Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2016 N Ф06-6406/2016 по делу N А06-3630/2015
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в установленный срок.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку решение о приостановлении государственной регистрации не содержало указаний регистрирующего органа на необходимость представления каких-либо дополнительных документов для государственной регистрации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Астраханской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. в„– Ф06-6406/2016

Дело в„– А06-3630/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
заявителя - Соколовой А.В. (доверенность от 01.04.2015),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2015 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А06-3630/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3006006420 ОГРН 1023001538460) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, г. Астрахань (ИНН 3015067349 ОГРН 1043000718200) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 в„– 30-30-01/010/2014-910; об обязании произвести государственную регистрацию прав на объект "Теплоснабжение", назначение - нежилое, протяженностью 70 м,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 13.02.2015 в„– 30-30-01/010/2014-910; об обязании Управления Росреестра по Астраханской области произвести государственную регистрацию прав на объект "Теплоснабжение", назначение - нежилое, протяженностью 70 м.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015, признан незаконным отказ Управления Росреестра по Астраханской области в государственной регистрации права собственности, выраженный в письме от 13.02.2015 в„– 30-30-01/010/2014-910.
На Управление Росреестра по Астраханской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Газпром добыча Астрахань" на объект "Теплоснабжение", протяженностью 70 м.
С Управления Росреестра по Астраханской области в пользу ООО "Газпром добыча Астрахань" взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Астраханской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании 22.03.2016 объявлен перерыв до 13 часов 35 минут 29.03.2016, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 10.12.2012 в„– 30-АА 826476 ООО "Газпром добыча Астрахань" принадлежит земельный участок, кадастровый номер 30:12:020292:435, категория земель: земли населенных пунктов - офисы, конторы различных организаций, компаний, площадь 999 кв. м, по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6 (т. 1, л.д. 20).
Кроме того, из свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2014 в„– 30-АБ 024125 следует, что общество также является собственником объекта недвижимого имущества - здания, назначение: нежилое здание, общая площадь 1512 кв. м, этажность 3, адрес: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6, кадастровый (условный) номер: 30:12:020307:317 (т. 1, л.д. 21).
ООО "Газпром добыча Астрахань" обратилось 17.11.2014 в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на вспомогательный по отношении к вышеуказанному зданию объект недвижимого имущества "Теплоснабжение", протяженностью 70 м (т. 2, л.д. 124).
Общество представило в регистрирующий орган следующие документы: кадастровый паспорт от 19.08.2014 на объект "Теплоснабжение"; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2013; акт приемки законченного реконструкцией объекта приемочной комиссии от 19.12.2013 в„– 528; разрешение на строительство от 28.06.2012; доверенность от 16.09.2014; разрешение на производство работ от 03.12.2012; письмо от 09.06.2012 в„– 5266; письмо от 16.04.2012 в„– 1525/192; разрешение на производство работ от 16.11.2011 в„– 721 (т. 1, л.д. 46).
Регистрирующий орган 10.12.2014 уведомил о приостановлении государственной регистрации на указанный объект, на том основании, что заявителем не была уплачена госпошлина в размере 15 000 рублей, не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности, а также объект не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Обществу было предложено устранить обстоятельства, послужившие основаниями для приостановления государственной регистрации, в срок до 30.12.2014 (т. 1, л.д. 51).
Уведомлением регистрирующего органа от 30.12.2014 государственная регистрация также была приостановлена на основании заявления представителя общества (т. 2, л.д. 105 - 106, 126).
ООО "Газпром добыча Астрахань" 15.01.2015 и 29.01.2015 представлены в регистрирующий орган: декларация об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015; заявление о возобновлении государственной регистрации; платежное поручение от 01.12.2014 (т. 2, л.д. 97, 98, 99, 101, 104).
Управление приняло решение в виде сообщения об отказе в государственной регистрации от 13.02.2015 в„– 30-30-01/010/2014-910, которым отказало ООО "Газпром добыча Астрахань" в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Данный отказ послужил основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) подлежат регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.
Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 указанного Закона.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьями 9 и 13 Закона о регистрации, осуществляет правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверку юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
Статья 20 Закона о регистрации содержит основания для отказа в совершении регистрационных действий.
Абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Положения пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации о том, что право регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В силу пунктов 1, 2 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном данным Федеральным законом порядке.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в том числе статей 23, 78, 89, ЗК РФ, предусмотрено, что нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
При этом после ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Как установлено, в материалы дела представлен кадастровый паспорт на сооружение Теплоснабжение протяженностью 70,0 м.
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обстоятельства дела, представленные доказательства, руководствуясь статьей 135 ГК РФ, пп. 1, 3 статьи 25.3, абзацами 4, 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, подпунктом 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что сооружение Теплоснабжение имеет вспомогательное назначение по отношению к зданию нежилому, расположенному по адресу Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. Савушкина, д. 6.
ООО "Лукойл - Теплотранспортная компания Филиала в городе Астрахань" были выданы технические условия на присоединение к тепловой сети Ду 250 мм по ул. Савушкина, д. 4 в существующей тепловой камере со сбросной арматурой. Теплотрасса протяженностью 70 м ведет к административному зданию, проложена подземным способом в непроходном канале из сборных железобетонных элементов по серии 3.006.1-8 и в стальных футлярах. Трубопровод тепловой сети запроектирован из стальной электросварной трубы Д = 76 * 3,5 мм по ГОСТ 10704-91. Для строительства этого сооружения соответствующее разрешение не требовалось. Далее судом принято во внимание представленные на государственную регистрацию декларацию об объекте недвижимого имущества от 15.01.2015, в том числе кадастровый паспорт от 19.08.2014, акт приемки законченного строительством объекта от 19.12.2013 в„– 528, разрешение на строительство здания от 28.06.2012 в„– RU 30301000-100, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию здания от 25.12.2013 в„– RU 30301000-67, доверенность от 16.09.2014 в„– 16092014, разрешение на производство работ от 03.12.2012 в„– 1059, письмо от 09.06.2012 в„– 5266, письмо от 16.04.2012 в„– 1525/192, разрешение на производство работ от 16.11.2011 в„– 721, платежное поручение от 01.12.2014 в„– 250047 подтверждающие, что спорное сооружение является самостоятельным объектом, имеющее вспомогательное использование.
Следовательно, право собственности на объекты вспомогательного назначения регистрируется в упрощенном порядке на основании декларации, подтверждающей создание таких объектов и содержащей их техническое описание, без представления в регистрирующий орган разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию.
Суды приняли во внимание положения статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ЗК РФ, а также то, что инженерные коммуникации могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра по Астраханской области не имело право требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельный участок, по которому проходят инженерные коммуникации.
При этом, согласно разрешению от 16.11.2011 в„– 721, выданному начальником Управления благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани, было разрешено производство работ, связанных со вскрытием асфальтобетонного покрытия в целях прокладки теплосети в лотках от ул. Савушкина, 4 до ул. Савушкина, 6 корп. 2, т.е. около вышеуказанного нежилого здания общества, принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по адресу: ул. Савушкина, 6.
Наличие государственной регистрации на здание не исключает возможности регистрации объектов вспомогательного использования.
Кроме того, судом указано, что спорные сооружения входили в состав проектной документации объекта недвижимости "здание нежилое" и не свидетельствует о том, что данные инженерные сети являются частью здания, так как из имеющихся в материалах дела документов следует, что спорные сооружения расположены за границами здания и обеспечивают его нормальное функционирование.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об удовлетворении заявленных требований о признания незаконным отказа Управления Росреестра по Астраханской области в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Суд обоснованно отклонил довод Управления Росреестра по Астраханской области о том, что в декларации об объекте недвижимого имущества не указан точный адрес спорного сооружения и номер земельного участка, что является нарушением приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 в„– 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества".
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 27 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань" к вопросам местного значения города Астрахани относятся: присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе Астрахани, установление нумерации домов.
Постановлением администрации города Астрахани от 02.04.2015 в„– 1817 "Об утверждении Положения о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам адресации, расположенным на территории муниципального образования "Город Астрахань" утверждено новое Положение о порядке присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам адресации, расположенным на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Полномочия на выполнение функций по присвоению, изменению и аннулированию адресов объектам адресации, а также по размещению, изменению, аннулированию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра делегированы управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации города Астрахани.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном названным Законом порядке.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В представленной обществом в Управление Росреестра по Астраханской области декларации об объекте спорного недвижимого имущества в качестве адреса (местоположения) объекта указан: Астраханская область, Ленинский район, город Астрахань. Такой же адрес объекта содержится и в кадастровом паспорте данного объекта.
Декларация, поданная обществом при заявлении к государственной регистрации права собственности на объект, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 в„– 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости, о чем имеется соответствующее указание в представленной Декларации.
Довод Управления Росреестра по Астраханской области о не заполнении отдельных сведений в указанной Декларации обоснованно не принят судом, так как сведения, которые следуют из других документов, представленных на государственную регистрацию, не могут являться законным поводом для отказа в государственной регистрации права по формальным основаниям, поскольку в силу пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации в компетенции Управления разъяснить заявителю о заполнения декларации.
Довод Управления Росреестра по Астраханской области о том, что в нарушение требований статьи 185 ГК РФ в представленной на государственную регистрацию доверенности от 16.09.2014 в„– 3д-2034 отсутствовали полномочия на подписание от имени общества правоустанавливающего документа - Декларации, получил надлежащую оценку в судебном акте как несостоятельный.
В доверенности представителя ООО "Газпром добыча Астрахань" от 16.09.2014, который обращался в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права, содержатся полномочия по представлению интересов общества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней на территории Астраханской области и других субъектов Российской Федерации.
Данное положение доверенности соответствует статье 185 ГК РФ, и включает в себя право подписания документов от имени общества, связанных с государственной регистрацией прав, в том числе, и право подписания вышеуказанной Декларации.
Кроме того судом правомерно указано на обязанность государственного регистратора по принятию мер по получению, в том числе от заявителя, документов, необходимых для государственной регистрации прав.
В настоящем случае, как указывалось выше, государственный регистратор, приостановив государственную регистрацию, предложил обществу оплатить госпошлину в размере 15 000 руб. и представить правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности.
Указаний на необходимость представления каких-либо иных документов, требуемых для государственной регистрации, решение о приостановлении не содержит.
Доводы кассационной жалобы по существу не содержат в себе оснований к отмене обжалуемых судебных актов, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается. Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованных судебных актов, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 31.08.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 по делу в„– А06-3630/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН


------------------------------------------------------------------