Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2016 N Ф06-10648/2016 по делу N А55-19522/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено, что земельный участок расположен за пределами красной линии и находится в зоне границы территории общего пользования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. в„– Ф06-10648/2016

Дело в„– А55-19522/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заинтересованного лица - Зубовой Е.В. (доверенность от 28.12.2015),
третьего лица - Министерства имущественных отношений Самарской области - Зубовой Е.В. (доверенность от 22.12.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
иных третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-19522/2015
по заявлению Самарского общественного регионального фонда поддержки и развития шахматного спорта, г. Самара, к Правительству Самарской области, г. Самара, при участии третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Министерства культуры Самарской области, г. Самара, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Самара, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

Самарский общественный региональный фонд поддержки и развития шахматного спорта (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным отказа Правительства Самарской области, в предоставлении заявителю в собственность за выкуп земельного участка кадастровый в„– 63:01:0502005:528, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв. м, изложенный в письме от 17.06.2015 в„– 6-21/565, составленный на основании сведений Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.11.2014 в„– САМВ-165371 и обязать Правительство Самарской области в течение десяти дней после вступления решения суда по делу в„– А55-19522/2015 в законную силу предоставить Фонду в собственность за выкуп земельный участок кадастровый в„– 63:01:0502005:528, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв. м с учетом положений абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 Постановления Правительства Самарской области от 11.12.2013 в„– 746 "Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями", путем подготовки и направления в адрес Фонда договора купли-продажи земельного участка кадастровый в„– 63:01:0502005:528, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв. м по цене в размере 40 (сорока) % от кадастровой стоимости земельного участка на дату обращения заявителя в Правительство Самарской области (01.08.2014).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2016 требования заявителя удовлетворены (том 2 л.д. 81 - 84).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2016 отменено, принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, мотивируя несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АН в„– 265810 от 11.07.2014 (том 1 л.д. 35).
01 августа 2014 года Фонд обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0502005:528, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Молодогвардейская, 126, общей площадью 842,3 кв. м, занятого вышеуказанным зданием (том 1 л.д. 36).
Письмом от 17.06.2015 в„– 6-21/565 заявителю отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в связи с тем, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования (том 1 л.д. 11).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что в качестве доказательства, подтверждающего факт того, что часть испрашиваемого заявителем земельного участка относится к территории общего пользования и находится в границах красных линий ответчиком была представлена выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (том 2 л.д. 34). По мнению суда, указанный документ не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт отнесения части испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования, поскольку красные линии, отраженные в данной выкопировке, проходят по стене здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Спорный земельный участок находится в границах исторической части города, а здание, расположенное на испрашиваемом земельном участке, является памятником объектов культурного наследия регионального значения (Особняк Эрн) и построено в 1917 году. Кроме того, судом установлено, что указанное здание расположено на углу улиц Л. Толстого и ул. Молодогвардейской г. Самары, площадь земельных участков которых имеет определенную погрешность. Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о том, что представленная Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара является ненадлежащим доказательством в части установления ограничений в приватизации испрашиваемого заявителем земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Как следует из пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 187-О, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не могут быть предоставлены в частную собственность земельные участки: которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться частной собственности; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 в„– 187-О указано, что, рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат в том числе земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В подтверждение довода о нахождении испрашиваемого земельного участка в зоне границ территории общего пользования в материалы дела представлены сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - информационная система), согласно которым часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Информационные системы представляют собой организованный в соответствии с требованиями ГрК РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56 ГрК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 57 ГрК РФ, органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с настоящим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещает их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Часть 4 статьи 56 ГрК РФ устанавливает, что информационная система включает в себя сведения о документах территориального планирования муниципальных образования, о правилах землепользования и застройки, о документации по планировке территории (пункт 1); дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2); иные документы и материалы (пункт 3).
Согласно пункту 6 Положения "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 в„– 363, информационная система имеет 9 основных разделов, в том числе раздел III "Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию", содержащий сведения, предусмотренные пунктом "в" части 4 статьи 56 ГрК РФ.
В соответствии с указанным постановлением, распоряжением Департамента от 11.11.2011 в„– Д05-01-06/93 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности городского округа Самара, полномочиями, по ведению которого наделен Департамент.
Из содержания приведенных норм в их взаимной связи следует, что информационные системы включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
При таких данных следует, что информация о расположении испрашиваемого земельного участка содержится в информационной системе в соответствии Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539.
Судом установлено, что на основании действующего Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539, часть объекта принадлежит к территории общего пользования, предназначенной для размещения автомобильных дорог - улиц Молодогвардейской и Льва Толстого в г. Самаре.
При разработке проектного решения использовались проектные материалы: "Схема магистралей, городского и внешнего транспорта" по генеральному плану г. Куйбышева 1986 года и "Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта" 1993 года.
Таким образом, границы территории общего пользования, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрены как действующим Генеральным планом городского округа Самара, так и ранее разработанной и утвержденной градостроительной документацией.
Согласно ответу департамента от 27.11.2014 в„– САМВ-165371 часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования (том 1 л.д. 29 - 30).
В материалах дела имеется выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, из которой следует, что спорный земельный участок принадлежит к территории общего пользования, поскольку расположен в красных линиях улиц Льва Толстого и Молодогвардейской (том 2 л.д. 32 - 33, 34).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, в том числе сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 в„– 539, проанализировав положения статьи 56 ГрК РФ об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности и перечне подлежащих включению в эти системы сведений, судебные инстанции установили, что названные сведения достоверно свидетельствуют о расположении части спорного земельного участка за пределами красной линии и нахождении его в зоне границы территории общего пользования.
Таким образом, поскольку были выявлены препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка, у Правительства Самарской области отсутствовали правовые основания для предоставления указанного земельного участка, в связи с чем, было принято законное и обоснованное решение от 17.06.2015 в„– 6-21/565 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается сложившейся судебной практикой - определениями Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 по делу в„– А55-10005/2014, от 16.09.2015 по делу в„– А55-10384/2014, от 19.10.2015 по делу в„– А55-8239/2014, постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2016 по делу в„– А55-23163/2014, от 18.02.2016 по делу в„– А55-2287/2015, от 24.06.2015 по делу в„– А55-1744/2014, от 20.04.2016 по делу в„– А55-18329/2014.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции установил фактические обстоятельства спора, оценил имеющиеся в деле доказательства, правильно применил к отношениям сторон нормы материального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 по делу в„– А55-19522/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------