Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2016 N Ф06-6321/2016 по делу N А55-3158/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в аренду, обязании заключить договор аренды.
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием на спорном земельном участке зеленых насаждений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что приведенные в качестве основания для отказа в предоставлении участка нормативные акты не запрещают предоставление в аренду земельных участков, занятых зелеными насаждениями, а лишь устанавливают требования к их содержанию и благоустройству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2016 г. в„– Ф06-6321/2016

Дело в„– А55-3158/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Коноплевой М.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А55-3158/2015
по заявлению индивидуального предпринимателя Ходарченко Валентины Васильевны, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самары, г. Самара, при участии третьих лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа,

установил:

индивидуальный предприниматель Ходарченко Валентина Васильевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, администрации городского округа Самары, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованных лиц: Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, о признании незаконным отказа от 05.11.2014 в„– 12-1/2300113 в предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Боярова ст. метро Юнгородок кадастровый номер 63:01:0736001:1195 и об обязании заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2015 отменено, принят новый судебный акт. Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.11.2014 в„– 12-1/2300113, возложив на администрацию городского округа Самара обязанность в двухнедельный срок принять решение о передаче в аренду индивидуальному предпринимателю Ходарченко Валентине Васильевне земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Боярова, ст.метро Юнгородок кадастровый номер 63:01:0736001:1195, площадью 18 кв. м под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и направить ему копию такого решения.
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 28.11.2011 индивидуальный предприниматель обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н.
28 февраля 2012 г. Министерство письмом в„– 12-2/0906/11а отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка под временный мини-магазин, ссылаясь на пункт 2.6 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, по причине невозможности размещения временного торгового павильона без определения утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка было представлено Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара за в„– СП-6/5532-0-1 в ответ на обращение Министерства, со ссылкой на статью 10 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Не согласившись с заключением, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.11.2012 по делу в„– А55-23829/2012 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 30.12.2011 в„– СП-6/5532-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
23 июля 2013 г. Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара издано распоряжение в„– РД-657 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией".
05 августа 2013 г. индивидуальный предприниматель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением в„– 12-1/2300/13 о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н площадью 18 кв. м (л.д. 34 - 35).
К заявлению о предоставлении земельного участка были приложены следующие документы:
- распоряжение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 23.07.2013 в„– РД-657 об утверждении схемы расположения земельного участка (л.д. 37);
- информация Управления Росреестра по Самарской области от 10.02.2011 в„– 1659 (л.д. 38);
- информация от 23.11.2011 в„– 63-00-102/314179 об отсутствии сведений о земельном участке в ГКН (л.д. 36).
Рассмотрев указанное заявление, Министерство решением от 07.08.2013 в„– 12-1/2300/13 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 8 - 9).
Основанием отказа послужило то, что на испрашиваемом земельном участке схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не предусмотрено нахождение временных объектов.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением.
Вступившим в законную силу судебным актом по делу в„– А55-3158/2015 признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.08.2013 об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н площадью 18 кв. м в аренду в целях размещения торгового павильона без укладки фундамента с эксплуатацией. На Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В части требования об обязании Министерства заключить договор аренды земельного участка по адресу: Самарская область, Промышленный район, ул. Боярова, станция метро Юнгородок, участок б/н площадью 18 кв. м в целях размещения торгового павильона без укладки фундамента с эксплуатацией, судом отказано, поскольку заявителем, в нарушение требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара", кадастровый паспорт земельного участка в Министерство не представлялся.
29 мая 2014 г. заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о возобновлении работы по заявке от 05.08.2013 о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (л.д. 11), приложив к заявлению кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, межевой план.
Письмом от 05.11.2014 в„– 12-1/2300/13 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду (л.д. 6 - 7).
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 в„– 404, согласно которым на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны, срывать цветы, аналогичные требования содержатся в пунктах 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 в„– 153.
Судом также указано на необходимость, в силу положений пункта 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении градостроительной деятельности соблюдать требования охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, суд указал на то, что пунктом 10 главы 25 Правил благоустройства наложен категорический запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, а пунктом 14 главы 27 Правил благоустройства установлен закрытый перечень правомерного сноса зеленых насаждений, к которому не относится предполагаемая цель использования заявителем испрашиваемого участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности отказа в предоставлении земельного участка, указав на отсутствие доказательств того, что предполагаемое использование земельного участка для целей, не связанных со строительством, предполагает ликвидацию зеленых насаждений, при этом земельный участок не изъят из оборота и испрашивается для использования в рекреационных целях с установкой некапитальных вспомогательных строений.
Данный вывод не противоречит действовавшим на момент рассмотрения заявления статье 34 ЗК РФ, а также утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 Порядку распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара.
Данный Порядок не предусматривает конкретных оснований для отказа в предоставлении земельных участков лицам, обратившимся за их предоставлением в аренду по основаниям статьи 34 ЗК РФ.
Установленное пунктом 2.4 Порядка основание для отказа в предоставлении земельного участка как "выявление в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством" не соответствует требованиям формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. В данном случае данное положение Порядка может быть применено в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка только в том случае, когда законом либо нормативных актом прямо установлен запрет на предоставление земельного участка в аренду при определенных законом либо иным нормативным актом обстоятельствах.
Приведенные Министерством в качестве оснований для отказа в предоставлении в аренду земельного участка нормативные акты: пункт 4.1 СНиП 2.07.01-89*, Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденные постановлением главы городского округа Самара от 10.06.2008 в„– 404, пункты 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999 в„– 153, не запрещают предоставления в аренду земельных участков населенных пунктов, занятых зелеными насаждениями. Данные нормативные акты лишь устанавливают требования к содержанию и благоустройству земельных участков, нарушение которых влечет публично-правовую ответственность. В данном случае договором о предоставлении земельного участка в аренду могут быть определены условия предоставления в аренду земельного участка с учетом его особенностей, и определена гражданско-правовая ответственность за нарушение таких условий договора.
При указанных обстоятельствах отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 05.11.2014 в„– 12-1/2300113 в предоставлении земельного участка по адресу: г. Самара, ул. Боярова, ст. метро Юнгородок кадастровый номер 63:01:0736001:1195. обоснованно признан судом апелляционной инстанции не соответствующим положениям закона и нарушающим права заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции с учетом положений Закона Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД, постановления Правительства Самарской области от 18.03.2015 в„– 124, пункта 3 статьи 25 Устава городского округа Самара верно указал на то, что обязанность устранить нарушенные права заявителя должна быть возложена на привлеченную к участию в деле в качестве ответчика администрацию городского округа Самара.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года
Как следует из материалов дела, схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка утверждена 23.07.2013, следовательно, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
С учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, а также обстоятельств, установленных в рамках дела в„– А55-3158/2015, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 201 АПК РФ возложил на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, не выявлено.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А55-3158/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
М.В.КОНОПЛЕВА


------------------------------------------------------------------