Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2016 N Ф06-6500/2016 по делу N А55-6499/2015
Требование: О взыскании недополученной части субсидии.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате противоправного бездействия ответчика, заключающегося в выплате субсидий не в полном объеме, на стороне истца возникли убытки.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку причинно-следственная связь между противоправным бездействием ответчика и понесенными истцом убытками установлена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. в„– Ф06-6500/2016

Дело в„– А55-6499/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Желаева М.З.,
судей Сабирова М.М., Топорова А.В.,
при участии представителя:
истца - Калюжного С.А. (директор, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.03.2016),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2015 (судья Филатов М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Холодная С.Т.)
по делу в„– А55-6499/2015
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бандерлоги" (ОГРН 1136320007471) к мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054) о взыскании недополученной части субсидии,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области, Департамента финансов мэрии городского округа Тольятти, Отдела судебных приставов Центрального района г. Тольятти Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области,

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2015 удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Бандерлоги" (далее - истец, Общество) к муниципальному образованию г.о. Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее - ответчик, Мэрия). Суд взыскал с муниципального образования г.о. Тольятти за счет казны муниципального образования г.о. Тольятти в пользу Общества убытки в размере 49 221 руб. 65 коп.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Мэрия просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для их отмены или изменения.
Спорные правоотношения сторон в рамках настоящего спора связаны с предоставлением из областного бюджета субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения затрат на приобретение основных средств.
Предметом взыскания по данному иску являются убытки, возникшие у истца в результате противоправного бездействия ответчика, заключающегося в выплате субсидий не в полном объеме.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном деле, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца, вина ответчика.
Как следует из материалов дела, постановлением Мэрии от 14.12.2009 в„– 2810-п/1 утверждена долгосрочная целевая программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства городского округа Тольятти на 2010 - 2015 годы", в рамках которой проводилось мероприятие "Предоставление субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств", прекратила свое действие 01.01.2014 на основании постановления Мэрии от 20.09.2013 в„– 2907-п/1.В соответствии с пунктом 1.2. Порядка предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств, утвержденного постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 19.02.2010 в„– 421-и/1 в 2013 году, субсидии предоставлялись за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе формируемого за счет поступающих в городской бюджет средств федерального и областного бюджетов, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели.
Лимиты бюджетных обязательств по предоставлению субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств закрыты, остатки субсидии возвращены в доход областного бюджета. Предоставление субсидии, в соответствии с Порядком предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств осуществляется на основании принятого решения, принимаемого во время проведения конкурса, который окончен в 2013 году.
Субсидии на реализацию Мероприятия в 2013 году предоставлялись за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе формируемого за счет поступающих в городской бюджет средств федерального и областного бюджетов, пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств, утвержденного постановлением Мэрии от 19.02.2010 в„– 421-п/1.
Долевое финансирование Мероприятия обеспечивалось за счет средств местного бюджета в объеме, исходя из максимальной доли средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет на соответствующие цели средств федерального бюджета, от общего объема финансирования Мероприятия в размере 85% согласно подпункту 3.1.1 пункта 3.1 части 3 Соглашений о предоставлении городскому округу Тольятти Самарской области субсидии за счет средств областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств по реализации мероприятий муниципальной программы развитие малого и среднего предпринимательства, за исключением мероприятий по формированию инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубатор) от 09.12.2011 в„– 504/1086-дг/1 и от 19.12.2012 в„– 505.
В соответствии с бюджетным законодательством неиспользованные по состоянию на 01.01.2014 (пункт 5 статьи 242 БК РФ) остатки субсидии на реализацию Мероприятия за счет средств федерального бюджета были возвращены в доход областного бюджета (заявки на возврат от 14.01.2014 в„– 16, в„– 17).
Средства областного бюджета и бюджета городского округа Тольятти, на реализацию Мероприятия в 2013 году исполнены в полном объеме.
Между тем судом правомерно отмечено, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что получение дохода в виде субсидии не является результатом экономической деятельности и не может рассматриваться в качестве дохода, получаемого при осуществлении нормального гражданского оборота, следовательно, и финансовые последствия ее неполучения не являются ущербом в виде упущенной выгоды, обоснованно признаны судом несостоятельными.
Согласно письму Минфина России от 25.08.2014 в„– 03-11-06/2/42279 получение субсидии признается доходом с точки зрения налогообложения.
Суд обоснованно признал, что в конкретном случае неполученная субсидия может являться ущербом в виде убытков, исходя из следующего.
В рассматриваемом случае предоставление субсидии обусловлено возрастом организации не старше года, отсутствием долгов перед бюджетом, приемом на работу людей с зарплатой не ниже прожиточного минимума, т.е. экономическими критериями.
В силу статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий, которые предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Соблюдение законодательно установленного порядка при обращении с заявлением истца о предоставлении субсидии, с приложением необходимых документов, подтверждающих приобретение и создание основных средств, установлено судом и подтверждается материалами дела.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела в„– А55-1304/2014 установлено, что общество, представив соответствующие документы, имело полное право на получение субсидий в заявленном размере 300 000 руб., основания для уменьшения размера к выдаче субсидии до 250 160 руб. 95 коп. у Мэрии отсутствовали, и применительно к положениям части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию.
Учитывая изложенное, суд правомерно указал, что ответчик необоснованно не выплатил истцу заявленную субсидию в размере 49 221 руб. 65 коп., которая в данном случае является для истца убытком, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении Мэрии, не произведено мер по взысканию неполученной субсидии.
Материалами дела подтверждается, что истцу причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с непредоставлением субсидий в полном объеме; противоправность действий ответчика выражена в несоблюдении им предусмотренного порядка предоставления субсидий; вина Мэрии заключается в бездействии по непредставлению истцу субсидии в спорной сумме; причинно-следственная связь между действиями ответчика и понесенными убытками установлена в том, что при указанных обстоятельствах субсидия должна была выплачена в спорной сумме.
При таких обстоятельствах требования по иску, заявленные в соответствии со статьями 11, 12, 15, 1069 ГК РФ судом удовлетворены правомерно в сумме фактически причиненных и доказанных истцом убытков.
Требование Общества в отношении муниципального образования г.о. Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти заявлено правомерно и обоснованно удовлетворено судом.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Поволжского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку правильность выводов судов о применении нормы права не опровергают.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.10.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А55-6499/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
М.З.ЖЕЛАЕВА

Судьи
М.М.САБИРОВ
А.В.ТОПОРОВ


------------------------------------------------------------------