Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2016 N Ф06-7158/2016 по делу N А57-20753/2015
Требование: О признании незаконными действий органа муниципального жилищного контроля по проведению проверки многоквартирного жилого дома, о признании недействительным предписания органа муниципального жилищного контроля.
Обстоятельства: Ассоциация ТСЖ ссылалась на то, что у органа муниципального жилищного контроля отсутствовали полномочия по проведению проверки обязательных требований к содержанию указанного многоквартирного дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на момент проведения проверки ассоциация ТСЖ обладала статусом управляющей компании в отношении спорного многоквартирного жилого дома, доводы ассоциации отклонены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Саратовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. в„– Ф06-7158/2016

Дело в„– А57-20753/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Шельпяковой А.В., доверенность от 18.12.2015,
комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" - Якушевой Е.Н., доверенность от 11.01.2016 в„– 02-62-02/1,
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 (судья Лескина Т.А) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу в„– А57-20753/2015
по заявлению ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456) о признании незаконными действий по проведению проверки, заинтересованные лица: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450049166, ОГРН 1026402204950), товарищество собственников жилья "Техстекло" (ИНН 6453076922, ОГРН 1046405307850),

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилась ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - заявитель, Ассоциация) с заявлением о признании незаконными действий комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" по проведению проверки многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. 1-я Прокатная в г. Саратове на основании распоряжения от 27.08.2015 в„– 372-р; о признании предписания Комитета от 28.08.2015 в„– 138 недействительным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет), товарищество собственников жилья "Техстекло" (далее - ТСЖ "Техстекло").
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.08.2015 Комитетом в отношении Ассоциации проведена внеплановая проверка обязательных требований содержания дома в„– 11 по ул. Прокатная в г. Саратове.
Актом проверки от 28.08.2015 в„– 308 Комитетом вынесено предписание от 28.08.2015 в„– 138 об устранении нарушений обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда дома в„– 11 по ул. 1-я Прокатная в г. Саратове.
Предписанием от 28.08.2015 в„– 138 Комитет обязал Ассоциацию произвести текущий ремонт штукатурного и окрасочного слоев стен 1-го подъезда дома в местах разрушения; выполнить мероприятия по восстановлению остекления окон 1-го подъезда.
Не согласившись с действиями и предписанием Комитета, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что у Комитета имелись полномочия по проведению проверки в отношении Ассоциации, обстоятельств для признания предписания незаконным не установлено.
Суд кассационной инстанции признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.В соответствии с Законом Саратовской области от 25.09.2015 в„– 145-ЗСО "О муниципальном жилищном контроле" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских поселений области в целях организации муниципального жилищного контроля должны определить уполномоченные органы муниципального жилищного контроля муниципальных районов, городских округов, городских поселений области соответственно, а также утвердить перечень должностных лиц органов муниципального контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2013 в„– 22-266 уполномоченным органом муниципального жилищного контроля в муниципальном образовании "Город Саратов" определен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.05.2013 в„– 847 утвержден перечень должностных лиц, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, уполномоченными осуществлять муниципальный жилищный контроль.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 в„– 145-ЗСО "О муниципальном Жилищном контроле" органы муниципального контроля осуществляют муниципальный жилищный контроль, в том числе, путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 1 статьи 3 Закона Саратовской области от 25.09.2015 в„– 145-ЗСО "О муниципальном Жилищном контроле" к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых, внеплановых проверок, установленных частями 4.1, 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
С учетом изложенного, суды обоснованно приняли во внимание, что должностные лица Комитета имеют право проводить проверки в отношении соблюдения юридическими лицами, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами с наличием муниципального жилого фонда, обязательных требований, за исключением товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Далее, в соответствии с пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При этом выбор способа управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании пункта 2 статьи 44 ЖК РФ
Судебными инстанциями из материалов настоящего дела установлено, что многоквартирный дом в„– 11 по ул. 1-я Прокатная г. Саратова входит в состав ТСЖ "Техстекло.
В порядке пункта 1 части 1 статьи 137 ЖК РФ, пунктов 4, 6 статьи 148 ЖК РФ, статьи 162 ЖК РФ ТСЖ "Техстекло" в лице председателя правления товарищества для управления и обеспечения эксплуатации общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, на основании договора от 10.01.2006 (пролонгированного до 31.12.2015) передало данное имущество Ассоциации.
Судебными инстанциями дана правильная правовая оценка квалификации договора от 10.01.2006.
Суды, установив, что по своему содержанию договор от 10.01.2006, заключенный между ТСЖ "Техстекло" и Ассоциацией, является договором на оказание услуг по управлению многоквартирным домом и включает в себя обслуживание, содержание, ремонт (текущий и капитальный) общего имущества в многоквартирном доме, пришли к правомерному выводу о том, что к данным правоотношениям применимы положения как ЖК РФ, так и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом судами установлено, что в соответствии с нормами жилищного законодательства, Ассоциация не является товариществом собственников жилья по отношению к многоквартирному дому в„– 11.
Согласно пункту 1.3 статьи 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 20 настоящего Кодекса случая.
В реестр лицензий предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами внесены сведения получении Ассоциацией Ленинского района г. Саратова лицензии от 30.04.2015 в„– 064-000149, с указанием перечня домов, в который входит дом в„– 11.
С учетом указанных обстоятельств дела судебными инстанциями сделан обоснованный вывод, что Ассоциация не является товариществом собственников жилья по отношению к спорному многоквартирному дому и на момент проверки на основании договора от 10.01.2006 осуществляло деятельность по управлению названным домом. Следовательно, Комитет правомерно провел проверку Ассоциации с целью контроля исполнения ранее выданного им предписания от 20.07.2015 в„– 103 (распоряжение в„– 372-р от 27.08.2015).
Кроме того, постановлением от 14.10.2015 мирового судьи судебного участка по делу в„– 5-703/2015 Ассоциация привлечена к административной ответственности, предусмотренной часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания Комитета от 20.07.2015 в„– 103.
Комитетом на момент проверки выявлено нарушение обязательных требований, а именно не исполнение предписания от 20.07.2015 в„– 103 в части не выполнения текущего ремонт разрушения штукатурного и окрасочного слоев стен 1-го подъезда, а также мероприятий по восстановлению остекления окон 1-го подъезда, результаты которой оформлены актом проверки от 28.08.2015 в„– 308
По существу указанных обстоятельств заявителем возражений не представлено.
Исходя из вышеизложенного судебные инстанции установив, что действия Комитета по проведению проверки многоквартирного жилого дома в„– 11 по ул. 1-я Прокатная в г. Саратове на основании распоряжения от 27.08.2015 в„– 372-р являются законными, предписание Комитета по от 28.08.2015 в„– 138 правомерным и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований в удовлетворении заявления Ассоциации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций, направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Обжалуемые судебные акты соответствует нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.12.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по делу в„– А57-20753/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
М.А.САВКИНА
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------