Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 N Ф06-10771/2016 по делу N А65-18446/2015
Требование: О взыскании в солидарном порядке убытков, связанных с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Обстоятельства: Истец, осуществляющий перевозку пассажиров по муниципальным регулярным автобусным маршрутам, указал, что ответчик не возместил расходы, связанные с оказанием транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания убытков, не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. в„– Ф06-10771/2016

Дело в„– А65-18446/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,
судей Хакимова И.А., Желаевой М.З.,
при участии представителей:
истца - Котанджяна А.Л. (доверенность от 21.03.2016 без номера),
ответчика (Министерства финансов Республики Татарстан)- Галимовой М.М. (доверенность от 14.03.2016 в„– 17-84/30)
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тятюшкина Николая Ивановича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2016 (судья Андреев К.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу в„– А65-18446/2015
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тятюшкина Николая Ивановича к Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, акционерному обществу "Социальная карта", участии третьего лица - исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, о взыскании в солидарном порядке 2 762 687 руб. 33 коп. убытков,

установил:

индивидуальный предприниматель Тятюшкин Николай Иванович (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, АО "Социальная карта" (далее - ответчики), при участии третьего лица - Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны (далее - третье лицо), в солидарном порядке 2 762 687,33 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов арбитражного дела, истец по договору от 08.08.2008 в„– 207 с Исполнительным комитетом города Набережные Челны осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом по муниципальным регулярным автобусным маршрутам города Набережные Челны Республики Татарстан.
Порядок организации пассажирских перевозок в Республике Татарстан урегулирован Законом Республики Татарстан от 13 ноября 2006 года в„– 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан".
Частью 4 статьи 14 Закона в„– 70-ЗРТ предусмотрено, что перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров по социальным проездным документам и других пассажиров, пользующихся льготами, а также обслуживание маршрутов по регулируемым тарифам, установленным ниже себестоимости перевозок, возмещаются его расходы, связанные с этими перевозками, из средств соответствующего бюджета. Порядок определения размера и условия возмещения указанных расходов перевозчика устанавливаются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления и оформляются договором на осуществление пассажирских перевозок.
В целях реализации прав граждан на проезд транспортном общего пользования Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 в„– 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" (далее - постановление в„– 161) введены единый месячный социальный проездной билет и единый месячный детский социальный проездной билет.
В соответствии с п. 1 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан проездной билет и детский проездной билет являются именными, исполняются на бумажном носителе или в виде электронной карты с неограниченным количеством транзакций. При этом транзакция - операция регистрации проезда с использованием электронной карты, является безусловным подтверждением факта совершения поездки.
Согласно п. 12 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета Министерство финансов Республики Татарстан открывает Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в каждом городе и районе специальные казначейские счета для зачисления выручки от продажи проездных билетов и детских проездных билетов.
В муниципальных районах (городских округах), где транспортные услуги оказывают две и более транспортные организации, средства, полученные от реализации проездных билетов и детских проездных билетов, перечисляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан транспортным организациям на основании решений о распределении средств, принятых исполнительными комитетами указанных муниципальных образований в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Постановлением в„– 161 утверждена Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (приложение в„– 1).
01.01.2012 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и истцом (перевозчиком) заключен договор в„– 7, в соответствии с которым Министерство поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства об оказании транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в соответствии с Постановлением КМ РТ от 10.03.2009 в„– 134 "О предоставлении в 2010 году субсидий и субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 в„– 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан".
В соответствии с указанным договором Министерство обязуется возместить перевозчику расходы, связанные с оказанием транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету в рамках бюджетного финансирования.
В соответствии с п. 3.1 договора Министерство приняло на себя обязательство по мере поступления средств на расчетный счет Министерства производит перечисление средств истцу в соответствии с Методикой расчета размера транспортных услуг гражданам по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету (приложением в„– 1 к "Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан", утвержденному Постановлением КМ РТ от 07.04.2005 в„– 161) на основании справок-расчетов, предоставленных муниципальным образованием.
В рамках реализации проекта "Транспортная карта Республики Татарстан", в целях осуществления оплаты проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, Кабинетом Министров Республики Татарстан было вынесено Постановление в„– 574 от 02.07.2012 "Об утверждении Порядка предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением" в г. Альметьевске, г. Зеленодольске, г. Нижнекамске, г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Согласно п. 2 данного Постановления Управлению государственных закупок Республики Татарстан совместно с Исполнительными комитетами муниципальных образований г. Набережные Челны, Альметьевска, Нижнекамска и Зеленодольска не позднее 15.08.2012 провести отбор оператора автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта и на автомобильном транспорте пригородного сообщения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления реализация бумажных единых месячных социальных проездных билетов и единых месячных детских социальных проездных билетов с 01.09.2012 отменена.
Постановлением КМ РТ от 17.09.2012 в„– 772 Порядок предоставления единого месячного социального проездного билета дополнен Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан (приложение в„– 2).
В соответствии с п. 2 указанной Методики денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации. Денежные средства (до 75 процентов), поступившие на расчетные счета операторов, не позднее трех рабочих дней с момента завершения пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на текущий месяц распределяются между транспортными организациями, осуществляющими перевозки в городском и пригородном сообщении, пропорционально размеру средств, перечисленных транспортной организации за предшествующий отчетный месяц.
Не позднее пятого рабочего дня операторы автоматизированной системы оплаты проезда осуществляют обмен информацией о количестве совершенных транзакций на территории каждого из операторов автоматизированной системы оплаты проезда по форме, согласованной с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан.
Окончательное распределение денежных средств по итогам отчетного месяца производится операторами не позднее седьмого рабочего дня месяца, следующего за отчетным. После распределения денежные средства перечисляются со счетов операторов на счета транспортных организаций. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.
Информацию о средствах, причитающихся транспортным организациям за отчетный месяц, осуществляющим перевозку граждан, относящихся к льготным категориям, о количестве совершенных транзакций операторы автоматизированной системы оплаты проезда в течение одного рабочего дня после перечисления направляют в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан.
Кроме того постановлением КМ РТ от 17.09.2012 в„– 772 утвержден Порядок оплаты проезда с использованием электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе от 14.08.2012 в„– 1/2 АО "Социальная карта" было выбрано оператором автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского общественного транспорта на территории муниципальных образований: г. Набережные Челны, Альметьевский муниципальный район, Нижнекамский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район.
Истец в обоснование заявленных требований указал на то, что в период действия договора с Министерством транспорта понес убытки, связанные с перевозкой пассажиров по единому социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету. Истец, указывая на то, что между ним и АО "Социальная карта" договор заключен не был, в договор в„– 7 от 01.01.2012 изменения по порядку осуществления перевозки льготных категорий граждан и возмещения перевозчику расходов не внесены, средства, поступившие от продажи и пополнения единых социальных проездных билетов АО "Социальная карта" как оператору автоматизированной системы оплаты проезда в период с сентября по декабрь 2012 года должны были быть перечислены перевозчику.
Расчет суммы убытков истцом произведен пропорционально доли транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы по Методике расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной постановлением в„– 161.Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 15, 16, 1969 Гражданского кодекса Российской Федерации и правомерно исходили из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2012 году во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.04.2005 в„– 161 "Об утверждении Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан" (далее Постановление КМ РТ от 07.04.2005 в„– 161), истец осуществлял перевозки граждан, в том числе и относящихся к льготной категории.
До 31.08.2012 перевозка пассажиров на территории г. Набережные Челны осуществлялась по бумажным проездным билетам, а, начиная с 01.09.2012, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 в„– 574 в г. Альметьевске, г. Зеленодольске, г. Нижнекамске, г. Набережные Челны Республики Татарстан, были введены электронные транспортные карты.
Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.07.2012 в„– 574 с целью выбора оператора автоматизированной системы оплаты проезда, был проведен аукцион, по результатам которого победителем стало АО "Социальная карта".
В результате проведенного исследования компаний-производителей оборудования АО "Социальная карта" было предложено перевозчикам оборудование производства ЗАО "Электронные системы", г. Санкт Петербург.
Судом установлено, что между АО "Социальная карта" и транспортными организациями договоры по организации автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП) в городском пассажирском транспорте заключались только после осуществления транспортными организациями интеграции оборудования, приобретенного ими у иного (кроме АО "Социальная карта") хозяйствующего субъекта, либо после приобретения (аренды) оборудования у АО "Социальная карта".
До 01.09.2012 договоры на внедрение оборудования с перевозчиками были заключены, кроме ИП Тятюшкина Н.И., НП "Ассоциация перевозчиков Закамья" и НП "Камские перевозчики".
Как указал истец, он не был согласен с предложенным АО "Социальная карта" оборудованием производства ЗАО "Электронные системы", поскольку оно было устаревшим, а также экономически не выгодным, договор с оператором заключен не был, однако истец продолжал осуществлять перевозки льготных категорий граждан при предъявлении социального проездного билета и чека об оплате.
Истцом было выдвинуто предложение об использовании оборудования ООО "Квантор", однако оборудование данного предприятия не было интегрировано с автоматизированной системой оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.
26.11.2012 между АО "Социальная карта" и ООО "Квантор" был заключен договор о неразглашении конфиденциальной информации в„– 206 для возможности передачи необходимой технической документации и материалов, с целью проведения интеграционных работ.
01.04.2013 с целью обеспечения функционирования АСОП РТ между АО "Социальная карта" и истцом заключен договор в„– 419.
В разделе 4 договора определен порядок расчетов с Автопредприятием, сроки оплаты и размер вознаграждения оператора.
Согласно пункту 2 приложения в„– 2 к Порядку предоставления единого месячного социального проездного билета и единого месячного детского социального проездного билета в Республике Татарстан денежные средства, полученные от пополнения льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт, из пунктов продажи и пополнения транспортных карт поступают на расчетные счета операторов автоматизированной системы оплаты проезда и распределяются между транспортными организациями на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации. Основанием для перечисления денежных средств является договор транспортной организации с оператором.
Выбор истцом оборудования был осуществлен только в 2013 году, по итогам которого был заключен договор от 01.04.2013 в„– 419.
Как подтвердил истец в сентябре - декабре 2012 года перевозка граждан осуществлялась не персонифицированно, так как оборудование не было закуплено и установлено, в связи с этим для расчета подлежащих возмещению сумм от пополнения льготных карт истцом были взяты за основу решения и справки расчеты предоставленные Исполнительным комитетом Муниципального образования г. Набережные Челны.
Однако, как следует из решений и справок расчетов Исполнительного комитета Муниципального образования г. Набережные Челны за сентябрь - декабрь 2012 года, они составлялись в целях распределения денежных средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан на компенсацию расходов транспортным организациям по оказанным в соответствующие периоды услугам по перевозке пассажиров с использованием транспортных карт в г. Набережные Челны в соответствии с Методикой расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортным организациям в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету, утвержденной Постановлением в„– 161 (приложение в„– 1).
Согласно материалам дела, денежные средства, выделенные из бюджета Республики Татарстан на компенсацию расходов истца по оказанным в сентябре - декабре 2012 года услугам по перевозке пассажиров и рассчитанные по указанным справкам-расчетам и Методике, были перечислены Министерством транспорта истцу в полном объеме, что подтверждается представленными платежными поручениями (690 612,79 руб. за сентябрь 2012, 856 339,42 руб. за октябрь 2012, 903 869,33 руб. за ноябрь 2012 и 900 514,21 руб. за декабрь 2012).
При этом сама Методика расчета размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан (приложение в„– 1 к Постановлению в„– 161) не регулирует вопросы и не определяет размера денежных средств, подлежащих выплате транспортным организациям, от реализации и пополнения льготных транспортных карт.
Как пояснили представители ответчиков (Министерства транспорта и Министерства финансов) денежные средства, полученные от реализации бумажных льготных транспортных карт до 01.09.2012, распределялись ими, в соответствии с п. 12 Порядка предоставления единого месячного социального проездного билета, с использованием специального казначейского счета, открытого Министерству транспорта, на котором до 01.09.2012 аккумулировалась вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт.
С переходом с 01.09.2012 на электронные транспортные карты реализация бумажных проездных билетов не осуществлялась. Вся выручка от реализации бумажных льготных транспортных карт, поступившая на специальный счет Министерства транспорта до 01.09.2012, распределена последним между транспортными организациями, после 01.09.2012 поступлений на указанный счет не было.
В подтверждение указанных обстоятельств ответчиками представлены выписка с лицевого счета ЛТ307120030.
Таким образом, с переходом на электронные транспортные карты с 01.09.2012 денежные средства от реализации и пополнения электронных карт поступали АО "Социальная карта", которые подлежали распределению последним в соответствии с Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении на территории Республики Татарстан (приложение в„– 2 к постановлению в„– 161) на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации.
Из п. 2 указанной Методики следует, что основанием для перечисления оператором автоматизированной системы оплаты проезда денежных средств от пополнения социальных проездных билетов перевозчику является заключенный между оператором и перевозчиком договор и количество совершенных транзакций, подтверждающих фактически оказанные услуги по перевозке.
В соответствии с Порядком предоставления электронных карт с льготным транспортным приложением и электронных карт с транспортным приложением, утвержденным постановлением Кабинета Министра Республики Татарстан от 02.07.2012 в„– 574, транзакция - операция регистрации проезда с использованием электронной карты, являющаяся безусловным подтверждением факта совершения поездки.
Ответчиком АО "Социальная карта" в материалы дела представлены письма, адресованные в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и Исполнительный комитет Муниципального образования г. Набережные Челны, а также итоговые отчеты о продажах проездных билетов за период с сентября по декабрь 2012 года по пунктам продаж, отчеты по статистике поездок по видам проездных билетов и территорий, отчет о статистике поездок льготных пассажиров по бюджетам, сведения о распределении между пассажирскими транспортными предприятиями РТ денежных средств от пополнения льготных транспортных карт с указанием перевозчика, количества транзакций, доли предприятия, суммы подлежащей распределению, платежные поручения о перечислении сумм выручки транспортным организациям г. Набережные Челны.
Согласно представленным документам перечисленные денежные средства от пополнения электронных карт распределялись между ООО "Электротранспорт", ИП Бургановым Р.Р., ИП Хафизовым и МУП "ПАД", с которыми у АО "Социальная карта" были заключены договоры о функционировании автоматизированной системы оплаты проезда согласно доли транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы в муниципальном образовании и количеству транзакций.
Поступившие денежные средства в полном объеме были распределены и перечислены перевозчикам за вычетом вознаграждения оператора.
Исходя из изложенного, как правомерно указано судами предыдущих инстанций, ответчики Министерство транспорта и Министерство финансов в спорный период (сентябрь - декабрь 2012) в полном объеме в соответствии с условиями договора от 01.01.2012 в„– 7 и положениями постановления в„– 161 выполнили обязательства перед истцом по перечислению компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по единому месячному социальному проездному билету и единому месячному детскому социальному проездному билету.
При этом иных обязательств, связанных с перечислением истцу денежных средств при оказании последним транспортных услуг гражданам по льготным проездным билетам в спорный период ни договором, ни законом установлено не было.
Как указал истец, сведения о фактическом количестве перевезенных пассажиров льготной категории у него отсутствуют, соответствующий учет он не вел. Представленный истцом расчет убытков не отражает его фактических затрат на транспортное обслуживание льготных категорий граждан, так как не основан на фактических данных о количестве перевезенных пассажиров, и не позволяет получить сведения о размере образовавшихся у него расходов. Судом также принимается во внимание, что истцом в материалы дела не представлено доказательств ни о количестве перевезенных пассажиров льготной категории, ни об отнесении их к категории региональных льготников, включенных в региональный регистр и перевозка указанных граждан произведена истцом в интересах Республики Татарстан как публично-правового образования.
Представленные в материалы дела справки расчеты за период с сентября по декабрь 2012 года содержат противоречивые данные о доле транспортной организации в объеме выполненной транспортной работы в муниципальном образовании с данными, представленными ОАО "Социальная карта".
Кроме того, в данных справках произведен расчет размера компенсаций из бюджета Республики Татарстан расходов транспортной организации в муниципальном районе (городском округе) в связи с оказанием транспортных услуг гражданам по проездному билету и детскому проездному), которые возмещены истцу из бюджета.
Судом также верно указано, что материалы дела не содержат доказательств противоправности действий ответчика АО "Социальная карта" как оператора автоматизированной системы оплаты проезда, которые могли бы привести к убыткам истца.
Денежные средства распределялись указанным ответчиком в спорный период в соответствии с Методикой распределения средств, полученных от пополнения электронных карт с льготным транспортным приложением, между транспортными организациями в соответствии с заключенными договорами о функционировании автоматизированной системы оплаты проезда, на основании данных о количестве транзакций льготных транспортных карт и детских льготных транспортных карт на маршрутах каждой транспортной организации.
Обстоятельство несвоевременного заключения истцом с оператором автоматизированной системы оплаты проезда договора о функционировании автоматизированной системы оплаты проезда не может быть положено судом в основу удовлетворения его исковых требований, поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
В связи с изложенным, судом правомерно отклонен довод истца о том, что он осуществлял перевозку льготной категории граждан при предъявлении электронной карты и чека об оплате, поскольку, согласно п. 6 постановления Постановлением Кабинета Министров РТ от 17.09.2012 в„– 772, проезд при предъявлении электронной карты с льготным транспортным приложением и квитанции (чека), печатаемой терминалом пополнения и подтверждающей проведение операции по пополнению транспортного ресурса электронной карты с льготным транспортным приложением на текущий период осуществляется только в случае отказа в работе автоматизированной системы оплаты проезда, произошедшего не по вине держателя карты, либо порчи электронной карты с льготным транспортным приложением, либо в случае неисправности валидатора или считывающего устройства турникета.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу, что истцом не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с недоказанностью совокупности элементов ответственности в виде убытков, оценка требований правомерно осуществлена судом первой инстанции с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 по делу в„– А65-18446/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА

Судьи
И.А.ХАКИМОВ
М.З.ЖЕЛАЕВА


------------------------------------------------------------------