Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2016 N Ф06-6771/2016 по делу N А65-11365/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган отказал в возмещении НДС, сославшись на обязанность налогоплательщика восстановить суммы НДС в связи с получением в спорный период субсидий из федерального бюджета.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что субсидия была предоставлена налогоплательщику без учета налога, оплата налога за счет субсидий из федерального бюджета налогоплательщиком не производилась, основания для восстановления НДС отсутствуют.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Татарстан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. в„– Ф06-6771/2016

Дело в„– А65-11365/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Туктарова А.Г., директор, Галеевой С.Н., доверенность от 20.04.2015 в„– 023,
ответчика - Ахтямовой А.М., доверенность от 17.12.2015 в„– 2.4-0-23/025482,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2015 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Юдкин А.А., Холодная С.Т.)
по делу в„– А65-11365/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АТОН-ИМПУЛЬС" (ОГРН 1111650028148, ИНН 1650235499), г. Набережные Челны, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, третье лицо: Министерство экономики Республики Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене решения от 10.12.2014 в„– 1663 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения от 10.12.2014 в„– 104 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан налога на добавленную стоимость в размере 369 512 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АТОН-ИМПУЛЬС" (далее - ООО "АТОН-ИМПУЛЬС", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны (далее - ИФНС России по г. Набережные Челны, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными решений от 10.12.2014 в„– 1663 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в„– 104 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, и взыскании с инспекции НДС в размере 369 512 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015, заявление удовлетворено частично, оспариваемые решения инспекции признаны незаконными, суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов общества. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИФНС России по г. Набережные Челны обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 23.01.2014 ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" представило в ИФНС России по г. Набережные Челны уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2013 года, согласно которой сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета, составила 369 512 руб.
В период с 23.01.2014 по 23.04.2014 инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС за указанный период, по результатам которой был составлен акт проверки от 12.05.2014 в„– 751.
10.12.2014 на основании акта проверки инспекцией было принято решение в„– 1663 о привлечении ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 78 640 руб. Данным решением обществу был доначислен НДС за 4 квартал 2013 года в сумме 393 200 руб., уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, в размере 369 512 руб., а также начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога по состоянию на 10.12.2014 в сумме 18 637 руб. 31 коп. Налоговым органом также вынесено решение в„– 104 об отказе ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" в возмещении НДС за 4 квартал 2013 года в сумме 369 512 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 17.02.2015 в„– 2.14-0-18/003863@ апелляционная жалоба налогоплательщика на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды предыдущих инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае у общества не имелось оснований для восстановления сумм НДС по субсидиям, полученным из федерального бюджета, при этом суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно банковской выписке ОАО "АК БАРС" Банк поступление субсидии из федерального бюджета на расчетный счет организации в 4 квартале 2013 года составило 5 000 000 руб. Из полученного ответа Министерства экономики Республики Татарстан об источнике предоставления денежных средств (уровне бюджета) в виде субсидии по договору от 04.09.2013 в„– 7/ИНН следует, что обществу предоставлена субсидия из федерального бюджета на оплату реализации бизнес-проекта "Организация серийного производства вездеходных транспортных средств семейства ВИКИНГ", нацеленного на разработку и серийное производство ВТС семейства "ВИКИНГ" первого поколения, предназначенных для эксплуатации в условиях полного бездорожья и преодолении водных препятствий в любых природных и климатических условиях.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 в„– 1174 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" и принятых в его исполнение Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказов от 18.01.2011 в„– 19 и от 26.12.2011 в„– 488 субсидии предоставляются по следующим направлениям: поддержка элитного семеноводства; компенсация затрат на приобретение средств химической защиты растений; компенсация затрат на приобретение техники и технического оборудования.
В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой Кодекса, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление НДС производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина России от 19.01.2012 в„– 03-07-11/15).
Из анализа вышеназванной нормы следует, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению налогоплательщиком только в случае получения последним в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ATOH-ИМПУЛЬС" осуществляет реализацию проекта "Организация серийного производства вездеходных транспортных средств семейства ВИКИНГ" совместно с закрытым паевым инвестиционным фондом особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высокие технологии)" под управлением ООО УК "АК БАРС КАПИТАЛ" и ООО "Фонд посевных инвестиций" Российской венчурной компании.
Основным видом деятельности общества в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Согласно договору от 04.09.2013 в„– 7/ИНН о предоставлении субсидии субъекту малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технической модернизации производства на территории Республики Татарстан Министерством экономики РТ ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" была предоставлена субсидия в сумме 5 000 000 руб. на оплату реализации бизнес-проекта "Организация серийного производства вездеходных транспортных средств (ВТС) семейства "ВИКИНГ", нацеленного на разработку и серийное производство вездеходных транспортных средств (ВТС) семейства "ВИКИНГ" нового поколения, предназначенных для эксплуатации в условиях полного бездорожья и преодоление водных препятствий в любых природных и климатических условиях". Названный проект находится в стадии реализации и в настоящий период (2014 - 2015 годах).
22.10.2013 Министерство экономики Республики Татарстан платежным поручением в„– 763 перечислило обществу денежные средства в сумме 5 000 000 руб. с назначением платежа: субсидия на внедрение инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) и их технической модернизации, без НДС, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.02.2009, Соглашению от 27.08.2013 в„– 068-МБ-13.
В соответствии пунктом 2 раздела I Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 в„– 178) "Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в данном субъекте Российской Федерации, направленных на обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение занятости населения, увеличение производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг).
В результате анализа содержания указанных договора и платежного поручения суды пришли к выводу, что указанная субсидия была предоставлена обществу из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства и их технической модернизации, а не на возмещение затрат общества, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе с оплатой НДС.
В этой связи полученная ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" субсидия, предназначалась не для целей, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса).
В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 03.02.2012 в„– 03-03-05/7 в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса. При оплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет собственных средств налогоплательщика оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.
Согласно письму Министерства экономики Республики Татарстан от 27.04.2015 в„– 01-61/2407 указанная субсидия предоставлена ООО "АТОН-ИМПУЛЬС" без НДС, договор о предоставлении субсидии не содержит условий, разрешающих расходование средств субсидии субъектом малого и среднего предпринимательства на иные цели, в том числе на уплату налогов.
Таким образом, что поскольку субсидии предоставлены обществу без учета налога, суды верно указали, что по смыслу и содержанию подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса ранее принятая к вычету сумма НДС в рассматриваемом случае восстановлению не подлежит, а повторного возмещения НДС из бюджета не происходит.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов. Статьей 286 АПК РФ пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами предшествующих инстанций норм материального и процессуального права.
Нормы материального права судами предыдущих инстанций применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 по делу в„– А65-11365/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН


------------------------------------------------------------------