Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2016 N Ф06-10167/2016 по делу N А55-16310/2015
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимости.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован непредставлением обществом документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на регистрацию права собственности обществом представлен полный пакет документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. в„– Ф06-10167/2016

Дело в„– А55-16310/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
заявителя - Сорогиной И.И., доверенность от 01.09.2015 в„– 86,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2015 (судья Лихачев А.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-16310/2015
по заявлению акционерного общества "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод", г. Самара (ОГРН 1026300894179) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании, с участием третьего лица: Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,

установил:

акционерное общество "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - заявитель, общество, АО "КНПЗ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, оформленного сообщением от 14.04.2015 в„– 63/001/820/2015-2047 и обязании Управления Росреестра в установленный законом срок осуществить государственную регистрацию права собственности общества на здание: трансформаторная подстанция ТП-85, площадью 273,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, 25.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из нижеследующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в соответствии с разрешениями на строительство от 03.12.2010 в„– RU 63301000-139 и на ввод объекта в эксплуатацию в„– RU 63301000-139, выданным 15.08.2012 администрацией г.о. Самара, осуществило реконструкцию объекта капитального строительства - "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25.
18 декабря 2015 года общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества - трансформаторная подстанция ТП-85, площадью 273,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25.
Сообщением от 14.04.2015 в„– 63/001/820/2015-2047 Управление Росреестра отказало в совершении регистрационных действий на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с непредставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, оформленный сообщением от 14.04.2015 в„– 63/001/820/2015-2047 является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой инстанции и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что общество надлежащим образом осуществило все требуемые от него действия и представило на государственную регистрацию все необходимые для совершения регистрационных действий документы, в связи с чем оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 13, статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения, правовую экспертизу которых проводит регистрирующий орган.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 вышеуказанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (пункт 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте *** 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Как указано в пункте 1 статьи 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что в качестве основания для отказа в государственной регистрации права указано на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию трансформаторной подстанции ТП-85, а представленное разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.08.2012 в„– RU 63301000-030э не содержит сведений о вводе в эксплуатацию трансформаторной подстанции ТП-85.
Судами также установлено, земельный участок, на котором расположен спорный объект, принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АЕ в„– 14888, заявителем на государственную регистрацию представлены документы, в том числе: разрешение на строительство от 03.12.2010 в„– RU 63301000-139, разрешение от 15.08.2012 в„– RU 63301000-030э на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, с указанием общих показателей вводимого в эксплуатацию объекта, кадастровый паспорт здания - Трансформаторной подстанции ТП-85, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25.
Согласно письму Департамента строительства и архитектура г.о. Самара от 16.03.2015 в„– 38-Д05-09/1826 администрацией г.о. Самара выдано разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.08.2012 в„– RU 301000-030э объекта капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, в состав которого входит трансформаторная подстанция ТП-85, при этом в указанном письме Департамент сообщает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.08.2012 в„– RU 633010000-030э является подтверждением того, что реконструированный объект капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства", расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, соответствует ранее выданному разрешению на строительство 03.12.2010 в„– RU 63301000-139.
Проанализировав названное письмо Департамента, суды пришли к выводу, что оно подтверждает, что на государственную регистрацию права собственности обществом заявлена именно та трансформаторная подстанция, которая была введена в эксплуатацию названным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
Правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций доводы Управления Росреестра о том, что спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а представляет из себя составную часть сложной вещи, в связи с чем, не подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В отношении спорной трансформаторной подстанции, о государственной регистрации права на которую обратился заявитель, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан кадастровый паспорт на этот объект.
В силу пункта 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Законом сведения об объекте недвижимости (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ).
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Как верно указано судами предыдущих инстанции, в отношении спорной трансформаторной подстанции, о государственной регистрации права на которую обратился заявитель, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан кадастровый паспорт на этот объект, а поэтому спорная трансформаторная подстанция является самостоятельным объектом недвижимости, обладающим уникальными характеристиками. При этом то обстоятельство, что трансформаторная подстанция создана для обслуживания объекта капитального строительства (модернизация газо-факельного хозяйства) не свидетельствует о невозможности осуществления государственной регистрации на нее как на самостоятельный объект недвижимого имущества.
В данном случае вышеуказанный объект недвижимого имущества может быть использован АО "КНПЗ" как для эксплуатации установки, так и для эксплуатации иных объектов, поэтому не могут рассматриваться как сложная вещь.
Трансформаторная подстанция ТП-85 является самостоятельным объектом технического учета, представляет собой отдельно стоящее здание и подключение электрических сетей (кабельных линий) осуществляется не непосредственно к зданию трансформаторной подстанций ТП-85, а к расположенным в здании трансформаторам и электрооборудованию.
Компановка трансформаторной подстанция ТП-85 выполнена таким образом, что при необходимости позволяет обеспечивать электроснабжение многих действующих и строящихся инвестиционных объектов общества (РУ-6 кВ с ячейками для питания электродвигателей и трансформаторных подстанций, РУ-0,4кВ с возможностью подключения большого количества потребителей).
Кроме того, трансформаторная подстанция ТП-85 является источником электроснабжения установки компримирования сероводородсодержащего нефтяного газа, предназначенной для защиты аппаратов установок общества от превышения давления газа в аварийных ситуациях за счет сброса из аппаратов избыточного давления в факельные системы, здания прачечной спецодежды общества, здания насосной в„– 1 при нефтеловушке 3,4 и других объектов.
Согласно проекта ПАО "Самаранефтехимпроект" с ячеек в„– 15, 16 РУ-6 кВ ТП-85 будут запитаны трансформаторы Т-1, Т-2 ТП-119 и к автоматическим выключателям QF4 (панель в„– 3 1 секции щита ЗЩ) и QF1 (панель в„– 2 2 секции щита 4Щ) ТП будет подключен РП-0,4кВ для объекта "Комплекс установки каталитического крекинга FCC. Общая факельная система".
Следовательно, трансформаторная подстанция ТП-85 предназначена в качестве источника электроснабжения электропотребителей как установки "GARO", так и других объектов общества. Мощность трансформаторов выбрана с учетом переключения на трансформаторную подстанцию ТП-85 электропотребителей устаревших подстанций ТП-28 и ТП-29.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что трансформаторная подстанция ТП-85 является общезаводской подстанцией, имеющая мощность более мощности, необходимой только для электроснабжения объекта капитального строительства "Модернизация газо-факельного хозяйства на АО "КНПЗ", предназначена для обслуживания также и других объектов общества, создана как многофункциональный источник электроснабжения нескольких объектов общества, а поэтому подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
Здания и сооружения факельной установки принадлежат заявителю на праве собственности и зарегистрированы как самостоятельные объекты недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о регистрации права, представленными в материалы дела.
Факельная система общества предназначена для сжигания горючих газов и паров в случае: аварийных сбросов от предохранительных клапанов объектов установок общества, предотвращения: сбросов в атмосферу углеводородных газов, сбросов газов и паров в период пуска, наладки и остановки технологических объектов общества.
По утверждению общества, в результате проведенной модернизации ни один из существующих объектов недвижимого имущества не был реконструирован, была установлена блочная установка компримирования факельного газа импортной поставки фирмы "GARO" и эта установка была привязана к существующим сетям общества, которая позволила сократить выбросы газа и обеспечила возврат "выметающего" газа в топливную сеть общества.
В соответствии с проектной документацией "Модернизация газо-факельного хозяйства" запроектирована и построена трансформаторная подстанция ТП-85, которая является отдельно стоящей, общезаводской подстанцией, к которой в перспективе планируется переключение энергопотребителей существующих, морально и физически устаревших подстанции ТП-28 и ТП-29, а также новых и реконструируемых объектов общества.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции правильно признал несостоятельными доводы ответчика и третьего лица о том, что спорное здание трансформаторной подстанции является конструктивным элементом линейного объекта капитального строительства "модернизация газо-факельного хозяйства".
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды правомерно пришли к выводу о том, что заявителем представлен полный пакет документов на регистрацию права собственности на здание трансформаторной подстанции ТП-85, площадью 273,6 кв. м, расположенной по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская, д. 25, регистрирующий орган обладал всей полнотой информации для регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимого имущества, у него отсутствовали основания для отказа в регистрации объекта, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы проверены судом кассационной инстанции в полном объеме. Они противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу в„– А55-16310/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------