Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.05.2016 N Ф06-8723/2016 по делу N А65-17548/2015
Требование: Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал орган по управлению муниципальным имуществом нарушившим ФЗ "О защите конкуренции", указав на нарушение им порядка предоставления земельного участка для строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. в„– Ф06-8723/2016

Дело в„– А65-17548/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Сагадеева И.И., доверенность от 13.01.2016 в„– 03-2/28 ДСП,,
ответчика - Миначова Р.А., доверенность от 31.12.2015 в„– РХ-06/20372,
третьего лица - Новаковской А.В., доверенность от 10.07.2015 в„– 5/15,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2015 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Бажан П.В., Рогалева Е.М.)
по делу в„– А65-17548/2015
по заявлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, г. Зеленодольск Республики Татарстан, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление в„– 2" (ИНН 1648010554, ОГРН 1021606761879), г. Зеленодольск Республики Татарстан, Мустафиной Валентины Николаевны, п. Васильево Зеленодольского района Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Икар ЛТД" (ИНН 1658020720, ОГРН 1021603279829), г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Делфо-Техно" (ИНН 1661025101, ОГРН 1101690012049), г. Казань, муниципального унитарного предприятия города Зеленодольск "Экоресурс" (ИНН 1648024324, ОГРН 1081673001574), г. Зеленодольск Республики Татарстан, об оспаривании решения от 05.06.2015 по делу в„– 06-13/2015 и предписания от 01.06.2015 по тому же делу,

установил:

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 05.06.2015 по делу в„– 06-13/2015 и его предписания от 01.06.2015 по тому же делу.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление в„– 2" (далее - ООО "СМУ в„– 2"), Мустафина Валентина Николаевна, общество с ограниченной ответственностью "Икар ЛТД" (далее - ООО "Икар ЛТД"), общество с ограниченной ответственностью "Делфо-Техно" (далее - ООО "Делфо-Техно"), муниципальное унитарное предприятие города Зеленодольск "Экоресурс" (далее - МУП г. Зеленодольск "Экоресурс").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными: в части 1 оспариваемого решения Татарстанского УФАС России выводы о признании Исполкома нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части предоставления земельного участка ООО "СМУ-2" с нарушением процедуры предварительного согласования - без осуществления надлежащего информирования неопределенного круга лиц о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; в части 2 указанного решения о выдаче Исполкому предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: изложенного в пункте 2.1 требования об отмене постановления Исполкома от 06.02.2015 в„– 205 и в пункте 2.2 части 2 указанного решения требования о принятии мер по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:010114:746 и 16:49:011403:8 в муниципальную казну, в том числе об освобождении от прав третьих лиц; предписание Татарстанского УФАС России от 01.06.2015 по делу в„– 06-13/2015 в части обязания Исполкома не позднее 45 дней со дня получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно: изложенного в части 1 требования об отмене постановления Исполкома от 06.02.2015 в„– 205 и изложенного в части 2 указанного предписания требования об обязании принять меры по возврату земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:010114:746 и 16:49:011403:8 в муниципальную казну, в том числе об освобождении от прав третьих лиц.
В удовлетворении остальных заявленных требований отказано.
Исполком, не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты в обжалуемой части отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением от 15.07.2014 в„– 1430 Исполком предварительно согласовал ООО "Икар ЛТД" место под строительство производственной базы для производства рулевых колес автомобилей и утвердил акт выбора земельного участка.
В газете "Зеленодольская правда" от 27.08.2014 в„– 63 (14483) Исполкомом опубликовано извещение о предоставлении ООО "Икар ЛТД" из земель населенных пунктов земельного участка площадью 35000 кв. м с кадастровым номером 16:20:090901:70, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: Зеленодольский муниципальный район, Новопольское сельское поселение, в зоне "Охранная зона Раифского участка Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника", под строительство производственной базы для производства рулевых колес автомобилей.
Судами установлено, что только 15.09.2014 в адрес Главы Зеленодольского муниципального района поступило заявление ООО "Икар ЛТД" о предоставлении по предварительному согласованию земельного участка площадью 3,5 га, расположенного по адресу: Зеленодольский муниципальный район, северо-восточнее от поселка Дубровка, возле КОКБ "Союз", под строительство производственной базы.
25.09.2014 Исполком принял постановление в„– 1893 о предоставлении ООО "Икар ЛТД" в аренду указанного земельного участка, а затем с ООО "Икар ЛТД" был заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2014 в„– Зем-1-1156а на срок с 29.09.2014 по 29.09.2019.
Постановлением Исполкома от 08.04.2014 в„– 673 гр. Мустафиной В.Н. предварительно согласовано место под строительство магазина и утвержден акт выбора земельного участка.
В газете "Зеленодольская правда" от 04.06.2014 в„– 40 (14460) Исполкомом было опубликовано извещение о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 250 кв. м с кадастровым номером 16:20:010114:746, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: Зеленодольский муниципальный район, пгт. Васильево, ул. Лагерная, под строительство магазина.
Между тем, судами установлено, что только 11.06.2014 в адрес руководителя Исполкома поступило заявление гр. Мустафиной В.Н. о предоставлении указанного земельного участка под строительство магазина.
23.07.2014 Исполком принял постановление в„– 1487 о предоставлении гр. Мустафиной В.Н. в аренду указанного земельного участка.
В последующем Исполком подготовил проект договора аренды земельного участка от 30.07.2014 в„– Зем-1-1123а сроком на 5 лет, однако гр. Мустафина В.Н. этот договор, а также проект акта приема-передачи земельного участка не подписала, фактически земельный участок ей не передавался, она его не осваивала и какие-либо работы на нем не производила.
В адрес органов местного самоуправления поступило устное заявление МУП "Экоресурс" о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Зеленодольск, на берегу р. Волга, под строительство открытого склада общей площадью 26 578 кв. м, а 05.11.2013 МУП "Экоресурс" представило заявление о предоставлении земельного участка общей площадью 1 376 кв. м, расположенного в г Зеленодольске, под строительство контрольно-пропускного пункта парома и причальной стенки.
07.11.2013 от ООО "Делфо-Техно" в адрес Главы Зеленодольского муниципального района поступило заявление о предоставлении земельного участка общей площадью 156 246 кв. м, расположенного по адресу: Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, под строительство стекольного завода.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Исполком принял постановления от 07.10.2013 в„– 2243, от 05.12.2013 в„– 2861 в отношении МУП "Экоресурс" и постановление от 10.07.2014 в„– 1395 в отношении ООО "Делфо-Техно", согласно которым этим организациям предварительно согласованы места под строительство названных объектов.
Судами установлено, что в средствах массовой информации сообщения о предоставлении указанных земельных участков не публиковались. Фактически эти земельные участки указанным организациям не передавались.
Решением по делу в„– 06-13/2015 (резолютивная часть решения объявлена 01.06.2015, в полном объеме решение изготовлено 09.02.2016) Татарстанское УФАС России признало Исполком нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части предоставления земельных участков ООО "Икар ЛТД" и гр. Мустафиной В.Н. с нарушением процедуры предварительного согласования - без осуществления надлежащего информирования неопределенного круга лиц о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (часть 1 резолютивной части решения).
В пунктах 2.1 и 2.2 части 2 данного решения Татарстанское УФАС России указало на выдачу Исполкому предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: об отмене постановлений от 15.07.2014 в„– 1430, от 25.09.2014 в„– 1893, от 08.04.2014 в„– 673, от 23.07.2014 в„– 1487, от 07.10.2013 в„– 2243, от 05.12.2013 в„– 2861, от 10.07.2014 в„– 1395 и о принятии мер по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:20:090901:70 в муниципальную казну, в том числе об освобождении его от прав третьих лиц.
На основании указанного решения Татарстанское УФАС России выдало Исполкому предписание от 01.06.2015 по делу в„– 06-13/2015, которым обязало его прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить упомянутые постановления и принять меры по возврату названного земельного участка в муниципальную казну, в том числе освободить этот участок от прав третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений; далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием определен пунктом 5 статьи 30, статьями 31, 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка начинается с выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
То есть после определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Таким образом, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Таким образом, Исполком должен был получить письменные заявления
претендентов на земельные участки, проинформировать население о предоставлении земельных участков, а в случае получения нескольких заявок - провести торги по продаже права на заключение договора аренды данных земельных участков.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно отмечено, что в тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Постановлением от 15.07.2014 в„– 1430 Исполком предварительно согласовал ООО "Икар ЛТД" место под строительство производственной базы для производства рулевых колес автомобилей и утвердил акт выбора земельного участка; в газете "Зеленодольская правда" от 27.08.2014 в„– 63 (14483) Исполкомом опубликовано извещение о предоставлении ООО "Икар ЛТД" земельного участка площадью 35 000 кв. м с кадастровым номером 16:20:090901:70 под строительство производственной базы для производства рулевых колес автомобилей.
Между тем судами установлено, что ООО "Икар ЛТД" представило Главе Зеленодольского муниципального района заявление о предоставлении по предварительному согласованию земельного участка площадью 3,5 га под строительство производственной базы только 15.09.2014.
Постановлением от 08.04.2014 в„– 673 Исполком предварительно согласовал гр. Мустафиной В.Н. место под строительство магазина и утвердил акт выбора земельного участка; в газете "Зеленодольская правда" от 04.06.2014 в„– 40 (14460) Исполкомом было опубликовано извещение о предоставлении из земель населенных пунктов земельного участка площадью 250 кв. м с кадастровым номером 16:20:010114:746 под строительство магазина.
Между тем судами установлено, что гр. Мустафина В.Н. только 11.06.2014 представила в Исполком заявление о предоставлении земельного участка под строительство магазина.
Таким образом, вышеуказанные действия были совершены Исполкомом еще до получения заявлений ООО "Икар ЛТД" и гр. Мустафиной В.Н. о предоставлении земельных участков, что свидетельствует о несоблюдении последовательности предусмотренных ЗК РФ стадий предоставления земельных участков, о создании преимуществ названным лицам на получение прав на земельные участки и, соответственно, о незаконности постановлений Исполкома от 15.07.2014 в„– 1430, от 25.09.2014 в„– 1893, от 08.04.2014 в„– 673, от 23.07.2014 в„– 1487.
По тем же основаниям являются незаконными постановления Исполкома от 07.10.2013 в„– 2243, от 05.12.2013 в„– 2861 в отношении МУП "Экоресурс" и от 10.07.2014 в„– 1395 в отношении ООО "Делфо-Техно".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении Исполкомом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и признали правомерным требование Татарстанского УФАС России об отмене постановлений, вынесенных Исполкомом, и о принятии мер по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:20:090901:70, переданного ООО "Икар ЛТД", в муниципальную казну.
Довод Исполкома о том, что к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Татарстанское УФАС России не привлекло лиц, которым были предоставлены земельные участки, судами правомерно отклонен, поскольку Законом о защите конкуренции не предусмотрено обязательное привлечение антимонопольным органом таких лиц к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Судами правильно отмечено, что несоблюдение Татарстанским УФАС России срока вынесения определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, а также сроков рассылки определений об отложении рассмотрения дела, оспариваемых решения и предписания не привело к существенному нарушению прав и законных интересов Исполкома.
Как следует из материалов дела, представитель Исполкома принял участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и дал свои объяснения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.11.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по делу в„– А65-17548/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Р.Р.МУХАМЕТШИН


------------------------------------------------------------------