Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2016 N Ф06-10897/2016 по делу N А57-28616/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал обоснованной жалобу на действия аукционной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки участника размещения заказа со ссылкой на ее несоответствие требованиям документации об аукционе.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2016 г. в„– Ф06-10897/2016

Дело в„– А57-28616/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Клочковой Ю.С., доверенность от 08.04.2016 в„– 01-20/1664,
в отсутствие:
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2016 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу в„– А57-28616/2015
по заявлению Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, г. Балаково) заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, Комитет финансов Администрации Балаковского муниципального района, Саратовская область, г. Балаково, ПАО "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения в„– 8622 ПАО "Сбербанк России", г. Саратов, ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", г. Москва, ОАО "Акционерный коммерческий банк "Саратовбизнесбанк", Нижегородская область, г. Саратов, о признании незаконным решения и предписания,

установил:

Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Управление, антимонопольный орган, Саратовское УФАС) о признании незаконными решения от 16.09.2015 в„– 316-15/гз и предписания от 16.09.2015 в„– 178.
Определением арбитражного суда от 01.02.2016 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в настоящем деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" и ОАО "Акционерный коммерческий банк "Саратовбизнесбанк".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 09.09.2015 ПАО "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения в„– 8622 обратилось в Саратовское УФАС России с жалобой на действия Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона в„– 0160300003215000215 "Оказание услуги по предоставлению кредитных ресурсов в рамках возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности в размере 33 000 000 руб. на цели финансирования текущего дефицита районного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области". В жалобе от 09.09.2015 ПАО "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения в„– 8622 указало на то, что Единая комиссия необоснованно приняла решение о признании второй части заявки Общества несоответствующей требованиям, установленным в документации об Аукционе.
В рамках проверки фактов, изложенных в жалобе от 09.09.2015, Саратовским УФАС России было установлено, что 12.08.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 950 000 руб.В соответствии с протоколом в„– 0160300003215000215-3 подведения итогов электронного аукциона от 03.09.2015 Единая комиссия приняла решение о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе с номером по ранжированию 1 (номер заявки 2) - Открытое акционерное общество "Сбербанк России", требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по следующим основаниям: "В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе - наличие в документах, которые предусмотрены пунктами 4, 5, 8 части 2 статьи 62, пунктами 1, 2 части 5 статьи 66 Федерального закона, установленные пунктом 12.3 документации об электронном аукционе, инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Заявка на участие в электронном аукционе подана юридическим лицом Открытое акционерное общество "Сбербанк России". Приложенные документы во второй части заявки на участие в электронном аукционе: копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 05.08.2015, устав, лицензия на осуществление банковских операций в„– 1481 содержат наименование юридического лица Публичное акционерное общество "Сбербанк России".
В решении об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени участника такого аукциона (письмо от 27.08.2015 в„– 178) содержится недостоверная информация об участнике аукциона (в тексте письма и наименовании должности лица, подписавшего письмо)".
Саратовским УФАС России было установлено, что в составе второй части заявки Обществом был представлен документ, уведомляющий о том, что участие в Аукционе не является для Общества крупной сделкой. Указанный документ в тексте содержит наименование ОАО "Сбербанк России", тогда как подписантом является представитель ПАО "Сбербанк России", а потому антимонопольный орган пришел к выводу о том, что документы, представленные Обществом в составе второй части заявки не содержали недостоверной информации, в связи с чем, у Единой комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки Общества.
В результате установленных в рамках рассмотрения вышеуказанной жалобы обстоятельств Саратовское УФАС России пришло к выводу о том, что Единая комиссия, приняв решение о несоответствии заявки ПАО "Сбербанк России" на участие в Аукционе требованиям, установленным документацией, допустила нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
16.09.2015 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд было вынесено решение в„– 316-15/гз, которым жалоба ПАО "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения в„– 8622 на действия Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона в„– 0160300003215000215 "Оказание услуги по предоставлению кредитных ресурсов в рамках возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности в размере 33 000 000 руб. на цели финансирования текущего дефицита районного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области" признана обоснованной; в действиях Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области признано нарушение части 7 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
16.09.2015 на основании решения в„– 316-15/гз Саратовским УФАС России выдано предписание в„– 178, которым Комитету финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Уполномоченному учреждению - администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предписано в срок до 29.09.2015:
- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона в„– 0160300003215000215 "Оказание услуги по предоставлению кредитных ресурсов в рамках возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности в размере 33 000 000 руб. на цели финансирования текущего дефицита районного бюджета Балаковского муниципального района Саратовской области";
- назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола;
ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписано:
- не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в Аукционах, открытых участниками закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;
- осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в Аукционах, открытых участниками закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня отправления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 2 настоящего предписания;
Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предписано: рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Саратовского УФАС России от 16.09.2015 в„– 316.
Уполномоченному органу, Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписано: осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Саратовского УФАС России от 16.09.2015 в„– 316.
В срок до 30.09.2015 сообщить об исполнении настоящего предписания, представив в Саратовское УФАС России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, не согласившись с решением в„– 316-15/гз и предписанием в„– 178 от 16.09.2015 года, вынесенными Саратовским УФАС России, обратилась в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Судами приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе указано, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На основании части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, 12.08.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru были размещены извещение о проведении Аукциона и Документация об Аукционе. Заказчиком данного Аукциона является Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 950 000 руб.
Согласно подпункту 4 пункта 12.3 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
ОАО "Сбербанк России" подало заявку на участие в электронном аукционе.
В составе второй части заявки Обществом был представлен документ, уведомляющий о том, что участие в Аукционе не является для Общества крупной сделкой. Указанный документ в тексте содержит наименование ОАО "Сбербанк России", тогда как подписантом является представитель ПАО "Сбербанк России".
При рассмотрении спора судами установлено, что ПАО "Сбербанк России" в лице Саратовского отделения в„– 8622 ПАО "Сбербанк России" в связи с приведением организационно-правовой формы общества в соответствие с действующим законодательством 04.08.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в части изменения фирменного наименования Общества. Фирменное наименование Открытое акционерное общество "Сбербанк России" изменено на Публичное акционерное общество "Сбербанк России". Изменение наименования Общества не повлекло изменения реквизитов ОГРН, ИНН, БИК, корреспондентского счета, адреса, телефонов и иных реквизитов. Общество было аккредитовано на электронной площадке как ОАО "Сбербанк России" и электронная цифровая подпись представителя Общества, осуществляющего на электронной площадке все необходимые действия, связанные с Аукционом, осталась прежней.
Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 в„– 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее Закон в„– 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Таким образом, как правильно отмечено судами, изменение наименования Общества и приведение в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов Общества произведено в соответствии с Законом в„– 99-ФЗ. Вместе с тем, иные документы, содержащие прежнее наименование Общества, не требуют внесения изменений.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что поскольку документы, представленные Обществом в составе второй части заявки, не содержали недостоверной информации, у Единой комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки Общества, что свидетельствует о том, что Единая комиссия администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, приняв решение о несоответствии заявки ПАО "Сбербанк России" на участие в Аукционе требованиям, установленным документацией, допустила нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Следовательно, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16.09.2015 в„– 44-ФЗ является законным и обоснованным, не нарушающим прав и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
Частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.В соответствии с частями 22 и 23 *** Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
При рассмотрении спора судами установлено, что основанием для вынесения Саратовским УФАС России предписания от 16.09.2015 в„– 178 послужило выявление в действиях Единой комиссии администрации Балаковского муниципального района Саратовской области нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и необходимость его устранения.
Следовательно, предписание от 16.09.2015 в„– 178, выданное на основании решения от 16.09.2015 в„– 316-15/гз, является законным и обоснованным.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.03.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А57-28616/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------