Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2016 N Ф06-8284/2016 по делу N А06-3938/2015
Требование: О признании незаконными действий по аннулированию государственной регистрации транспортного средства, об обязании совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета транспортного средства.
Обстоятельства: Административный орган известил общество о том, что государственная регистрация транспортного средства, принадлежащего обществу на праве собственности, была прекращена в связи с аннулированием сертификата соответствия на данное транспортное средство.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены доказательства того, что оспариваемые действия административного органа не соответствуют требованиям закона и нарушают права общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. в„– Ф06-8284/2016

Дело в„– А06-3938/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПФ "Стройиндустрия"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи: Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А06-3938/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленная фирма "Стройиндустрия" (ИНН 3016060240, ОГРН 1093016001066), г. Астрахань, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (ИНН 3015032610, ОГРН 1023000856559) в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконными действий об аннулировании государственной регистрации транспортного средства

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промышленная фирма "Стройиндустрия" (далее - ООО "ПФ "Стройиндустрия", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к УМВД России по Астраханской области, в лице Межрайонного отдела регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Астраханской области (далее - ГИБДД УМВД России по Астраханской области, административный орган), о признании действий об аннулировании государственной регистрации грузового самосвала марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, VIв„– LZGJRDT62BX087226, паспорт транспортного средства (ПТС) в„– 28 ТХ 824719 от 02.02.2012, выдан Благовещенским таможенным постом, незаконными.
В порядке восстановления нарушенного права общество просит суд обязать административный орган совершить регистрационные действия в виде восстановления регистрационного учета указанного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.09.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 решение суда первой инстанции от 16.09.2015 отменено. По делу принят новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПФ "Стройиндустрия" по Договору купли-продажи 20.03.2012 в„– 20-1/03 приобрело у ООО "Буря 78" транспортное средство - грузовой самосвал, марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, цвет желтый, ПТС серия 28 ТХ 824719 от 02.02.2012, регистрационный знак О362КС/30.
16 мая 2012 года обществом осуществлен регистрационный учет данного транспортного средства в МРО ГИБДД УМВД России по Астраханской области, что подтверждается отметкой в ПТС серии 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 и свидетельством о регистрации ТС 30 ХН 198155.
Письмом от 08.05.2015 в„– 66/2497 административный орган сообщил обществу, что государственная регистрация названного выше транспортного средства прекращена (аннулирована) в связи с аннулированием органом по сертификации сертификата соответствия на вышеуказанный грузовой самосвал.
Не согласившись с решением ГИБДД УМВД России по Астраханской области о прекращении (аннулировании) регистрации автотранспортных средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон в„– 196-ФЗ), задачами которого являются, в том числе, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктами 1, 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 в„– 711 (далее - Положение о ГИБДД) государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В силу подпункта "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона в„– 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона в„– 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом МВД России от 24.11.2008 в„– 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Согласно пункту 51 Правил регистрации в редакции Приказа МВД России от 07.08.2013 в„– 605, не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что признание действий Управления Министерства внутренних дел России по Астраханской области, связанных со снятием с регистрационного учета спорных транспортных средств незаконным, является необоснованным исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 в„– 609 утвержден Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
В силу пунктов 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 в„– 496/192/134, установлено, что документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 70 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств выдача паспортов таможенными органами осуществляется на основании сведений, содержащихся в одобрении типа транспортного средства, одобрении типа шасси транспортного средства или сертификате соответствия, а в случае признании документов, на основании которых они выданы, поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 в„– 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Паспорта выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 в„– 845, Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
В соответствии со статьей 13 Закона "О сертификации продукции и услуг" изготовитель (либо уполномоченный его представитель) имеет право приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации. Как следует из материалов дела, паспорт транспортного средства на указанный автомобиль марки SHAANQI SX3317DT366 был выдан Благовещенским таможенным постом на основании сведений, содержащихся в сертификате соответствия, выданном органом по сертификации, аккредитованном в установленном порядке, действовавшем на момент выдачи ПТС и размещенных на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - сертификат соответствия CN.AB23/A/08560. 8 А12-41844/2015
Письмом от 08.05.2015 в„– 66/2497 административный орган сообщил обществу, что в связи с решением органа по сертификации - ООО "Магадан-Тест" об аннулировании с 17.12.2012 года сертификата соответствия CCN.AB23/A/08560, выданного на спорный автомобиль, аннулируется и государственная регистрация на грузовой самосвал марки SHAANQI SX3317DT366, 2011 года выпуска, цвет желтый, ПТС серия 28 ТХ 824719 от 02.02.2012 г., регистрационный знак О362КС/30, как того требуют пункты 3, 51 Правил регистрации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 в„– 938 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ в„– 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
По смыслу приведенных норм регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ в„– 938 государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ в„– 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, реализация права собственности в отношении в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, следовательно, регистрация транспортных средств, которая невозможна без сертификата соответствия, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно, для использования в дорожном движении.
Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства, установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Из уведомления МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 08.05.2015 в„– 66/2494 о прекращении (аннулировании) государственной регистрации принадлежащих заявителю транспортных средств видно, что единственным основанием для совершения регистрирующим органом указанных действий явилось признание прекращенными (недействительными) сертификатов соответствия на спорные транспортные средства органом сертификации, выдавшим сертификаты.
Согласно подпункту "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 в„– 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
В силу пункта 72 Положения о паспортах ТС, выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными); при этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции; несданные паспорта выставляются в розыск.
В силу абзаца 2 пункта 51 Правил регистрации транспортных средств при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск. Пункт 3 указанных Правил связывает невозможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами при предоставлении документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что представленный сертификат соответствия не подтверждает соответствие спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, аннулирование МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области регистрации транспортного средства и признание недействительным на основании данного сертификата соответствия паспорта транспортного средства является правомерным и соответствует пунктам 3, 51 Правил регистрации.
Сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 в„– 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").
В случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных.
Таким образом, в случае обжалования собственником транспортного средства действий органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию транспортных средств, суд, принимая решение по делу, не вправе исходить из одного лишь факта подделки паспорта транспортного средства, совершенной иным лицом, - без установления и оценки по общим правилам доказывания, предусмотренным главой 6 ГПК РФ и главой 7 АПК РФ, всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из изложенного, ООО "ПФ "Стройиндустрия" не представило доказательств того, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушают права заявителя.
Принимая во внимание изложенное, выводы суд апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу в„– А06-3938/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПФ "Стройиндустрия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------