания заинтересованного лица рассмотреть по существу обращение общества о предоставлении в собственность земельного участка, принять и направить мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный срок.
Доводы заявителя кассационной жалобы о необходимости указания в резолютивной части решения на обязанность ответчика направить обществу проект договора купли-продажи были предметом оценки суда апелляционной инстанции, правомерно им отклонены. Суд указал, что такой способ устранения нарушенного права в данном конкретном случае невозможен к применению, поскольку заявление о предоставлении земельного участка уполномоченным органом не рассмотрено, поэтому не проверены все обстоятельства, подлежащие оценки уполномоченным органом при рассмотрении данного заявления, а суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в части.
Приведенные в кассационных жалобах доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу в„– А65-21386/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.КАРПОВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ


------------------------------------------------------------------