Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2016 N Ф06-4656/2015 по делу N А12-35296/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден, размер штрафа снижен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. в„– Ф06-4656/2015

Дело в„– А12-35296/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Ольховикова А.Н., Гатауллиной Л.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2015 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу в„– А12-35296/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз-Импорт", г. Волжский Волгоградской области (ОГРН 1113435004650, ИНН 3435106544) к Астраханской таможне, г. Астрахань (ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414) об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Союз-Импорт" (далее - заявитель, общество, ООО "Союз-Импорт") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни (далее - таможенный орган) от 07.07.2015 в„– 10311000-247/2015 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ООО "Союз-Импорт" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2015 постановление Астраханской таможни от 07.07.2015 в„– 10311000-247/2015 по делу об административном правонарушении признано незаконным в части назначения наказания. Суд назначил ООО "Союз-Импорт" наказание по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2015 оставлено без изменения.
Таможенный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт о признании законным постановления Астраханской таможни от 07.07.2015 в„– 10311000-247/2015 о привлечении ООО "Союз-Импорт" к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной таможенной проверки в отношении ООО "Союз-Импорт", последнему направлено требование от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 о предоставлении документов и сведений.
Обществу предлагалось представить приказ об организации об учетной политике (с приложением учетной политики) на 2014 год, рабочий план счетов; сведения о расчетных и валютных счетах, открытых в банках на территории РФ и за ее пределами (в виде справки организации); внутренние документы, приказы о назначении на должности директора и главного (старшего) бухгалтера; учредительные, регистрационные документы с внесенными дополнениями и изменениями (заверенные копии); ЭТД в„– в„– 10311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805, 10311120/121214/0007207 с пакетами документов, на основании которых произведено таможенное декларирование товаров; контракты со всеми имеющимися приложениями, дополнениями, спецификациями; инвойсы, счета, счета-фактуры, платежные документы, отражающие приобретение и оплату товаров по вышеуказанным ДТ;. бухгалтерские документы, отражающие постановку на учет и выбытие товаров "яблоки свежие", продекларированных по в„– в„– 10311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805, 10311120/121214/0007207, распечатки движения по счетам в виде карточек счетов 19, 41, 42, 44, 51, 52, 60, 62, 68, 90, 91, 99 с субсчетами (подписанные главным бухгалтером, руководителем организации и заверенные печатью организации) по указанной ЭТД; фотографии товаров - "яблоки свежие", продекларированных по ЭТД в„– в„– 10311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805, 10311120/121214/0007207, а также фотографии маркировки, упаковки и транспортировочной тары, в которой перевозились вышеуказанные товары, с нанесенными сведениями об изготовителя товара, стране происхождения товаров, сорте и иные идентификационные сведения, сертификаты на вышеуказанные товары; сертификаты происхождения товаров, продекларированных по ЭТД в„– в„– 10311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805,10311120/121214/0007207 и иные документы, подтверждающие страну происхождения вышеуказанных товаров; экспортные таможенные декларации страны продавца товаров по вышеуказанным ЭТД; договоры на реализацию вышеуказанных товаров на территории таможенного союза, счета-фактуры, платежные документы, накладные; книгу покупок, книгу продаж (с 01.01.2014 по настоящее время); договоры на транспортировку, страхование вышеуказанных товаров, акты выполненных работ, документы, подтверждающие оплату услуг по транспортировке и страхованию; прайс-листы фирм изготовителей (продавцов) товаров период 2013 - 2014 годов; сведения о юридическом (фактическом) адресах, адресах электронной почты, об учредителях и директорах фирм-контрагентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых ввезены на таможенную территорию Таможенного союза товары, продекларированные по ЭТД в„– в„– 110311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805, 10311120/121214/0007207; сведения о складских помещениях, предназначенных для хранения импортируемых товаров.
В требовании от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 указано, что в случае невозможности представления истребуемых документов, необходимо указать причину их непредставления.
Срок предоставления документов по данному требованию был определен в течение 5-ти рабочих дней с момента получения требования, то есть до 03.03.2015.
В соответствии с письмом ООО "Союз-Импорт" от 03.03.2015 исх. в„– 10 в связи с временным отсутствием бухгалтера общества по болезни срок предоставления документов по требованию Астраханской таможни от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 продлен до 17.03.2015.
Ответ на требование Астраханской таможни от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 направлен ООО "Союз-Импорт" в Астраханскую таможню 17.03.2015, что соответствует установленным срокам.
В результате анализа представленных ООО "Союз-Импорт" по требованию Астраханской таможни от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 документов установлено, что документы представлены не в полном объеме, а именно в представленных ООО "Союз-Импорт" документах отсутствовали бухгалтерские документы, отражающие постановку на учет и выбытие товаров "яблоки свежие", продекларированных по в„– в„– 10311120/270814/0005166, 10311120/020914/0005260, 10311120/080914/0005375, 10311120/250914/0005805, 10311120/121214/0007207, распечатки движения по счетам в виде карточек счетов 19, 41, 42, 44, 51, 52, 60, 62, 68, 90, 91, 99 с субсчетами (подписанные главным бухгалтером, руководителем организации и заверенные печатью организации) по указанным ЭТД; а также какие-либо пояснения по поводу непредставления указанных документов.
В связи с отсутствием документов, необходимых для проведения камеральной таможенной проверки, пояснений по поводу непредставления указанных документов, заявлений лица о продлении срока представления документов, в адрес ООО "Союз-Импорт" Астраханской таможней направлено повторное требование от 25.03.2015 в„– 08-16/5283 о предоставлении документов и сведений в течение 5-ти рабочих дней с момента получения данного требования, то есть до 07.04.2015.
Ответ на требование Астраханской таможни от 25.03.2015 в„– 08-16/5283 направлен ООО "Союз-Импорт" в Астраханскую таможню письмом от 07.04.2015 в„– 15, что соответствует установленным срокам. В сопроводительном письме от 07.04.2015 в„– 15 ООО "Союз-Импорт" поясняет, что в связи с тем, что бухгалтер находится на больничном, по требованию Астраханской таможни от 17.02.2015 в„– 08-16/2720 не были представлены распечатки карточек счетов, однако этим же письмом ООО "Союз-Импорт" предоставляет карточки счетов 19, 41, 51, 52, 60, 68, 90.
Таможенный орган полагает, что ООО "Союз-Импорт" не представив в установленный срок до 17.03.2015 в Астраханскую таможню документы и сведения, согласно требованию от 17.02.2015 в„– 08-16/2720, нарушило положения статей 98, 135 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), статьи 166 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ), что является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Союз-Импорт" рассмотрено и 07.07.2015 принято постановление, которым ООО "Союз-Импорт" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая незаконным и отменяя постановление по делу об административном правонарушении в части назначения наказания, исходили из того, что событие административного правонарушения установлено, действия общества образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, вина заявителя в совершении вмененного правонарушения таможенным органом доказана.
Суды признали оспариваемое постановление незаконным в части назначения наказания, размер штрафа по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ снижен до 100 000 руб.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В части 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Судами установлено, что ООО "Союз-Импорт" не представило в установленный срок в Астраханскую таможню документы и сведения, в связи с чем нарушило положения статей 98, 135 ТК ТС, статьи 166 Закона в„– 311-ФЗ.
Как верно указали суды, в рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ООО "Союз-Импорт" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства в области таможенного дела и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена правомерно.
Между тем суды пришли к правильному выводу, что при вынесении постановления административным органом не учтены требования действующего законодательства о назначении административного наказания.
Санкция части 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания для юридических лиц административный штраф от 100 000 руб. до 300 000 руб.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Таможенный орган при назначении наказания пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность и назначил административный штраф в размере 200 000 руб., то есть не в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Поскольку при назначении обществу административного наказания не были учтены требования статьи 4.1, части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела, суды, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление в указанной части является незаконным и снизили размер штрафа до 100 000 руб.
Из кассационной жалобы не представляется возможным установить, в чем именно заключается несогласие таможенного органа с обжалуемыми судебными актами. Податель кассационной жалобы не ссылается на нормы права, нарушенные судами при рассмотрении настоящего дела; не указывает обстоятельств и доводов, которым суды не дали оценку.
Астраханская таможня не обосновала свою позицию по делу в части назначения обществу наказания в размере, превышающим низший предел санкции части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии таможенного органа с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 по делу в„– А12-35296/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
О.В.ЛОГИНОВ

Судьи
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------