Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.03.2016 N Ф06-6670/2016 по делу N А06-1370/2015
Требование: Об обязании возвратить переплату по налогам, пени, штрафам.
Обстоятельства: Налоговый орган оставил без удовлетворения заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм налога.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт переплаты подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. в„– Ф06-6670/2016

Дело в„– А06-1370/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.08.2015 (судья Ковальчук Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Цуцкова М.Г.)
по делу в„– А06-1370/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж-2" (ОГРН 1033000760781, ИНН 3013009013), г. Знаменск Астраханской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Астраханской области (ОГРН 1043006963416, ИНН 3001011346), г. Ахтубинск Астраханской области, об обязании возвратить переплату по налогам, пени, штрафам в сумме 2 090 111 руб. 96 коп.,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Строймонтаж-2" (далее - ООО "Строймонтаж-2", общество, заявитель) с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 4 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России в„– 4 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция) возвратить переплату по налогам, пеням, штрафам в общей сумме 2 090 111 руб. 96 коп.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015, требования заявителя удовлетворены частично. Суд обязал Межрайонную ИФНС России в„– 4 по Астраханской области принять решение о возврате ООО "Строймонтаж-2" излишне уплаченного налога на прибыль в размере 62 304 руб., излишне уплаченных пени по налогу на прибыль в размере 1 073 638 руб. 99 коп., пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1125 руб. 55 коп., излишне уплаченного штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 85 278 руб., штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 767 495 руб. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная ИФНС России в„– 4 по Астраханской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.07.2014 по делу в„– А06-4840/2014 ООО "Строймонтаж-2" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура конкурсного производства.
17.10.2014 конкурсный управляющий ООО "Строймонтаж-2" обратился в Межрайонную ИФНС России в„– 4 по Астраханской области с требованием в„– 17/10-01 о возврате обществу излишне уплаченных налогов, сборов, пени, штрафов в общей сумме 2 190 288 руб. 84 коп., числящейся у заявителя согласно справке от 30.04.2014 в„– 7096 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам
Извещениями от 30.10.2014 в„– 73907, от 07.11.2014 в„– 74028 налоговый орган сообщил обществу о возврате налога на имущество в сумме 8478 руб., 35 руб. соответственно.
30.10.2014 Межрайонной ИФНС России в„– 4 по Астраханской области принято решение в„– 2995 об отказе в осуществлении зачета (возврата), которым обществу отказано в возврате излишне уплаченных ЕСН (ФСС) в сумме 4457 руб., ЕСН (ФФОМС) в сумме 2785 руб., налога на имущество в сумме 20 руб. 79 коп.
ООО "Строймонтаж-2", полагая, что у налогового органа имеется обязанность возвратить излишне уплаченные налоги, сборы, пени, штрафы в общей сумме 2 090 111 руб. 96 коп., обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций при удовлетворении заявленных требований правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.
Порядок зачета, возврата налогоплательщику налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов установлен в статье 78 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 78 Кодекса определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В пункте 7 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм (пункт 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 в„– 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 в„– 173-О, норма статьи 78 Кодекса, согласно которой заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, и не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 в„– 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 в„– 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Кодекса с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 в„– 16551/11, оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно: было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой оспариваемая сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки. При этом способ исполнения такой обязанности - самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 11 Информационного письма от 22.12.2005 в„– 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что статья 78 Кодекса, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.
Исходя из анализа норм статьи 78 Кодекса, предусматривающей исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.
В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункт 5 и пункт 7 статьи 78 Кодекса).
Согласно подпункту 5 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
При этом проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, законодатель не связывает право налогоплательщика на начисление процентов на излишне взысканные суммы налога с фактом его обращения в налоговый орган с заявлением о возврате.
Предусмотренное Кодексом начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что срок возврата излишне уплаченного налога установлен рамками одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России в„– 4 по Астраханской области от 05.09.2013 в„– 07-41/8 ООО "Строймонтаж-2" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в общем размере 1 511 572 руб. Кроме того, указанным решением обществу начислен НДС в размере 4 041 029 руб., налог на прибыль организаций в сумме 4 979 364 руб., начислены пени в общем размере 2 168 086 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - Управление) от 20.11.2013 в„– 249-Н решение инспекции от 05.09.2013 в„– 07-41/8 оставлено без изменения.
22.11.2013 налоговым органом ООО "Строймонтаж-2" выставлено требование в„– 6144 со сроком исполнения до 12.12.2013.
18.12.2013 в связи с неисполнением требования в добровольном порядке инспекцией в соответствии со статьей 46 Кодекса принято решение в„– 6952 о взыскании налога, сбора, пени и штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в кредитных организациях.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2014, по делу в„– А06-98/2014 решение Межрайонной ИФНС России в„– 4 по Астраханской области от 05.09.2013 в„– 07-41/8 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль организации в размере 4 910 596 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления НДС в сумме 198 305 руб. 10 коп., соответствующих сумм пени, признано недействительным решение Управления от 20.11.2013 в„– 249-Н в части оставления в силе решения инспекции в указанной части.
Судами установлено, что после вступления решения налогового органа от 05.09.2013 в„– 07-41/8 в законную силу с расчетного счета ООО "Строймонтаж-2" списаны штраф по налогу на прибыль в сумме 86 653 руб., штраф по налогу на прибыль в размере 779 874 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 1 088 883 руб.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 14.01.2014 по делу в„– А06-98/2014 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной ИФНС России в„– 4 по Астраханской области от 05.09.2013 в„– 07-41/8 в части начисления налога на прибыль организации в размере 4 979 364 руб., НДС в размере 4 041 029 руб., и соответствующих сумм штрафов и пени, начисленных в связи с неуплатой налога на прибыль и НДС, до рассмотрения спора по существу.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 06.11.2014 ранее принятые обеспечительные меры по делу в„– А06-98/2014 отменены в части налога на прибыль организации в размере 68 768 руб., НДС в размере 3 842 723 руб. 90 коп., соответствующих сумм штрафов и пени, начисленных в связи с неуплатой налога на прибыль и НДС.
По результатам рассмотрения дела в„– А06-98/2014 арбитражным судом признано обоснованным начисление ООО "Строймонтаж-2" налога на прибыль в сумме 68 768 руб., в том числе в федеральный бюджет - 6877 руб., в бюджет субъекта Российской Федерации - 61 891 руб., начисление штрафа по налогу на прибыль в сумме 13 754 руб., в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 1375 руб., налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации - 12 379 руб., начисление пени по налогу на прибыль в сумме 16 898 руб., в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 1654 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации - 15 244 руб.
После зачета переплата по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 85 278 руб. по штрафу по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет Российской Федерации, - 767 495 руб., по пени - 1 073 638 руб. 99 коп.
Переплата в сумме 1300 руб. зачтена в счет погашения задолженности по налогу прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 6877 руб., инспекцией в счет погашения задолженности произведен зачет в сумме 126 189 руб.
С момента приостановления действия решения инспекции от 05.09.2013 в„– 07-41/8 данная сумма являлась переплатой.
Судами установлено, что налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 61 891 руб., начисление которого признано обоснованным, зачтен за счет переплаты по налогу на прибыль в сумме 132 276 руб. После данного зачета сумма переплаты составила 62 304 руб.
Наличие у ООО "Строймонтаж-2" переплаты по налогам, пени и штрафам в общей сумме 1 989 841 руб. 54 коп. подтверждено материалами дела и не опровергнуто налоговым органом.
В соответствии со статьями 21, 78 Кодекса указанная переплата подлежит возврату налогоплательщику.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу, что судами обоснованно удовлетворены заявленные ООО "Строймонтаж-2" требования в соответствующей части.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ. Иных доводов в кассационной жалобе не содержится.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2015 по делу в„– А06-1370/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------