Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2016 N Ф06-10493/2016 по делу N А55-21954/2015
Требование: О признании незаконным отказа государственного органа в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета, об обязании устранить допущенное нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием у заявителя заключенного агентского договора с муниципальным предприятием Единый информационно-расчетный центр.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанное государственным органом обстоятельство не является основанием для оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. в„– Ф06-10493/2016

Дело в„– А55-21954/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии:
заявителя - Ярового Д.С., доверенность от 22.10.2015, Фишмана А.Л., доверенность от 22.10.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приволжское ПЖРУ"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Семушкин В.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-21954/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приволжское ПЖРУ" о признании незаконными отказа Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара от 08.06.2015 в„– 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлениями администрации г.о. Самара от 07.02.2012 в„– 80, от 17.02.2012 в„– 107, от 27.03.2013 в„– 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; действий по отказу от заключения договоров на предоставление вышеуказанных субсидий из бюджета г.о. Самара; об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876,35 рублей из бюджета г.о. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приволжское ПЖРУ" (далее - заявитель, общество, ООО УК "Приволжское ПЖРУ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара (далее - Департамент, госорган) от 08.06.2015 в„– 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета г.о. Самара в соответствии с постановлениями администрации г.о. Самара от 07.02.2012 в„– 80, от 17.02.2012 в„– 107, от 27.03.2013 в„– 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; действий по отказу от заключения договоров на предоставление вышеуказанных субсидий из бюджета г.о. Самара; об обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876,35 рублей из бюджета г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Судом на Департамент возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления заявителю субсидий в размере 25491876,35 руб. из бюджета г.о. Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы в установленном законом порядке.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 решение суда первой инстанции изменено в части указания способа устранения нарушенного права. Суд обязал Департамент рассмотреть вопрос о заключении с обществом с ограниченной ответственностью УК "Приволжское ПЖРУ" договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу госорган просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в заседании суда объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 02.08.2016.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения судом апелляционной норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей заявителей, судебная коллегия установила следующее.
Общество 20.11.2013 обратилось к Департаменту с заявлениями о заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за 2012, 2013 годы.
Уведомлением от 25.12.2013 в„– 27-07/8464 заинтересованное лицо отказало заявителю в заключении вышеуказанных договоров. Основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя заключенного агентского договора с МП "ЕИРЦ", что в силу положений пункта 5 Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80.
Не согласившись с действиями по отказу в заключении договоров и уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными уведомления Департамента от 25.12.2013 в„– 27-07/8464 об отказе в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; действий госоргана по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с вышеуказанным постановлением администрации городского округа Самара в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы; обязании Департамента заключить с заявителем договоры на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с Постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 года в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, по расчетам, представленным заявителем.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу в„– А55-6559/2014, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2015 решение суда первой инстанции от 04.09.2014 и постановление апелляционного суда от 29.12.2014 в части способа восстановления нарушенного права изменены. Суд кассационной инстанции обязал Департамент рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем.
08.06.2015 Департамент письмом в„– 27-07/3704 повторно отказал заявителю в представлении субсидий.
Основанием для отказа послужило неполное представление документов, подтверждающих представленный расчет размеров субсидий на жилищные и коммунальные услуги за 2012 - 2013 года, несоответствие заявителя критериям отбора субсидий, отсутствие агентского договора с МП "ЕИРЦ", такой вид жилищных услуг, как начисление, учет, организация сбора и обработки платежей граждан не подлежит субсидированию, отсутствие обращений по заключению договоров на предоставление субсидий, несвоевременное обращение заявителя о предоставлении субсидии.
Полагая, что отказ госоргана не соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, нарушает его права и интересы, имеются вступившее в законную силу судебные акты, имеющие преюдициальное значение по настоящему спору, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как установлено судами, на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуг по агентскому договору в части начисления, учета, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара.
Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год (далее - Порядок) разработанный в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 17.02.2012 в„– 107 устанавливает механизм предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям работ, услуг в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения, и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Главным распорядителем бюджетных средств, в рамках настоящего Порядка, является Департамент.
Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения и (или) водоснабжения и водоотведения по тарифам (стоимости), не обеспечивающим возмещение издержек, связанным с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Исследовав представленные сторонами доказательства в полном соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив основания для отказа в заключении договоров и представлении субсидий заинтересованным лицам, суд первой инстанции пришел к выводу, что все изложенные в отказе от 08.06.2015 основания заявлялись заинтересованным лицом ранее при рассмотрении дела в„– А55-6559/2014 и получили правовую оценку как незаконные и необоснованные.
Принимая во внимание, что лицами, участвующими в настоящем деле, являются те же лица, что и при рассмотрении дела в„– А55-6559/2014, суд первой инстанции посчитал, что обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу, не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела в силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ.
Утверждение заинтересованного лица о том, что заявитель не соответствует критериям отбора получателей субсидий, также рассмотрен в рамках дела в„– А55-6559/2014.
Судебными актами по данному делу установлено, что заявитель полностью соответствует критериям получения субсидий, установленным вышеуказанными нормативными актами.
Судом при рассмотрении дела в„– А55-6559/2014 установлено, что заинтересованным лицом были получен полный пакет документов для предоставления субсидий как по жилищным, так и по коммунальным услугам.
В целях проверки обоснованности заявленных сумм субсидий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также коммунальные услуги за 2012, 2013 годы суд первой инстанции исследовал все первичные документы, представленные обществом (договора, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.). При этом суд учел, что конкретные возражения по документам общества заинтересованным лицом суду не были представлены.
По результатам оценки имеющихся в материалах дела доказательств, принимая во внимание выводы судов по делу в„– А55-6559/2014 суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента от 08.06.2015 в„– 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлениями администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80, от 17.02.2012 в„– 107, от 27.03.2013 в„– 214 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы, а также действия по отказу от заключения договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с вышеуказанными постановлениями в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы не соответствуют требованиям статьи 78 БК РФ, Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению жилищных услуг по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80, Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, на 2012 год, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 17.02.2012 в„– 107, Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа Самара юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Самара, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с предоставлением населению услуг теплоснабжения, и (или) водоснабжения, водоотведения, и (или) электроснабжения, газоснабжения, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 27.03.2013 в„– 214, и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности, что согласно статье 201 АПК РФ является основанием для признания их незаконными.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции в части незаконности оспариваемого отказа Департамента от 08.06.2015 в„– 27-07/3704 в заключении договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии нормативными актами, принятыми администрацией городского округа Самары в спорный период.
Между тем суд апелляционной инстанции изменил решение суда нижестоящей инстанции в части указания способа устранения нарушенного права. Суд обязал Департамент рассмотреть вопрос о заключении с обществом с ограниченной ответственностью УК "Приволжское ПЖРУ" договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены ранее принятого судебного акта, поскольку, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, общество уже обжаловало отказ заинтересованного лица в предоставлении этих же субсидий по делу в„– А55-6559/2014.
В редакции, изложенной Арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 31.03.2015, суд кассационной инстанции обязал Департамент рассмотреть вопрос о заключении с заявителем договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа по расчетам, представленным заявителем, указав на обязанность заинтересованного лица повторно рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий, что и было сделано Министерством.
При этом, в ходе исполнения решения арбитражного суда госорган повторно отказал в предоставлении субсидии по аналогичным основаниям.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, нерассмотрение по существу вопроса о предоставлении субсидии согласно расчетам общества и принятие оспариваемого отказа, а также непредставление возражений по расчетам в ходе судебного разбирательства не должно повлечь наступление для заявителя негативных последствий в виде повторного рассмотрения его заявления, так как в рамках настоящего дела Департамент, как полноправный участник данного арбитражного процесса, имел реальную процессуальную возможность при наличии заявить против требований общества в части сумм субсидий, заявленных к предоставлению, свои аргументированные возражения, что при отсутствии со стороны суда каких-либо препятствий сделано им по своему волеизъявлению не было.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, апелляционная инстанция необоснованно повторно указывая на необходимость заинтересованным лицом еще раз рассмотреть вопрос о предоставлении субсидии, выбрала способ, не обеспечивающий восстановление нарушенных прав заявителя, что не соответствует целям эффективного правосудия.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не принято во внимание то, что по настоящему делу заявитель просит не о заключении договора на предоставление субсидий, а об их предоставлении.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства данного дела, проверив все первичные документы, предоставленные обществом, а также, принимая во внимание отсутствие мотивированных возражений со стороны госоргана, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по делу в„– А55-21954/2015 в части обязания Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Самара рассмотреть вопрос о заключении с обществом с ограниченной ответственностью УК "Приволжское ПЖРУ" договоров на предоставление субсидий из бюджета городского округа Самара в соответствии с постановлением администрации городского округа Самара от 07.02.2012 в„– 80 в связи с осуществлением собственными силами организации действий по начислению, учету, организации сбора и обработки платежей граждан за жилищные услуги, а также за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по отоплению и горячему водоснабжению за 2012, 2013 годы по расчетам, представленным заявителем - отменить. Оставить в данной части решение Арбитражного суда Самарской области от 12.02.2016 по делу в„– А55-21954/2015 в силе.
В остальной части постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по делу в„– А55-21954/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Ш.ЗАКИРОВА

Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------