Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2016 N Ф06-6743/2016 по делу N А12-29659/2015
Требование: О признании недействительным предписания административного органа.
Обстоятельства: Административный орган указал на нарушение обществом экологических требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с образованием отходов производства и потребления.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. в„– Ф06-6743/2016

Дело в„– А12-29659/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кайрос-Универсал"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А12-29659/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кайрос-Универсал" (ОГРН 1023403849721, ИНН 3445031432) к Комитету природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) об оспаривании предписания Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в„– 34/75-03-15 от 25.03.2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кайрос-Универсал" (далее - ООО "Кайрос-Универсал", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Комитета природных ресурсов, Комитет) в„– 34/75-03-15 от 25.03.2015.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2015 заявленные требования удовлетворены, предписание Комитета природных ресурсов в„– 34/75-03-15 от 25.03.2015 признано недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.10.2015 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Кайрос-Универсал" о признании недействительным предписания Комитета природных ресурсов в„– 34/75-03-15 от 25.03.2015 было отказано.
Не согласившись с постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции, заявитель обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права.
В обосновании своей кассационной жалобы заявитель указывает, что предписание от 25.03.2015 в„– 34/75-03-15 не подтверждено доказательствами выявленных нарушений в деятельности ООО "Кайрос-Универсал", в связи с чем не соответствует требованиям закона, ущемляет права общества в сфере предпринимательской деятельности.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Комитет отметил, что предписание от 25.03.2015 в„– 34/75-03-15 выдано обоснованно, с соблюдением требований действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий, а также с учетом выявленных нарушений, допущенных юридическим лицом требований законодательства об отходах производства и потребления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, по результатам плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО "Кайрос-Универсал" составлен акт проверки и выдано предписание от 25.03.2015 в„– 34/75-03-15 с требованиями: 1) организовать достоверный учет в области обращения с отходами, 2) составить и утвердить паспорта на отход IV класса опасности по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 в„– 712; "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - постановление Правительства РФ в„– 712) 3) представить в уполномоченный орган исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2014 год.
Изложенные в предписании требования обоснованны результатами проверки общества и допущенными, по утверждению Комитета нарушениями части 2 статьи 1, части 3 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон в„– 89-ФЗ), Правил паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ в„– 712, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 в„– 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" (далее - Приказ Минприроды России в„– 721).
Не согласившись с выданным предписанием от 25.03.2015 в„– 34/75-03-15, общество обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание не подтверждено доказательствами выявленных нарушений в деятельности ООО "Кайрос-Универсал", в связи с чем не соответствует требованиям закона, ущемляет права общества в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию недействительным.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанция исходила из следующего.
В соответствии со статьей 11 закона в„– 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно частям 2, 3 статьи 14 закона в„– 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ в„– 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.
Так, согласно пункту 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ в„– 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Из имеющихся в материалах дела документов судом апелляционной инстанции установлено, что на момент проверки в деятельности ООО "Кайрос-Универсал" уполномоченным органом были выявлены нарушения экологических требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с образованием отходов производства и потребления, выразившиеся в том, что ООО "Кайрос-Универсал" не составлены паспорта отходов I - IV классов опасности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ в„– 712. Копия паспортов, заверенных юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не направлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, что является нарушением пункта 7 постановления Правительства РФ в„– 712.
В соответствии с частью 1 статьи 19 закона в„– 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России в„– 721. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Пунктом 6 Порядка ведения учета отходов, предусмотрено, что данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому к Порядку ведения учета отходов образцу.
В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения учета отходов, данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующим за указанным периодом. Согласно пункту 8 Порядка ведения учета отходов лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами. Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.
Однако в ходе выездной плановой проверки установлено, что обществом не ведется в соответствии Приказом Минприроды России в„– 721 с заполнением соответствующих форм учета по приложениям в„– 1, 2, 3, 4 учет образовавшихся и переданных для размещения отходов в 2014 году, что является нарушением части 1 статьи 19 закона в„– 89 ФЗ.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 16.02.2010 в„– 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, отчетным периодом признается один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Непредставление в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области отчета за 2014 год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов является нарушением приказа Минприроды России от 16.02.2010 в„– 30 и части 3 статьи 18 закона в„– 89-ФЗ.
Комитетом также установлено, что ООО "Кайрос-Универсал" не представлен в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области отчет за 2014 год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, выданным с учетом выявленных в ходе проверки нарушений, права и законные интересы заявителя не нарушены, так как требования, изложенные в предписании основаны на законе.
Довод заявителя кассационной жалобы, согласно которому он считает неправомерным применение в качестве преюдиции решение Ворошиловского районного суда Волгограда от 09.10.2015 по делу в„– А12-589/2015, оставленного без изменения решением Волгоградского областного суда от 25.11.2015 по делу в„– 07р-1329/2015 отклоняется судом кассационной инстанции ввиду его несостоятельности, поскольку при рассмотрении данного спора в суде апелляционной инстанции с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, в полной мере был установлен факт наличия в деятельности ООО "Кайрос-Универсал" вменяемых ему правонарушений.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также отклоняются кассационной коллегией, так как они были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены верно, следовательно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по делу в„– А12-29659/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН


------------------------------------------------------------------