Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.08.2016 N Ф06-10871/2016 по делу N А65-26709/2015
Требование: О признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Обстоятельства: Орган Пенсионного фонда РФ вынес предпринимателю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за проверяемый период.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку размер подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов проверен и признан верным, оспариваемое требование вынесено законно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2016 г. в„– Ф06-10871/2016

Дело в„– А65-26709/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Фоминой Т.Н., паспорт,
ответчика государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, - Дедова Р.В., доверенность от 25.06.2016 в„– 16-28,
ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Лаишево, - Дедова Р.В., доверенность от 01.02.2016 в„– 46,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Фоминой Татьяны Николаевны
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2016 (судья Андриянова Л.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу в„– А65-26709/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Фоминой Татьяны Николаевны (ОГРН <...>, ИНН <...>), Республика Татарстан, Лаишевский район, с. Сапуголи, к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530), Республика Татарстан, г. Казань, государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан (ОГРН 1021607353811, ИНН 1624006830), Республика Татарстан, г. Лаишево, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России в„– 4 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.09.2015 в„– 1350640001323,

установил:

индивидуальный предприниматель Фомина Татьяна Николаевна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Фомина Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ответчик 2) об отзыве требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.09.2015 в„– 1350640001323.
Определением суда от 10.12.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан (далее - ответчик).
Определением суда от 10.12.2015 в порядке статей 47, 51 АПК РФ в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан, с исключением его из числа третьих лиц, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 4 по Республике Татарстан.
В порядке статьи 49 АПК РФ суд принял отказ заявителя от требований к ответчику 2, поскольку отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права каких-либо третьих лиц, заявление подписано уполномоченным на отказ от иска доверенностью представителем истца.
Заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 03.09.2015 в„– 1350640001323. Уточнение заявленных требований принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2016 отказ от заявленного требования к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан принят. Производство по делу в части требования заявленного к государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан прекращено.
В удовлетворении заявления к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2016 оставлено без изменения.
ИП Фомина Т.Н., не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении требований, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить в обжалуемой части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения заявителя и представителя пенсионного фонда, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20.03.2015 заявителем в Межрайонную ИФНС России в„– 4 по Республике Татарстан представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемую в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год.
Межрайонная ИФНС России в„– 4 по Республике Татарстан направила в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов ответчика за 2014 год.
Согласно представленной налоговой декларации сумма полученных доходов за налоговый период 2014 года составила 3 949 300 руб.
Управлением Пенсионного фонда в Лаишевском районе Республики Татарстан 03.09.2015 выставлено требование в„– 1350640001323 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2014 год в сумме 38 048 руб. 51 коп. (со сроком уплаты до 21.09.2015).
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 в„– 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 167-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона в„– 167-ФЗ страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в ПФР.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона в„– 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона в„– 212-ФЗ предусмотрено, что налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона в„– 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона в„– 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона в„– 212-ФЗ установлено, что при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного Закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховые взносы. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой установлен статьей 18, 19, 20 Федерального закона в„– 212-ФЗ.
Как следует из представленных доказательств, в установленный законом срок после выявления недоимки в адрес заявителя выставлено требование по форме 5-ПФР, утвержденной приказом Минтруда Российской Федерации от 27.11.2013 в„– 698н.
Судами установлено, что из содержания оспариваемого требования следует, что оно содержит все предусмотренные законом сведения. Наличие в требовании сведений о регистрационном номере страхователя (019035002107) позволяет определить основание начисления страховых взносов (фиксированный платеж, уплачиваемый страхователем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Определенные в требовании суммы недоимок разнесены по назначениям платежей (страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страховые взносы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования). Также в требовании отражена дата, по состоянию на которую установлена указанная в требовании задолженность по страховым взносам и пеням (31.07.2015).
Согласно статье 25 Федерального закона в„– 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Расчет пени проверен судами, является законным и обоснованным, и не опровергнут заявителем.
Следовательно, как правильно установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемое требование соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Правомерно не приняты доводы заявителя о том, что доходы для исчисления суммы страховых взносов в ПФР должны были определяться, исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как правильно отмечено судами, приведенные заявителем нормы налогового права применяются для исчисления налога при упрощенной системе налогообложения, поскольку указанная норма определяет налоговую базу для данного налога.
При этом пункты 1.2 и 1.2 статьи 14 Федерального закона в„– 212-ФЗ не содержат ссылки на пункт 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Исходя из буквального толкования понятия "доходы", которое раскрыто в статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление ПФР правильно определило размер подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
При подаче кассационной жалобы ИП Фоминой Т.Н. уплачена государственная пошлина в размере 1 500 руб. Данная сумма излишне уплачена подателем жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежит уплате в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления об признании ненормативного акта недействительным (пункт 3 части 1 настоящей статьи), то есть в размере 150 руб.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в установленном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.02.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А65-26709/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Фоминой Татьяне Николаевне справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 07.06.2016 в„– 34 в сумме 1 350 (одна тысяча триста пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------