Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2016 N Ф06-10577/2016 по делу N А65-24728/2015
Требование: Об обязании поставить на кадастровый учет объект недвижимости.
Обстоятельства: Регистрирующий орган отказал в кадастровом учете спорного объекта со ссылкой на то, что заявление и необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в адрес регистрирующего органа были представлены все необходимые и имеющиеся у заявителя документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. в„– Ф06-10577/2016

Дело в„– А65-24728/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-24728/2015
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "КЗИО") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") поставить на кадастровый учет объект недвижимости расположенный по адресу: г. Казань, ул. Кулахметова, д. 5, помещение в„– 1101, в соответствии с заявлением от 13.05.2015 в„– 35-2164691, с приложенными документами.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13.05.2015 МКУ "КЗИО" обратился в адрес ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением в„– 35-2164691 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кулахметова д. 5, помещение 1101.
Решением от 25.05.2015 в„– 1600/501/15-15-82618, принятым по результатам рассмотрения представленных документов, ФГБУ "ФКП Росреестра" приостановило на три месяца осуществление кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в связи с тем, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и (либо) содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. ФГБУ "ФКП Росреестра" указало, что представленный технический план не соответствует по содержанию требованиям к его подготовке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 в„– 583; декларация об объекте недвижимости в составе приложения технического плана не является документом, на основании которого могут быть внесены сведения о помещении в данный технический план; статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для строительства помещения необходимо разрешение на строительство, а после строительства - разрешение на ввод в эксплуатацию.
Решением от 26.08.2015 в„– 1600/501/15-114798 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало МКУ "КЗИО" в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Полагая, что отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы, МКУ "КЗИО" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что в адрес органа кадастрового учета были представлены все необходимые и имеющиеся у МКУ "КЗИО" документы в целях осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 в„– 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (статья 4 Закона о кадастре).
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона о кадастре).
С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2 статьи 20 Закона о кадастре).
Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 Закона о кадастре.
Установленный названной нормой перечень документов является исчерпывающим, в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона (пункт 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).
На основании пункта 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре документом, необходимым для постановки на государственный кадастровый учет здания, является технический план этого здания.
В силу части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Форма декларации и требования к ее подготовке утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 в„– 628.
В пункте 8 формы декларации (приложение в„– 1 к данному приказу) указано, что в декларации должны быть отражены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости (земельный участок, на котором расположено здание, сооружение, объект незавершенного строительства).
Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства. При этом декларация о созданных объектах недвижимости составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такое здание, сооружение, объект незавершенного строительства (пункт 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 в„– 628).
Как следует из содержания оспариваемого решения, ФГБУ "ФКП Росреестра" указало на несоответствие технического плана по содержанию требованиям к подготовке технического плана помещения, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 в„– 583, а также на то, что декларация об объекте недвижимости в составе приложения технического плана не является документом, на основании которого могут быть внесены сведения о помещении в данный технический план, поскольку отсутствует разрешение на ввод здания в эксплуатацию.
В данном случае МКУ "КЗИО" просило поставить на кадастровый учет объект недвижимости, представив технический план, приложением которого явилась декларация об объекте недвижимости.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил факт отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию и факт представления МКУ "КЗИО" для кадастрового учета объекта недвижимости технического плана с приложением декларации об объекте недвижимости.
Данные обстоятельства подтверждаются письмами Национального архива Республики Татарстан от 16.02.2015, Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19.02.2015, Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03.04.2015.
Однако согласно разъяснениям, приведенным в письме ФГБУ "ФПК Росреестра" от 19.09.2014 в„– 10-3130-КЛ, в отношении объектов недвижимости, на которые по каким-либо причинам отсутствует разрешительная и техническая документация, необходимая для подготовки технического плана, с целью обеспечения кадастрового учета таких объектов недвижимости и дальнейшего включения их в гражданско-правовой оборот, технический план может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной в установленном порядке.
Руководствуясь указанными разъяснениями, МКУ "КЗИО" представил для осуществления кадастрового учета декларацию об объекте недвижимого имущества.
Судами установлено, материалами дела подтверждается, что помещение подвала в„– 1101 площадью 186,3 кв. м, принадлежащее на праве собственности г. Казани на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.10.1999 в„– 688 "О передаче в коммунальную собственность города Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений", находится в здании по адресу: г. Казань, ул. Кулахметова, д. 5, которое поставлено на кадастровый учет, имеет кадастровый номер 16:50:090419:86.
Спорное помещение в„– 1101 в данном здании согласно техническому паспорту нежилого помещения от 27.01.2015, построено в 1975 году, прошло технический и инвентаризационный учет, имеет инвентарный в„– 50К.2-6352/П-20.
При таких обстоятельствах, материалами рассматриваемого дела подтверждаются, что в адрес органа кадастрового учета были представлены все необходимые и имеющиеся у МКУ "КЗИО" документы в целях осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
Ссылки ФГБУ "ФКП Росреестра" на разъяснения Минэкономразвития России о том что, если для строительства объекта недвижимости в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности требуется разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, то технический план такого объекта недвижимости должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов, а не на основании декларации об объекте недвижимости, правомерно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В данных письмах и разъяснениях уполномоченных органов указано, что, учитывая часть 8 статьи 41 Закона о кадастре, если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то использование такого разрешения при подготовке технического плана является обязательным.
Данная позиция обязательна лишь в тех случаях, когда такое градостроительное разрешение или акт государственной приемочной комиссии имеются в наличии.
В случае отсутствия такого разрешения (акта), в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.
Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы исследованы судебной коллегией, подлежат отклонению, поскольку противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А65-24728/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------