Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14.03.2016 N Ф06-5817/2016 по делу N А12-12956/2015
Требование: О признании недействительным предписания органа местного самоуправления о демонтаже рекламной конструкции.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что обществом без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и соответствующего разрешения была установлена и эксплуатировалась рекламная конструкция, вынесено предписание о демонтаже указанной рекламной конструкции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку рекламный характер спорной конструкции подтвержден, оспариваемое предписание признано правомерным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. в„– Ф06-5817/2016

Дело в„– А12-12956/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Кормакова Г.А., Баширова Э.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом мебели "РАЙТА"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А12-12956/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом мебели "РАЙТА" (ИНН 3444101327, ОГРН 1023403428575) к Департаменту по рекламе администрации Волгограда (ИНН 3444068327, ОГРН 1033400316707) о признании недействительным предписания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Дом мебели "РАЙТА" (далее - общество, ООО "Дом мебели "РАЙТА") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Департаменту по рекламе администрации Волгограда о признании недействительным предписания от 27.02.2015 в„– 325 о демонтаже рекламной конструкции - настенного панно размером 2,0 м *10,00 м *1 ст., расположенного по адресу: пр. им. Ленина, 65 д, на уровне второго этажа.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2015 заявленные обществом требования удовлетворены, предписание признано недействительным, как несоответствующее требованиям статей 3 и 19 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с принятым решением, Комитет по рекламе администрации Волгограда (протокольным определением суда от 21.10.2015 Департамент по рекламе администрации Волгограда заменен на Комитет по рекламе администрации Волгограда) обратился с апелляционной жалобой.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 решение суда первой инстанции от 08.07.2015 отменено, в удовлетворении требований ООО "Дом мебели "РАЙТА" о признании недействительным предписания о демонтаже рекламной конструкции отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт по делу отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.07.2015.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.02.2015 специалистом Департамента по рекламе администрации Волгограда составлен акт проверки рекламной конструкции в„– 336, который указывает на то, что обществом без договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и соответствующего разрешения установлена и эксплуатируется рекламная конструкция - настенное панно размером 2,0 м *10,00 м *1 ст.
По результатам проверки ООО "Дом мебели "РАЙТА" вынесено предписание в„– 325 о демонтаже в месячный срок указанной рекламной конструкции.
Не согласившись с предписанием, общество оспорило его в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что спорная конструкция не является рекламной, поскольку не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы, так как сведения, размещенные на указанной конструкции, доводят до потребителя информацию о местонахождении соответствующего юридического лица.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований о признании предписания недействительным, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 в„– 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 10 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены вопросы местного значения городских округов. К их числу относится утверждение правил, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений (пункт 25), утверждение схем размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О рекламе" (пункт 26.1).
В разделе 2 Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 в„– 79/2436 (далее - Правила благоустройства), указано, что средства наружной рекламы и информации относятся к малым архитектурным формам. Кроме того, в этом же разделе даны понятия объекта городской наружной информации (вывески, таблички и иные конструкции, предназначенные (используемые) для размещения информации, относимой муниципальными правовыми актами Волгограда к городской наружной информации, и не содержащие сведений рекламного характера), а также рекламной конструкции (определяемое муниципальными правовыми актами Волгограда в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе техническое средство стабильного территориального размещения, используемое для распространения наружной рекламы). При этом и рекламные конструкции, и объекты городской наружной информации относятся к элементам благоустройства. В соответствии с пунктом 4.1.16 Правил благоустройства установка и размещение рекламных конструкций, объектов городской наружной информации на территории Волгограда производятся в соответствии с законодательством, муниципальными правовыми актами Волгограда, регламентирующими правовые отношения в сфере установки и размещения рекламных конструкций и объектов городской наружной информации.
В силу пункта 18.1 Правил благоустройства размещение рекламных конструкций, объектов городской наружной информации на территории Волгограда производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда, регламентирующими отношения в сфере наружной рекламы и размещения объектов городской наружной информации.
В городе Волгограде действуют Правила распространения наружной рекламы, рекламы на муниципальном транспорте и размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 06.03.2013 в„– 73/2206 (далее - Правила). Согласно подпункту 4 пункта 2.1 Правил городская наружная информация - это имеющая значение для жизнеобеспечения Волгограда правовая, экологическая, просветительская информация, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, информация о событиях городской жизни в сфере науки, искусства, культуры, спорта, а равно информация, обязательная к раскрытию или распространению либо доведению до сведения неопределенного круга лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, и информация, размещаемая в целях ориентирования и справочного обслуживания жителей и гостей Волгограда при перемещении по городу, иная информация нерекламного характера. Объекты городской наружной информации - конструкции, предназначенные для размещения городской наружной информации (подпункт 14 пункта 2.1 Правил). В подпункте 18 пункта 2.1 Правил указано, что распространение наружной рекламы - публичная демонстрация рекламы путем использования рекламных конструкций.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2.1 Правил рекламные конструкции - технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в том числе на земельных участках и имуществе, не отнесенном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации к недвижимому имуществу. Самовольная рекламная конструкция определена подпунктом 20 пункта 2.1 Правил как рекламная конструкция, установленная без соответствующего разрешения, полученного ранее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе, муниципальными правовыми актами Волгограда.В силу пункта 3.1.6 Правил не допускается установка рекламных конструкций и объектов городской наружной информации, не предусмотренных настоящими Правилами. Рекламные конструкции, объекты городской наружной информации, не предусмотренные настоящими Правилами, а равно установленные с нарушением настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами Волгограда.
В соответствии с пунктом 6.2 Правил вывески, не содержащие сведений рекламного характера, - информационные таблички юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, предназначенные для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении владельца вывески и (или) обозначения места входа в занимаемое им помещение и содержащие исключительно информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом в целях защиты прав потребителей:
- о наименовании (фирменном наименовании) организации-изготовителя (исполнителя, продавца);
- о месте нахождения (адресе) организации-изготовителя (исполнителя, продавца);
- о режиме работы организации-изготовителя (исполнителя, продавца);
- о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа - для индивидуального предпринимателя.
Не допускается размещение на вывеске, не содержащей сведений рекламного характера:
- логотипов, товарных знаков и знаков обслуживания;
- наименований мест происхождения товара.
Вывеска, не содержащая сведений рекламного характера, устанавливается изготовителем (исполнителем, продавцом) на видном месте на здании справа или слева у входа в занимаемое им здание или помещение, а также на ярмарках, лотках и в других местах осуществления им торговли, бытового и иного вида обслуживания вне постоянного места нахождения.
Допустимые размеры объектов городской наружной информации, предусмотренных настоящим пунктом:
- не более 1 кв. м - для вывески, содержащей сведения об одном юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (изготовителе, исполнителе, продавце);
- не более 3 кв. м - для вывески, содержащей сведения о двух и более юридических лицах и (или) индивидуальных предпринимателях (изготовителях, исполнителях, продавцах).
Проведенной проверкой установлено, что на настенном панно размещен эскиз кухни Scavolini, а в правом углу имеется надпись "Мебель от лучших европейских производителей", что подтверждает рекламный характер спорной конструкции.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 в„– 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 18.11.2014 по делу в„– А73-9636/2012 органы местного самоуправления вправе устанавливать требования к размерам вывесок, а при квалификации конструкций в качестве рекламных следует руководствоваться муниципальными правовыми актами.
В частности, превышение допустимых муниципальными правовыми актами размеров для вывески, отсутствие на конструкции всех необходимых сведений, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 в„– 2300-1 "О защите прав потребителей", использование товарного знака, размещение иных информационных табличек - признаки, свидетельствующие о том, что конструкция направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению на рынке и поэтому является рекламной.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы кассационной жалобы ООО "Дом мебели "РАЙТА" о том, что общество является лишь обслуживающей организацией по отношению к торговому комплексу, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
В силу статей 286 и 287 АПК РФ переоценка фактических обстоятельств дела не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены, представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу в„– А12-12956/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
Ю.В.ГЛАЗОВ

Судьи
Г.А.КОРМАКОВ
Э.Г.БАШИРОВ


------------------------------------------------------------------