Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.07.2016 N Ф06-11091/2016 по делу N А55-20474/2015
Требование: О признании недействительным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка и обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Общество в регистрации указанного договора, сославшись на отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на арендуемый участок лесного фонда.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемый отказ является необоснованным при наличии записи в государственном лесном реестре и схемы расположения лесного участка, позволяющих индивидуализировать объект аренды и приравниваемых к кадастровым паспортам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2016 г. в„– Ф06-11091/2016

Дело в„– А55-20474/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2016 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу в„– А55-20474/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бахиловский Строй Материал" (ОГРН 1106382000141, ИНН 6382058385) с. Бахилово, Самарская область, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа, с участием третьих лиц: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Бахиловский Строй Материал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) о признании недействительным отказа от 15.06.2015 в„– 63/032/700/2015-2501 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 12.01.2011 в„– 110/14, заключенного между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) и Обществом, запись в государственном лесном реестре 590-2010-10, имеющего местоположение: Самарская область. Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы в„– 2 - 12, 18 - 28, 32 - 35, 38 - 48, 53 - 68, общей площадью 2914,9 га и об обязании Управления Росреестра по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем государственной регистрации указанного договора аренды лесного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены Министерство и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 07.04.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что право собственности Российской Федерации на лесной участок, предоставленный по договору аренды, не зарегистрировано.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, между Обществом и Министерством заключен договор от 12.01.2011 в„– 110/14 аренды лесного участка, по условиям которого Обществу представлен в аренду лесной участок из земель лесного фонда с номером учетной записи в государственном лесном реестре 590-2010-10, расположенный по адресу: Самарская область, Ставропольский район, Ставропольское лесничество, Федоровское участковое лесничество, кварталы в„– 2 - 12, 18 - 28, 32 - 35, 38 - 48, 53 - 68, общей площадью 2914,9 га для заготовки древесины сроком с 12.01.2011 по 12.01.2021.
Вышеуказанный земельный участок был передан Обществу по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 12.01.2011.
На заявление Министерства от 30.04.2015 в Управление Росреестра о государственной регистрации договора аренды от 12.01.2011 в„– 110/14, Управление Росреестра сообщением от 15.06.2015 в„– 63/032/700/2015-2501 отказало в государственной регистрации договора аренды на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) со ссылкой на отсутствие государственной регистрации права Российской Федерации на арендуемый участок лесного фонда.
Общество, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Закона в„– 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации не зарегистрировано на лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 12.01.2011 в„– 110/14, судебной коллегией отклоняется.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Судами установлено, что спорный земельный участок входит в состав участка лесного фонда Федоровского лесничества Ставропольского лесхоза общей площадью 3792 га, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2005 серии 63-АБ в„– 675238.
Согласно Лесохозяйственному регламенту Ставропольского лесничества, утвержденному приказом Министерства от 17.08.2012 в„– 215, общая площадь земель лесного фонда Федоровского лесничества составляет 5270 га, право собственности Российской Федерации на которые зарегистрировано в установленном законом порядке.
Кроме того, указанный регламент содержит сведения о разрешенном виде использования спорного участка лесного фонда - для заготовки древесины.
Судебные инстанции также пришли к правильному выводу о том, что отсутствие государственного кадастрового учета участка лесного фонда также не может являться основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как установлено в пункте 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Пунктом 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Между тем, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В отношении таких участков осуществляется их государственный учет посредством внесения в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих их существование с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4.2 Закона в„– 201-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются, соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно схеме расположения и границ лесных участков, характеристике лесных участков и их насаждений (приложения в„– 1 к договору аренды от 12.01.2011 в„– 110/14), а также плану лесных участков, представленным на государственную регистрацию, спорный участок площадью имеет номер учетной записи в государственной лесном реестре 590-2010-10, местоположение: Самарская область. Ставропольский район. Ставропольское лесничество. Федоровское участковое лесничество, кварталы в„– 2 - 12, 18 - 28, 32 - 35, 38 - 48, 53 - 68.
Статьей 4.4 Закона в„– 201-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии Законом в„– 122-ФЗ.
Правовая позиция относительно применения положений указанных норм определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 в„– 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона в„– 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
Таким образом, отсутствие государственного кадастрового учета спорного земельного участка, при наличии записи в государственном лесном реестре, схемы расположения лесного участка, при определении границ на кадастровой карте (план), позволяющие индивидуализировать объект аренды, приравнивается к кадастровым паспортам.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа по делам в„– А65-30305/2014, А65-27523/2014, А65-23841/2014.
По существу доводы Управления Росреестра, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.01.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2016 по делу в„– А55-20474/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------