Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.03.2016 N Ф06-5836/2016 по делу N А06-9422/2014
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, нарушившим законодательство о защите конкуренции в связи с нарушением порядка расчета объема электрической энергии, безучетно потребленной исполнителем коммунальных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2016 г. в„– Ф06-5836/2016

Дело в„– А06-9422/2014

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Ольховикова А.Н., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мироновой Л.О., доверенность от 31.12.2015 в„– 5-16,
в отсутствие:
ответчика - не явился, извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.08.2015 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу в„– А06-9422/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиал ПАО "МРСК "Юга" - "Астраханьэнерго" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561), г. Астрахань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410), г. Астрахань, заинтересованные лица: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, ТСЖ "Центральный", Астраханская область, г. Ахтубинск о признании незаконными решения и предписания,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (впоследствии публичное акционерное общество Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга") (далее - ПАО "МРСК ЮГА", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган, управление) от 15.09.2014 по делу в„– 54-К-03-14.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань, ТСЖ "Центральный", Астраханская область, г. Ахтубинск.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по настоящему делу новый судебный акт о признании незаконным решения антимонопольного органа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением УФАС по Астраханской области от 15.09.2014 по делу в„– 54-К-03-14 Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области, а именно в нарушении обществом расчета объема безучетного потребления электрической энергии по акту от 03.12.2013 в„– 095-0036П, который был произведен в нарушение положений жилищного законодательства.
На основании указанного решения обществу было выдано предписание от 15.09.2014, которым ОАО "МРСК Юга" предписано в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать акт о безучетном потреблении электрической энергии от 03.12.2013 в„– 095-0036П.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон в„– 135-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно выписке из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положением хозяйствующих субъектов, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" имеет долю на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью Общества в Астраханской области, более 65%, следовательно, в силу статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.12.2013 ОАО "МРСК Юга" провело проверку прибора учета электрической энергии в„– 0747780600254051, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, 9 А, на предмет выявления ТСЖ "Центральный" факта безучетного потребления электрической энергии, по результатам которой был составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии от 03.12.2013 в„– 095-0036П.
Как следует из указанного акта, безучетное потребление ТСЖ "Центральный" выразилось в безучетном потреблении электрической энергии, путем выхода из строя Т.Т. Ф "В". К акту приложен расчет, из которого следует, что при определении объема безучетного потребления электрической энергии ОАО "МРСК Юга" учитывало максимальную мощность энергопринимающего оборудования и количество часов неучтенного потребления. Итоговый объем безучетного потребления электрической энергии по указанному расчету составил 4453 кВт. час.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на основании расчета, произведенного ОАО "МРСК Юга", выставило ТСЖ "Центральный" счет на оплату по акту от 03.12.2013 в„– 095-0036П.
Правила функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 в„– 530 (далее - Правила в„– 530), в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об, электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.
Пунктом 156 Правил в„– 530 установлено, что стоимость выявленного объема безучетного потребления электрической энергии взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила в„– 307) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пункт 4 Правил в„– 307 устанавливает, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и названными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ТСЖ "Центральный" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика для предоставления коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома.Пунктом 22 Правил в„– 307 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307 (пункт 19 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306).
Иного способа учета фактического потребления энергии многоквартирными домами прямо противоречит вышеуказанной специальной норме жилищного законодательства, подлежащей прямому применению в спорных правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
Кроме того, согласно пункту 167 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление в„– 442) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
Из пункта 60 Правил в„– 354 следует, что по истечении указанного в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил в„– 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая положения пунктов 19, 54 и 60 Правил в„– 354, пришли к обоснованному выводу о том, что применение иного способа учета фактического потребления энергии потребителями (по положениям пункта 195 Правил в„– 442) прямо противоречит специальной норме Правил в„– 354, подлежащей применению в спорных правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов.
УФАС по Астраханской области правомерно вынесло оспариваемое решение, которым признало ОАО "МРСК-Юга" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и предписанием по указанному делу обязало устранить допущенное нарушение в силу следующего.
Как следует из материалов дела в„– 54-К-03-14, ТСЖ "Центральный" не является собственником жилого помещения и не осуществляло несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета. В акте о безучетном потреблении электрической энергии отсутствует информация об установленном факте несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а лишь зафиксировано безучетное потребление, выразившиеся в безучетном потреблении электрической энергии, путем выхода из строя Т.Т. Ф "В".
ОАО "МРСК Юга", определив объем безучетного потребления электрической энергии (4453 кВт. час), указанный в расчете к акту о безучетном потреблении электрической энергии от 03.12.2013 в„– 095-0036П, с применением расчетного способа, подразумевающего использование показателя погрешности прибора учета, нарушило порядок расчета объема потребления коммунального ресурса, указанный в Жилищном кодексе и Правилах в„– 307, что привело к ущемлению интересов ТСЖ "Центральный" и собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, 9 А.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции).
Между ПАО "МРСК Юга" и ТСЖ "Центральный" не существует каких-либо договорных отношений, которые были затронуты антимонопольным органом.
Антимонопольный орган правильно квалифицировал действия заявителя как нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области.
Таким образом, выданное заявителю предписание соответствует статье 23 Закона о защите конкуренции и входит в полномочия антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 в„– А06-9422/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
О.В.ЛОГИНОВ


------------------------------------------------------------------