Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.03.2016 N Ф06-6710/2016 по делу N А55-11962/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении государственной услуги, об обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство обществом не было приложено свидетельство об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что обществом были предприняты меры по передаче указанного свидетельства органу местного самоуправления; оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. в„– Ф06-6710/2016

Дело в„– А55-11962/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Савкиной М.А.,
при участии представителей:
истца - Боряна Г.М. и Воронина Д.А., по доверенности от 27.05.2015 в„– 7,
ответчика - Безруковой И.В., по доверенности от 13.01.2016 в„– 73/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи: Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-11962/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "УСА" (ОГРН 1026303953631, ИНН 6382042642) к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "УСА" (далее - ООО "Судоходная компания "УСА", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом в соответствии со статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменений заявленных требований, о признании незаконным отказа мэрии городского округа Тольятти (далее - Мэрия) в предоставлении государственной услуги: выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: офисного здания для диспетчерской службы с инженерно-техническим обеспечением по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее здания, имеющего адрес: ул. Коммунистическая, дом 4, и обязании Мэрии в десятидневный срок выдать ООО "Судоходная компания "УСА" разрешение на строительство объекта капитального строительства: офисного здания для диспетчерской службы с инженерно-техническим обеспечением по вышеуказанному адресу, на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0201058:533.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.09.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 решение суда первой инстанции от 11.09.2015 отменено. Принят новый судебный акт. Заявление общества удовлетворено. Суд обязал Мэрию рассмотреть заявление ООО "Судоходная компания "УСА" о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: офисного здания для диспетчерской службы с инженерно-техническим обеспечением по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее здания, имеющего адрес: ул. Коммунистическая, дом 4, на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0201058:533, используемом на праве аренды (договор аренды земельного участка в„– 2373 от 14.04.2011, зарегистрированный в ЕГРП 18.10.2011) сроком на 26 месяцев, поданное 02.04.2015, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Мэрия обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Судоходная компания "УСА" 02.04.2015 обратилось в Мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: офисного здания для диспетчерской службы с инженерно-техническим обеспечением по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, юго-западнее здания, имеющего адрес: ул. Коммунистическая, дом 4, на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0201058:533.
Уведомлением от 26.05.2015 в„– 4330/1 Мэрия отказала обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что к заявлению не приложено свидетельство об аккредитации ООО "Центр экспертиз проектов строительства", выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в„– 2-1-1-0008-15, предусмотренного пунктом 7 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается также копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения в Мэрию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства обществом не было приложено свидетельство об аккредитации ООО "Центр экспертиз проектов строительства".
По запросу суда апелляционной инстанции представитель Мэрии представил подлинники документов: положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации от 30.01.2015 в„– 2-1-1-0008-15; государственной экспертизы результат инженерных изысканий от 15.10.2014 в„– 13-10100330. При этом копия свидетельства об аккредитации отсутствовала. В приложениях к заявлению свидетельство об аккредитации также не указано.
Таким образом, довод общества о представлении копии свидетельства об аккредитации вместе с заявлением не нашел подтверждения.
Общество указало, что копия свидетельства об аккредитации была передана 27.04.2015 секретарю отдела градостроительного регулирования застройки Управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности Гавриловой Т.В.
Суд первой инстанции указанный довод заявителя не принял во внимание, в связи с тем, что секретарь Гаврилова Т.В., являясь секретарем-делопроизводителем Управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности, не наделена полномочиями по приему и регистрации входящих документов, а также передаче входящих документов специалистам на исполнение.
При этом судом не учтены следующие обстоятельства.
Регламент, делопроизводства и документооборота в Мэрии, определяет порядок работы с документами, в том числе создания и оформления документов, их исполнение, контроль сроков исполнения, учет и хранение документов, а также устанавливает общие требования к функционированию служб ДОУ, документообороту в Мэрии.
Пунктом 2 распоряжения Мэрии 02.08.2012 в„– 8682-р/1, которым был утвержден регламент делопроизводства и документооборота в мэрии г.о.Тольятти, обязанность по соблюдению положений регламента возложена на органы (структурные подразделения) Мэрии.
Таким образом, данный регламент является внутренним документом Мэрии, соответственно он не распространяет своего действия на неопределенный круг лиц, официально опубликован не был, признаками нормативного правового акта не обладает. В этой связи к рассматриваемым отношениям данный акт применению не подлежал.
Приказом Министерства строительства Самарской области от 20.04.2015 в„– 224-п утвержден Административный регламент министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется: уполномоченными органами - в части предоставления государственной услуги, формирования и ведения базы данных по выданным (измененным, продленным) разрешениям на строительство - регистр разрешений на строительство, а также предоставления министерству информации о заявителях и принятых в отношении них решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги; МФЦ - в части приема документов, необходимых для предоставления государственной услуги, доставки документов в уполномоченные органы; Министерством - в части аккумулирования информации о заявителях и принятых в отношении них решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги, а также осуществления контроля за предоставлением государственной услуги уполномоченными органами.
Согласно приложению к Административному регламенту Мэрия является уполномоченным органом.
В пункте 2.3 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги являются: оформление разрешения на строительство; отказ в выдаче разрешения на строительство; продление срока действия разрешения на строительство; отказ в продлении срока действия разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство; отказ во внесении изменений в разрешение на строительство.
В силу пункта 2.6 Административного регламента для получения государственной услуги в части выдачи разрешения на строительство заявитель самостоятельно представляет в уполномоченный орган, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, Портала государственных и муниципальных услуг Самарской области, или в МФЦ, по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществление строительства или реконструкции объекта капитального строительства, следующие документы: заявление о выдаче разрешения на строительство (далее - заявление) по форме согласно приложению в„– 3 к Административному регламенту; правоустанавливающие документы на земельный участок, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение, если указанные правоустанавливающие документы на земельный участок (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 8 настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома; в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Пунктом 2.13 Административного регламента определены основания для отказа в предоставлении государственной услуги в части выдачи разрешения на строительство: обращение заявителя за государственной услугой, предоставление которой не осуществляется уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Административного регламента; представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Административного регламента; несоответствие представленных заявителем документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; отсутствие утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории либо необразование земельных участков в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории в случаях, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории и на данном земельном участке в соответствии с запрашиваемым разрешением на строительство предполагается строительство многоквартирного дома.
В данном случае, в качестве основания для отказа в предоставлении и выдаче разрешения на строительство Мэрия указала неполный комплект документов.
В соответствии с Административным регламентом, в случае отказа заявителя от доработки документов должностное лицо, ответственное за прием запроса и документов, принимает документы, обращая внимание заявителя, что указанные недостатки будут препятствовать предоставлению государственной услуги.
При желании заявителя устранить препятствия, прервав подачу документов, должностное лицо, ответственное за прием запроса и документов, возвращает документы заявителю. В этом случае факт обращения заявителя в уполномоченный орган не учитывается в информации, предусмотренной пунктом 4.6 Административного регламента.
Сотрудником мэрии, принявшим документы от заявителя, требования пункта 3.5 Административного регламента не были выполнены.
Из пояснений общества следует, что после устного уведомления начальником отдела градостроительного регулирования застройки управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности Мэрии, общество 27.04.2015 предоставило уполномоченному подразделению мэрии копию свидетельства об аккредитации ООО "Центр экспертиз проектов строительства".В силу пункта 2 статьи 26 Устава городского округа Тольятти в структуру Мэрии входят мэр, первый заместитель мэра, заместители мэра, руководитель аппарата мэрии, отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии.Исходя из пункта 4.1 данного Положения, в структуру департамента входят следующие подразделения: управление архитектуры и градостроительства: сектор предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством; бюро информационного обеспечения градостроительной деятельности; архитектурно-планировочный сектор по территории Автозаводского района; архитектурно-планировочный сектор по территории Центрального района; архитектурно-планировочный сектор по территории Комсомольского района; сектор дизайна городской среды; сектор опорного плана; сектор инженерно-транспортной инфраструктуры; отдел комплексного развития территории; отдел градостроительного регулирования застройки.
В соответствии с пунктом 3.3.6 Положения о департаменте градостроительной деятельности Мэрии данный департамент осуществляет в установленном законом порядке выдачу разрешений на строительство.
Таким образом, общество обоснованно обратилось в отдел градостроительного регулирования застройки управления архитектуры и градостроительства, входящего в структуру департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти, являющегося, в свою очередь, структурным подразделением Мэрии и обладающего полномочиями по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на строительство.
Между тем, секретарь-делопроизводитель управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительной деятельности, в случае отсутствия полномочий по приему документов, был обязан отказать в приеме представленного документа с разъяснением порядка подачи подобных документов, что сделано не было.
Следовательно, отказ Мэрии в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствуют ему в осуществлении предпринимательской деятельности, связанной со строительством объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, выводы суд апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А55-11962/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
М.А.САВКИНА


------------------------------------------------------------------