Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2016 N Ф06-11228/2016 по делу N А06-10868/2015
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. в„– Ф06-11228/2016

Дело в„– А06-10868/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судьи Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "СП-Шиппинг" - Сайганова А.А., доверенность от 20.06.2016,
пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области - Криночкина А.Г., доверенность от 19.01.2015 в„– 21/306/32/77,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.02.2016 (судья Плеханова Г.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу в„– А06-10868/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СП-Шиппинг", Республика Дагестан, к пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области, г. Астрахань, заинтересованные лица: Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" и ФГБУ "Администрация морских портов Каспийского моря", об оспаривании постановления от 28.10.2015 в„– 2349/1936-15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СП-Шиппинг" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным постановления от 28.10.2015 по делу в„– 2349/1936-15.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 15.02.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 постановление Пограничного управления ФСБ России от 28.10.2015 по делу в„– 2349/1936-15 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Пограничное управление ФСБ России обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.08.2015 в 02 часов 00 минут судно "Порт Оля-1", следовавшее по маршруту: порт отхода Оля - порт прибытия Ноушехр (Исламская Республика Иран), оформленное в пограничном отношении (с закрытой границей) под управлением капитана Вонова Юрия Алексеевича, действовавшего от имени Общества и в его интересах, совершило остановку на 99 км. Волго-Каспийского морского судоходного канала (далее - ВКМСК) без разрешения пограничных органов, что является нарушением требований пункта "в" части 8 статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 в„– 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе).
По факту нарушения Обществом требований пункта "в" части 8 статьи 9 Закона о Государственной границе Управлением составлен протокол от 21.10.2015 в„– 2349/1936-15 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
На основании данного протокола и по результатам рассмотрения материалов административного дела, Управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 28.10.2015 в„– 2349/1936-15, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 450 000 рублей.
Общество, полагая, что указанное постановление административного органа не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд Астраханской области.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, судебные инстанции, пришли к выводу что судно "Порт Оля-1" под руководством капитана Вонова Юрия Алексеевича действовало в полном соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в области движения морских судов, поскольку при выходе из морского порта были получены соответствующие разрешения. Судами также было отмечено, что обстоятельство, способствовавшее остановке судна - непосредственная угроза посадки на мель, являются чрезвычайным ввиду отсутствия проходного уровня воды. Неостановка судна могла бы привести к аварии, угрожавшей жизни и здоровью людей, причинению имущественного и экологического вреда, иным неблагоприятным последствиям.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанции ошибочными и не основанными на нормах законодательства в связи со следующим.
Часть 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.
Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Порядок пересечения Государственной границы при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию равно, как и нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении регулируется Законом о Государственной границе.
В соответствии со статьей 1 данного Закона государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" абзаца 7 статьи 9 вышеназванного Закона российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются: остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
На основании изложенного следует, что для совершения остановки судна на режимной территории капитан судна должен заблаговременно получить соответствующее разрешение, что им не сделано. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие, что капитан судна "Порт Оля-1" Вонов Юрий Алексеевич предпринял все меры, направленные на получение указанного разрешения.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 в„– 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Как следует из пояснений капитана, 28.08.2015 в 22 часа 30 минут судно было оформлено на выход из порта Оля, при этом осадка судна составляла 3,85 м, а уровень воды в ВКМСК составлял 3,80 м, в связи с чем, судно сделало вынужденную остановку в ожидании повышения уровня воды.
Согласно полученному ответу от Астраханского филиала ФГУП "Росморпорт" от 15.10.2015 в„– 3017, фактический уровень воды по состоянию на 28.08.2015 с 23 часов 00 минут на 145 ВКМСК составлял 3,78 м, уровень по состоянию на 29.08.2015 с 02 часов 00 минут на 145 ВКМСК составляла 3,70 м.
Так, в соответствии с приказом Министерства морского флота СССР от 09.01.1976 в„– 6 капитан судна обязан следить за всеми изменениями гидрометеорологической обстановки, требуя регулярного получения прогноза погоды, используя для этого все имеющиеся на судне средства и заблаговременно принимать все необходимые меры.
Кроме того, согласно позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2013 в„– 14121/12, капитан перед выходом судна из порта, заранее зная планируемое время и координаты пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также количество времени, которое потребуется судну на переход по расчетному маршруту с учетом скорости движения судна согласно техническим характеристикам и с учетом прогнозируемых гидрометеоусловий, имеет возможность спланировать фактический выход из порта так, чтобы исключить маневрирование судна в территориальном море Российской Федерации в течение четырех часов, ожидая время пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также возможность скорректировать время пересечения государственной границы без ожидания ранее заявленного.
Таким образом, капитан перед выходом судна из порта, заранее зная планируемое время, имея информацию о состоянии средств навигационного оборудования, метеорологической и гидрологической обстановке, с учетом прогнозируемых гидрометеоусловий, имел возможность спланировать фактический выход из порта и дальнейшее движение по каналу таким образом, чтобы исключить незапланированную остановку в пограничных водах без соответствующего разрешения.
В части 15 статьи 9 Закона о Государственной границе РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для остановки судна при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно. К таким основаниям относятся: чрезвычайные обстоятельства - несчастный случай, авария или стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна, сильный шторм, ледоход и ледовые условия, угрожающие безопасности судна, буксировка поврежденного судна, доставка спасенных людей, оказание срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам. В указанной норме права речь идет о состоянии крайней необходимости.
Между тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих, что нарушение правил пересечения Государственной границы РФ, то есть остановка судна была связана с чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом не представлено. Более того, опасность в виде возможной посадки на мель существовала только на 145 км. ВКМСК, то есть на удалении в 46 км от места остановки судна, следовательно, не может быть расценена как чрезвычайное и непредвиденное обстоятельство.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что Обществом не были выполнены установленные законом требования по соблюдению правил следования от государственной границы до пункта пропуска через государственную границу.
Судебная коллегия считает, что вина заявителя в совершении вмененному ему административного правонарушения материалами административного дела доказана, а судами нижестоящих инстанций в данном случае сделан ошибочный вывод об отсутствии в действиях заявителя вины в нарушении установленных правил пересечения Государственной границы Российской Федерации и, соответственно, об отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, административный орган правомерно привлек заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.02.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А06-10868/2015 отменить, кассационную жалобу пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области удовлетворить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "СП-Шиппинг" о признании незаконным и отмене постановления пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия и Астраханской области от 28.10.2015 по делу в„– 2349/1936-15 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.А.САВКИНА

Судьи
С.В.МОСУНОВ
И.Ш.ЗАКИРОВА


------------------------------------------------------------------