Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10.03.2016 N Ф06-6427/2016 по делу N А57-8789/2015
Требование: О взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Муниципальное образование, являющееся собственником помещений в многоквартирных домах, не вносило ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку муниципальное образование как собственник помещений обязано участвовать в расходах по содержанию общего имущества соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт многоквартирного дома.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. в„– Ф06-6427/2016

Дело в„– А57-8789/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2015 (судья Игнатьев Д.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 (председательствующий судья Лыткина О.В., судьи Камерилова В.А., Клочкова Н.А.)
по делу в„– А57-8789/2015
по исковому заявлению общества ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК" (ОГРН 1086450002077, ИНН 6450932685) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344) о взыскании 70 978,53 руб.,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление общества ограниченной ответственностью "Управляющая компания Соколовогорская ЖЭК" (далее - ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", истец) к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам, ответчик) о взыскании 70 978,53 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015, исковые требования удовлетворены. С ответчика за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу истца взыскана задолженность по капитальному ремонту за декабрь 2013 года в размере 70 978,53 руб. и понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, комитет по финансам обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у муниципального образования "Город Саратов" - как собственника отдельных жилых помещений в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых управляющей компанией ООО "УК Соколовогорская ЖЭК", может возникнуть не ранее августа 2014 года.
По вопросу взыскания задолженности на капитальный ремонт с 26.12.2012 действует порядок оплаты взносов, предусмотренный разделом 9 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 в„– 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Заявитель жалобы считает, что истец не обладает правом требовать от муниципального образования "Город Саратов", как собственника жилых помещений, внесения платы за капитальный ремонт, поскольку решение о создании специального счета для аккумулирования денежных средств фонда капитального ремонта, решение о владельце специального счета собственниками не принималось. Положения глав 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют лица, уполномоченные аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими. Управляющая организации в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации таковым лицом не является.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что истец является управляющей организацией многоквартирных жилых домов в„– в„– 13, 4А, 6, 8 1-й Соколовогорский проезд; д. 7, 9 - 2-й Соколовогорский проезд; д. 1, 14, 2, 4/12 - 3-й Масленников проезд; д. 1 - 4-й Масленников проезд; д. 7, кор. 1 5-й Соколовогорский проезд; д. 7, кор. 2 5-й Соколовогорский проезд; д. 1, 2 ул. Абрикосовая, д. 11, 13, 15, 19, 2, 3, 6, 8 ул. Бакинская: д. 4, 4/6 ул. Весенняя; д. 2, 4 ул. Загорная; д. 9Б ул. Зональная; д. 29, 5, 7 ул. Молодежная; д. 107,138, 140, 145, 162, 65/71, 73 ул. Мясницкая; д. 108 Мясницкий овраг; д. 1, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 2, 21, 22, 28, 29, 3, 30, 31, 32, 33, 4, 8 совхоз Комбайн: д. 10, 10А, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24А, 25, 4, 6, 7, 9 ул. Соколовогорская; д. 3, кор. Б, Усть-Курдюмская; д. 2, 5, 7, 10 ЦДК г. Саратова.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником отдельных жилых и нежилых помещений в вышеуказанных домах, обслуживаемых управляющей компанией истца.
Общим собранием собственников жилья указанных выше многоквартирных домов большинством голосов 01 июля 2008 года было принято решение об установлении для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах плату за помещение в части капитального ремонта (статья "капитальный ремонт") в размере величины федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц. Данное решение было оформлено сводным протоколом от 01.07.2008 и не оспорено.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 в„– 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2013 - 2015 годы" был установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения по Саратовской области на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц с 5 марта 2013 года в сумме 6,2 руб.
Исковые требования управляющей организации мотивированы тем, что муниципальное образование "Город Саратов" ненадлежаще исполняло свои обязанности как собственник муниципального помещения по внесению ежемесячных взносов в декабре 2013 года на капитальный ремонт общего имущества, что послужило основанием для обращения истца с требованиями о взыскании задолженности пропорционально доле собственника в праве общей долевой собственности в размере 70 978,53 руб.
При разрешении спора суды руководствовались статьями 125, 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39, 152, 153, 154, 155, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491, и по результатам исследования и оценки представленных по делу доказательств пришли к выводу о доказанности факта оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами в спорном периоде истцом и о наличии оснований для признания обязанности собственника помещений в многоквартирных домах участвовать в расходах по содержанию общего имущества соразмерно своей доле в праве собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт помещения, в связи с чем удовлетворили иск в заявленном размере.
Судебная коллегия находит данные выводы судов предыдущих инстанций обоснованными.
Вышеуказанные взносы являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов", и, в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования как исполнение его расходных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного (городского) бюджета.
Таким образом, бюджетное законодательство дает право и определяет возможность внесения средств на содержание муниципального имущества и относит эти обязательства к вопросам местного значения.
Внесение указанных обязательных платежей не противоречит бюджетному законодательству.
Возможность предоставления денежных средств на жилищно-коммунальные услуги способом, указанным в статье 78 БК РФ, в порядке субсидирования, не может являться основанием для освобождения от оплаты спорных взносов.
Согласно данной норме эта финансовая помощь может быть в виде безвозмездной передачи бюджетных средств (субсидий), так и в виде предоставления бюджетных кредитов. Право органов местного самоуправления предоставлять бюджетные средства на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома реализуется отдельно от обязанности финансировать свою часть расходов на жилищно-коммунальные услуги многоквартирного дома.
В данном деле речь идет не об оказании разовой финансовой помощи (получения субсидии), а об обязанности собственника муниципального жилья ежемесячно нести расходы на жилищно-коммунальные услуги доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов в порядке и размере, установленном общим собранием собственников помещений.
Представленный истцом расчет начисления платы за содержание и ремонт общего имущества соразмерно доле помещений, принадлежащих ответчику, сторонами не оспорен.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом города Саратов, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 в„– 67-649, Положением о Комитете по финансам, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 в„– 19-172.
При этом, суды обоснованно указали, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества, входящих в состав управляющей компании истца.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии обязанности муниципального образования по внесению взносов на капитальный ремонт в связи с принятием региональной программы, был предметом исследования и правильно оценен судами.
Обязанность по несению собственниками помещений в многоквартирных домах расходов на капитальный ремонт предусматривалась статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Одновременно с этим, собственникам помещений предоставлялось право определять порядок внесения и размер платежей и взносов на оплату капитального ремонта для каждого собственника помещения в многоквартирном доме.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 в„– 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены дома (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в предусмотренном статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта и принятия собственниками соответствующего решения продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как видно из материалов дела, региональная программа капитального ремонта в Саратовской области была принята постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 в„– 800-П и опубликована в средствах массовой информации.
Поскольку из представленной утвержденной региональной программы капитального ремонта усматривается, что срок ее реализации является 2014 - 2043 года, порядок внесения платы за капитальный ремонт и порядок его финансирования и возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта на 2013 год, не установлен данной региональной программой капитального ремонта.
Таким образом, в данном случае продолжают действовать принятые и действующие ранее решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия соглашается с позицией судов, что изменение законодательства, связанное с принятием Федерального закона от 25.12.2012 в„– 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", не освобождает собственников помещений от обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, установленной Жилищным кодексом Российской Федерации в ранее действовавшей редакции.Указанный правовой подход содержится также в судебных актах по делу в„– А57-17591/13. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2013 в„– 306-ЭС14-7687 было отказано в передаче кассационной жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт его доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, в порядке и размере, установленном общим собранием собственников жилья.
Учитывая то, что материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не выявлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 по делу в„– А57-8789/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Н.А.ТЮРИНА


------------------------------------------------------------------