Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.05.2016 N Ф06-8929/2016 по делу N А12-50120/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа в части начисления штрафа и пени.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, начислил пени и штраф, указав, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено в части начисления штрафа, поскольку вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения не доказана.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. в„– Ф06-8929/2016

Дело в„– А12-50120/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Гатауллиной Л.Р.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Газпром газэнергосеть", Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Смирников А.Г., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А12-50120/2015
по заявлению акционерного общества "Газпром газэнергосеть" (ИНН 5003027352, ОГРН 1025000652324), г. Москва, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (ИНН 3435111400, ОГРН 1043400122226), Волгоградская область, г. Волжский, о признании незаконным решения налогового органа в части,

установил:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Газпром газэнергосеть" (далее - АО "Газпром газэнергосеть", Общество, заявитель, налогоплательщик) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области, налоговый орган, Инспекция) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит признать незаконным решение Инспекции от 16.07.2015 в„– 5859 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения к уплате суммы штрафа в размере 32 929 руб. и пени в размере 11 506 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 заявленные АО "Газпром газэнергосеть" требования удовлетворены частично. Решение ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 16.07.2015 в„– 5859 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения к уплате суммы штрафа в размере 32 929 руб. признано незаконным, противоречащим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО "Газпром газэнергосеть", ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обратились в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просят об отмене решения суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, коллегия считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной АО "Газпром газэнергосеть" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год. Результаты налоговой проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки от 20.05.2015 в„– 1164.
16.07.2015 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 20.05.2015 в„– 1164, возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение в„– 5859 о привлечении АО "Газпром газэнергосеть" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 32 929 руб.
Этим же решением АО "Газпром газэнергосеть" доначислены недоимка по земельному налогу в размере 164 645 руб. и суммы пеней - 11 506 руб. 59 коп.
Указанное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, решением которого от 23.09.2015 в„– 861 апелляционная жалоба АО "Газпром газэнергосеть" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 16.07.2015 в„– 5859 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения к уплате суммы штрафа в размере 32 929 руб. и пени в размере 11 506 руб. 59 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Так, признавая незаконным решение ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 16.07.2015 в„– 5859 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения к уплате суммы штрафа в размере 32 929 руб., суды пришли к выводу о том, что исчисляя земельный налог, налогоплательщик использовал официальные сведения регистрирующего органа о кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер 34:35:000000:35, что свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суды исходил из того, что использование при исчислении налога данных о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:000000:35 в размере 7 399 305 руб., содержащиеся в кадастровой справке о кадастровой стоимости от 22.01.2014, не освобождают налогоплательщика от уплаты пеней.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
По правилам пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 в„– 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, налоговая база по земельному налогу определяться юридическим лицом на основании выданных уполномоченным органом кадастрового учета документов, содержащих сведения о земельном участке.
Согласно пункту 11 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По настоящему делу судами установлено, что налогоплательщик определил налогооблагаемую базу по земельному налогу за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 34:35:000000:35 в размере 7 399 305 руб.
Сведения о данной кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014 были получены Обществом у уполномоченного органа - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области и отражены в справке от 22.01.2014.
В целях установления актуальной кадастровой стоимости, Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской области направлялся запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области от 31.08.2015 в„– 06-11/16731 о представлении информации о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:000000:35 по состоянию на 01.01.2014.
Согласно ответу от 11.09.2015 в„– АК-5045/2015, по сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:35:000000:35 в период с 10.12.2012 по настоящее время составляет 18 375 637 руб. 50 коп., в связи с вступлением в силу Постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 в„– 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Также регистрирующий орган сообщил, что данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:35:000000:35 в размере 7 399 305 руб., содержащиеся в кадастровой справке о кадастровой стоимости от 22.01.2014 являются ошибочными.
Не соглашаясь с решением инспекции в части доначисления пени, АО "Газпром газэнергосеть" отмечает, что не было проинформировано налоговым органом или органом государственного кадастра о реальной кадастровой стоимости земельного участка.
Данный довод был предметом рассмотрения в судах предыдущих инстанций и правомерно судами отклонен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полученная Обществом от органа кадастрового учета справка о имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведениях о кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка не является разъяснением о порядке исчисления и уплаты земельного налога за спорный период, а дача разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не относится к компетенции органа кадастрового учета.
Налогоплательщик ссылался на письмо Федеральной налоговой службы от 18.07.2006 в„– ММ-6-21/684@ "О земельном налоге", указывая, что если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по не зависящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.
Судами верно указано, что данное письмо в указанной части не является письменным разъяснением о порядке исчисления, уплаты земельного налога. В свою очередь возможность неначисления пени на сумму недоимки по налогам нормативно предусмотрена только пунктом 8 статьи 75 НК РФ.
Суды, признавая незаконным решение ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области от 16.07.2015 в„– 5859 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения к уплате суммы штрафа в размере 32 929 руб., пришли к выводу о том, что налоговый орган не учел, что исчисляя земельный налог, налогоплательщик использовал официальные сведения регистрирующего органа о кадастровой стоимости земельного участка, имеющего кадастровый номер 34:35:000000:35, что свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 109 НК РФ предусматривает обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в числе которых отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщику надлежит исполнить законно установленные обязанности не только по соблюдению сроков подачи декларации в налоговый орган, но и по правильному определению налоговой базы, и как следствие верному исчислению налога к уплате.
Налогоплательщик определил налогооблагаемую базу по земельному налогу за 2014 год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 34:35:000000:35 сведения, о которой получены у уполномоченного органа - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области и отражены в справке от 22.01.2014 по состоянию на 01.01.2014.
Таким образом, поскольку справка ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 22.01.2014 содержала информацию о кадастровой стоимости земельного участка на начало отчетного года - 01.01.2014, что позволяло определить налоговую базу по земельному налогу за весь 2014 год, суды пришли к верному выводу, что Общество определило кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка на основании сведений, полученных из официального источника, в связи с чем, не подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога по земельному участку с кадастровым номером 34:35:000000:35, поскольку отсутствует его вина как необходимый элемент состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 НК РФ.
Как верно отмечено судами, на момент предоставления декларации Общество обладало сведениями, полученными из официального источника о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014, на основании которых налогоплательщиком и исчислен земельный налог на 2014 год.
В этой связи не могут быть приняты во внимание ссылки инспекции на судебную практику, поскольку рассматриваемые в делах ситуации не являются аналогичными.
Иные доводы жалоб были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов судов суд округа не усматривает.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 по делу в„– А12-50120/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------