Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2016 N Ф06-6258/2016 по делу N А55-4951/2015
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации указанного договора аренды.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что земельный участок в нарушение требований регионального нормативного акта был предоставлен в аренду без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент вступления в силу регионального нормативного акта решение о предварительном согласовании места размещения объекта, являющееся основанием для принятия последующего решения о предоставлении земельного участка для строительства, принято не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2016 г. в„– Ф06-6258/2016

Дело в„– А55-4951/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Бусаровой Н.В. (доверенность от 01.02.2016),
заинтересованного лица - Ряховой Л.В. (доверенность от 28.08.2015 в„– 12-6121),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Радушева О.Н., Корнилов А.Б.)
по делу в„– А55-4951/2015
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарский гипсовый комбинат" (ИНН 6319009009, ОГРН 1026301697311), г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды и понуждении устранить допущенные нарушения, с участием третьих лиц: Министерства строительства Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, Департамента строительства и архитектуры администрации городского округа Самара, г. Самара, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Самарской области, г. Самара,

установил:

закрытое акционерное общество "Самарский гипсовый комбинат" (далее - ЗАО "СГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.09.2014 в„– 922, изложенного в сообщении от 08.12.2014 в„– 01/348/2014-450; понуждении устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации указанного договора аренды.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области, явившийся в судебное заседание, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.
Представитель ЗАО "СГК", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 08.09.2011 ЗАО "СГК" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Минстрой Самарской области) с заявлением вх. в„– 20110496 о выборе земельного участка по улице Береговой в Кировском районе г. Самара в аренду под строительство производственно-складского корпуса и предварительном согласовании места размещения объекта.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 24.01.2014 в„– РД-108 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 8 007 кв. м, в том числе земельного участка площадью 3 900 кв. м, находящийся в охранной зоне инженерных коммуникаций, по улице Береговой в Кировском районе города Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 в„– 61, для строительства производственно-складского корпуса.
Приказом Минстроя Самарской области от 17.03.2014 в„– 118-п утвержден акт о выборе земельного участка площадью 8 007 кв. м, расположенного по улице Береговой в Кировском районе города Самары, для строительства производственно-складского корпуса, а также предварительно согласовано место размещения производственно-складского корпуса на указанном земельном участке.
Приказом Минстроя Самарской области от 18.08.2014 в„– 336-п обществу предоставлен в аренду сроком на 5 (пять) лет без права выкупа в собственность земельный участок площадью 8 007 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253008:722, расположенный по адресу: Самарская область, город Самара, Кировский район, улица Береговая, для строительства производственно-складского корпуса.
Между Минстроем Самарской области (арендодатель) и ЗАО "СГК" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка от 15.09.2014 в„– 922, по условиям которого обществу в аренду сроком до 17.08.2019 предоставлен земельный участок площадь 8 007 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253008:722, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, улица Береговая, для строительства производственно-складского корпуса, с актом приема-передачи земельного участка.
ЗАО "СГК" 29.09.2014 обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением в„– 01/348/2014-450 о регистрации вышеуказанного договора аренды земельного участка.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 08.12.2014 в„– 01/348/2014-450 отказало в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.09.2014 в„– 922 на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку при предоставлении земельного участка не была соблюдена процедура, предусмотренная постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
ЗАО "СГК", полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не нарушена, поскольку общество обратилось в Минстрой Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта до вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", в связи с чем его положения не подлежат применению к спорным отношениям.
Между тем, судами не было принято во внимание следующее.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В силу пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации было предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 в„– 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Данная норма означает, что с момента вступления в силу нормативного правового акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, земельные участки не могут быть предоставлены в ином порядке, а установленные им ограничения должны учитываться уполномоченными органами при рассмотрении заявления заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Перечень случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара исключительно на торгах установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639, которое в соответствии с пунктом 5 вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в газете "Волжская коммуна" от 13.11.2012 в„– 418 (28346), то есть 23.11.2012.
Таким образом, с указанного момента вступил в силу нормативный акт, предусматривающий иной порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, в том числе для строительства складских объектов, исключительно путем проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950).
Принцип правовой определенности, не допускающий применение законодательных положений с обратной силой, имеет своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 в„– 20-П установлено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Таким образом, учитывая специфику статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя о его предоставлении, а после принятия решения о предоставлении такого земельного участка на определенном праве.
Принимая во внимание, что на момент вступления в силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 акт о выборе спорного участка не был утвержден, решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, то, следовательно, в данном случае ЗАО "СГК" до 23.11.2012 не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого земельного участка и не представило бесспорных доказательств того, что приобрело бы эти права, если бы не были применены положения постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639.
Учитывая изложенное, ссылка судов первой и апелляционной инстанций на положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости придания постановлению Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639 обратной силы безосновательна, поскольку между сторонами не возникли какие-либо публичные правоотношения, из которых бы следовало, что у органа государственной власти на момент вступления в силу указанного постановления уже возникла обязанность по предоставлению спорного земельного участка ЗАО "СГК".Также несостоятельна ссылка судов на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.10.2014 по делу в„– А55-20779/2013, определение Верховного суда Российской Федерации от 02.06.2015 по делу в„– 304-К215-5155, поскольку обстоятельства указанных дел и настоящего дела нетождественны.
Так в рамках дела в„– А55-20779/2013 было установлено, что схема расположения земельного участка была утверждена и подготовлен акт о выборе земельного участка до вступления в законную силу постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 в„– 639. Между тем таких обстоятельств в рамках настоящего дела не установлено.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.09.2014 в„– 922 не противоречит законодательству, действующему на момент принятия оспариваемого отказа.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2013 по делу в„– А55-33718/2012, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 09.07.2015 по делу в„– А55-26907/2014, от 21.08.2015 по делу в„– А55-25582/2014, от 22.10.2015 по делу в„– А55-894/2015, от 29.10.2015 по делу в„– 55-2154/2015.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 отменить.
Поскольку судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 27.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу в„– А55-4951/2015 отменить.
Закрытому акционерному обществу "Самарский гипсовый комбинат" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.

Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
В.А.КАРПОВА


------------------------------------------------------------------