Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2016 N Ф06-10969/2016 по делу N А57-13099/2015
Требование: О признании недействительными уведомлений налогового органа об отказе в проставлении на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметки об уплате косвенных налогов , об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Налоговый орган указал на неправомерное применение налогоплательщиком льготы по НДС при осуществлении операции по ввозу лома черных металлов на территорию РФ из Республики Казахстан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ввоз на территорию РФ лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит налогообложению .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. в„– Ф06-10969/2016

Дело в„– А57-13099/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Колониной Н.В. (доверенность от 05.05.2016),
заинтересованного лица - УФНС России по Саратовской области - Колониной Н.В. (доверенность от 05.05.2016),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - ИФНС по Ленинскому району г. Саратова - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 (судья Степура С.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А57-13099/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия", г. Энгельс Саратовской области (ИНН 6449070318, ОГРН 1136449003635) о признании недействительными уведомлений Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области от 09.04.2015 в„– 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 в„– 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 в„– 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 в„– 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 в„– 470, 472, 473, 474, 475, 476 и об обязании проставить отметку в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заинтересованные лица: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вторметиндустрия" (далее - ООО "Вторметиндустрия", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными уведомлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 7 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России в„– 7 по Саратовской области, инспекция, налоговый орган) от 09.04.2015 в„– 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 в„– 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 в„– 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 в„– 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 в„– 470, 472, 473, 474, 475, 476; об обязании налогового органа проставить в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в налоговом органе: от 27.03.2015 в„– 6449270320150001, 6449270320150002, 6449270320150003, 6449270320150004, 6449270320150005; от 13.05.2015 в„– 6449130520150003, 6449130520150007, 6449130520150006, 6449130520150005, 6449130520150004; от 11.06.2015 в„– 6449110620150004, 6449110620150005, 6449110620150003, 6449110620150002; от 23.06.2015 в„– 6449220620150003, 6449220620150005, 6449220620150004, 6449220620150006; от 20.07.2015 в„– 6449200720150004; от 22.07.2015 в„– 6449220720150002, 6449220720150003, 6449220720150004, 6449220720150005, 6449220720150006 отметки об освобождении от налогообложения.
Данные заявления были приняты к производству арбитражного суда и рассматривались в рамках следующих дел: в„– А57-13098/2015, А57-13099/2015, А57-13100/2015, А57-13101/2015, А57-13102/2015, А57-19622/2015, А57-19623/2015, А57-19624/2015, А57-19625/2015, А57-19626/2015, А57-22069/2015, А57-22070/2015, А57-22071/2015, А57-22072/2015, А57-23156/2015, А57-23158/2015, А57-23160/2015, А57-23161/2015, А57-25537/2015, А57-25539/2015, А57-25540/2015, А57-25541/2015, А57-25542/2015, А57-25544/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 08.10.2015 по делу в„– А57-13100/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела в„– А57-13198/2015, А57-13099/2015, А57-13100/2015, А57-13101/2015, А57-13102/2015, А57-19622/2015, А57-19623/2015, А57-19624/2015, А57-19625/2015, А57-19626/2015, А57-23156/2015, А57-23158/2015, А57-23160/2015, А57-23161/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.
Также определением Арбитражного суда Саратовской области от 15.10.2015 по делу в„– А57-22070/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела в„– А57-22069/2015, А57-13099/2015 А57-22070/2015, А57-22071/2015, А57-22072/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-22070/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2015 в одно производство объединены дела в„– А57-22070/2015, А57-13099/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 01.12.2015 по делу в„– А57-25544/2015 по ходатайству Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области в одно производство объединены дела в„– А57-13099/2015, А57-25537/2015, А57-25539/2015, А57-25540/2015, А57-25541/2015, А57-25542/2015, А57-25544/2015 для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А57-13099/2015.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.09.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 (с учетом определения об исправлении опечатки от 26.02.2016), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016, заявленные ООО "Вторметиндустрия" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России в„– 7 по Саратовской области с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), установлен только статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и законодатель не предусмотрел в ней освобождение от обложения НДС при ввозе лома и отходов черных и цветных металлов на территорию Российской Федерации. По мнению инспекции, в рассматриваемом случае исчисление НДС должно производиться по ставке 18% в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей ООО "Вторметиндустрия" и ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Вторметиндустрия" (покупатель) и юридическими лицами Республики Казахстан - ТОО "Криспар" и ТОО Атырауский филиал "Криспар" (продавец) подписаны контракты от 01.12.2014 в„– 52, от 01.12.2014 в„– 53, от 01.12.2014 в„– 54, от 01.12.2014 в„– 55, от 01.12.2014 в„– 59, по условиям которых ТОО "Криспар" и ТОО АФ "Криспар" в адрес ООО "Вторметиндустрия" поставлен лом и отходы черных металлов.
При поступлении партии товара ООО "Вторметиндустрия" обращалось в налоговый орган с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, указывая при этом ставку НДС, подлежащего уплате, как "льгота", в связи с чем НДС обществом не исчислялся и не уплачивался.
Данные заявления были зарегистрированы налоговым органом: от 27.03.2015 в„– 6449270320150001, 6449270320150002, 6449270320150003, 6449270320150004, 6449270320150005; от 13.05.2015 в„– 6449130520150003, 6449130520150007, 6449130520150006, 6449130520150005, 6449130520150004; от 11.06.2015 в„– 6449110620150004, 6449110620150005, 6449110620150003, 6449110620150002; от 23.06.2015 в„– 6449220620150003, 6449220620150005, 6449220620150004, 6449220620150006; от 20.07.2015 в„– 6449200720150004; от 22.07.2015 в„– 6449220720150002, 6449220720150003, 6449220720150004, 6449220720150005, 6449220720150006.
Налогоплательщиком в инспекцию также представлены копии контрактов, счета-фактуры, накладные, приемо-сдаточные акты.
Уведомлениями от 09.04.2015 в„– 368, 369, 370, 371, 372, от 25.05.2015 в„– 399, 400, 401, 402, 403, от 25.06.2015 в„– 441, 442, 443, 445, от 02.07.2015 в„– 457, 458, 459, 460, от 31.07.2015 в„– 470, 472, 473, 474, 475, 476 Межрайонной ИФНС России в„– 7 по Саратовской области отказано обществу в проставлении отметки на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов об освобождении от налогообложения.
В качестве основания для отказа в проставлении отметки указано, что в перечень товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию РФ, в соответствии со статьей 150 НК РФ не входит лом черных металлов, соответственно, налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке.
Указанные уведомления были обжалованы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган, который жалобы ООО "Вторметиндустрия" оставил без удовлетворения.
Не согласившись с вышеперечисленными уведомлениями налогового органа, ООО "Вторметиндустрия" оспорило их в судебном порядке.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты вынесены с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов не подлежит налогообложению. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 177 НК РФ сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 НК РФ с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 7 НК РФ определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В статье 3 соглашения "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.01.2008 закреплены принципы взимания косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе, согласно которым при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Аналогичные положения содержатся в статье 72 договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29.05.2014 в г. Астане.
В соответствии со статьей 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
На основании изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.
Приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 в„– 309-КГ15-11310.
Таким образом, как верно указали судебные инстанции, оспариваемые ненормативные акты вынесены с нарушением действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных металлов не подлежит налогообложению.
Суды обоснованно признали недействительными оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты налогового органа.
При этом суды правомерно в качестве меры восстановления нарушенного права в силу статьи 201 АПК РФ обязали ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова (по новому месту нахождения налогоплательщика) проставить на соответствующих заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, зарегистрированных в журнале регистрации заявлений, отметку об освобождении от налогообложения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу в„– А57-13099/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------