Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2016 N Ф06-6368/2016 по делу N А65-17304/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, ссылаясь на то, что налогоплательщиком при расчете земельного налога применена ненадлежащая кадастровая стоимость земельного участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой было принято оспариваемое решение, в спорном периоде применению не подлежала.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. в„– Ф06-6368/2016

Дело в„– А65-17304/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Чернышовой Л.Ю. (доверенность от 05.11.2015),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 17 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Драгоценнова И.С., Филиппова Е.Г.)
по делу в„– А65-17304/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТаграС-Нефтегазстрой", г. Альметьевск (ИНН 1644037298, ОГРН 1061644057970) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 17 по Республике Татарстан, г. Бугульма Республики Татарстан, о признании недействительным решения от 13.05.2015 в„– 2.7-0-34/116, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТаграС-Нефтегазстрой" (далее - ООО "ТаграС-Нефтегазстрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 17 по Республике Татарстан (далее - Межрайонная ИФНС России в„– 17 по РТ, налоговый орган, инспекция) от 13.05.2015 в„– 2.7-0-34/116 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом принятого судом уточнения заявленного требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по Республике Татарстан).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015, заявление общества удовлетворено в полном объеме. Суд обязал инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов ООО "ТаграС-Нефтегазстрой".
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России в„– 17 по РТ с принятыми по делу судебными актами не согласилась, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом налоговый орган полагает, что судами неправильно применены нормы материального права, поскольку доначисление земельного налога произведено налоговым органом на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученной от уполномоченного органа в установленном законодательством о налогах и сборах порядке. По мнению инспекции, при расчете земельного налога за 2011 год в отношении спорных земельных участков кадастровая стоимость, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" применена правомерно.
На основании статьи 156, части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены либо изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Главнефтегазстройсервис" (новое наименование - ООО "ТаграС-Нефтегазстрой") является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 16:02:240115:7, 16:13:051019:186, 16:51:011301:16, 16:55:010206:106.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2011 год налоговый орган принял решение от 13.05.2015 в„– 2.7-0-34/116 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислил земельный налог в сумме 845 846 руб. и пени в сумме 416,45 руб.
Из материалов дела усматривается, что при начислении земельного налога за 2011 год налоговым органом применена кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление в„– 1102).
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 03.07.2015 в„– 2.14-0-18/016094 указанное решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции от 13.05.2015 в„– 2.7-0-34/116 нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции удовлетворили заявленные требования. При этом суды обоснованно исходили из следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Указанное постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 в„– 5.Судебные инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 в„– 165-0, обоснованно указали, что поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Таким образом, налоговый орган не вправе был производить доначисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102.
Поскольку изменение кадастровой стоимости земельных участков в 2012 году не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства за предыдущий налоговый период, то для исчисления земельного налога, как правильно указали судебные инстанции, необходимо исходить из сведений о размере кадастровой стоимости, имевшихся до постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 в„– 1102.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 в„– 951 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" (далее - Постановление в„– 951) по состоянию на 31.12.2010 кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков составляла: земельного участка с кадастровым номером 16:02:240115:7 - 12 864 318 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:13:051019:186 - 16 595 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:51:011301:16 - 71 606 055 руб., земельного участка с кадастровым номером 16:55:010206:106 - 14 299 488 руб.
С учетом кадастровой стоимости принадлежащих ООО "ТаграС-Нефтегазстрой" земельных участков, предусмотренной Постановлением в„– 951, и ставки земельного налога в размере 1,5%, предусмотренной на 2011 год, суды правомерно установили, что сумма земельного налога, подлежащего уплате обществом за этот период по указанным четырем земельным участкам, составляет 1 481 797 руб., а не 2 327 643 руб., как ошибочно указано налоговым органом.
Сведений о неуплате обществом земельного налога в сумме 1 481 797 руб. в материалах дела не содержится.
При данных обстоятельствах, суды обоснованно признали оспариваемое решение налогового органа незаконным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, и направлены на переоценку их выводов. Нарушений судами норм материального и процессуального права не выявлено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2015 по делу в„– А65-17304/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------