Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2016 N Ф06-7470/2016 по делу N А12-27382/2015
Требование: О признании недействительным представления органа финансово-бюджетного надзора.
Обстоятельства: По результатам плановой выездной проверки органом финансово-бюджетного надзора было выявлено неправомерное расходование средств федерального бюджета при предоставлении отдельным гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждением правомерно при определении размера льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг оплачивалась льгота спорным категориям граждан за счет средств субвенций с учетом федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. в„– Ф06-7470/2016

Дело в„– А12-27382/2015

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2015 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Веряскина С.Г., Каплин С.Ю.)
по делу в„– А12-27382/2015
по заявлению Государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" (ИНН 3444182157, ОГРН 1103444007347) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании недействительным представления с участием в деле заинтересованного лица: Комитета социальной защиты населения Волгоградской области,

установил:

Государственное казенное учреждение "Центр социальной защиты населения по Центральному району Волгограда" (далее - Центр социальной защиты, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - ТУ Росфиннадзора) от 01.06.2015 в„– 07-42153/07-14-07/1906.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росфиннадзора обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 в„– 861 за 2014 год, ТУ Росфиннадзора выявлено неправомерное расходование средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на сумму 48 165,84 рублей при предоставлении 27 гражданам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией льготных категорий граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 в„– 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закона РФ в„– 1244-1).
В акте выездной проверки указано, что расчет мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг данной категории граждан должен осуществляться не с учетом площади жилого помещения, исходя из федерального стандарта 18 кв. метров на 1 гражданина, а с учетом фактически занимаемой гражданином (льготником) площади жилья (т.е. на долю льготника в жилом помещении), в связи с чем в 2014 году Центром социальной защиты не обеспечена результативность использования бюджетных ассигнований (оплата сверх стоимости фактически оказанных коммунальных услуг, приходящихся на льготника).
На основании указанной проверки Центру социальной защиты выдано представление от в„– 07-42153/07-14-07/1906 от 01.06.2015.
Согласно пункту 2 указанного представления Центр социальной защиты должен принять меры по предоставлению ежемесячных денежных выплат на оплату коммунальных услуг (в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ в„– 1244-1, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Не согласившись с указанным представлением, Центр социальной защиты обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно акту проверки личные дела граждан, относящихся к федеральным льготникам в соответствии с Законом РФ в„– 1244-1 проверены сплошным порядком по фактически произведенным выплатам в 2014 году за счет субвенций из федерального бюджета в количестве 147 дел, то есть по 147 гражданам (льготникам).
В отношении всех 147 граждан Центром социальной защиты применялся один и тот же механизм расчета выплаты за коммунальные услуги, то есть с учетом площади жилого помещения исходя из федерального стандарта - 18 кв. м на 1 гражданина, который, по мнению ТУ Росфиннадзора, является неправомерным.
Разница в личных делах указанных граждан заключалась лишь в том, что у 27 граждан доля жилой площади, приходящейся на гражданина-льготника, составляла менее 18 кв. м, а у 120 граждан - более 18 кв. м.Согласно пункту 3 статьи 4 Закона РФ в„– 1244-1 гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Указанная норма не содержит императивного указания на представление указанных мер социальной поддержки на долю жилого помещения, фактически занимаемую льготником.
В соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации Волгоградская область имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем, законодательство Волгоградской области, как субъекта Российской Федерации, является частью законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 14 Закона РФ в„– 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; (абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 в„– 176-ФЗ) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Данная статья регламентирует также механизм образования и объем мер по обеспечению положений Закона РФ в„– 1244-1. В частности, ею предусмотрено, что средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем данных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ. Порядок расходования и учета указанных средств устанавливается Правительством РФ. В статье содержится императивное указание на строго целевой характер использования средств на реализацию указанных полномочий.
Таким образом, предоставление льгот производится на основании и в пределах субвенции, выделяемой субъекту РФ, рассчитанной, в свою очередь, исходя из федерального стандарта предельной стоимости услуг и стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Следовательно, на федеральном уровне реализация предусмотренных Законом РФ в„– 1244-1 мер социальной поддержки обеспечивается именно в указанном объеме, т.е. с учетом социальной нормы площади жилья.
В статье 34 БК РФ определен один из принципов бюджетной системы Российской Федерации - принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 в„– 861 утверждена "Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции".
Согласно пункту 2 данной методики размер субвенции, предоставляемой бюджету 1-го субъекта Российской Федерации, федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м общей площади жилья на 1 гражданина, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 в„– 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", а не фактический размер жилой площади.
Следовательно, ЕДВ на оплату ЖКУ должны предоставляться только на федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв. м, несмотря на количество членов семьи льготника.
В данном случае, а акте выездной проверки не содержится сведений о количестве граждан льготной категории, проживающих в жилых помещениях, доля площади, приходящаяся на которых, превышает социальную норму площади жилья 18 кв. м, и меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг которым предоставляются именно на 18 кв. м. Двоякий подход ТУ Росфиннадзора к проверке личных дел граждан, когда ТУ Росфиннадзор полагает правильным расчет выплаты за коммунальные услуги в отношении 27 граждан из 147 проверенных - с учетом фактически занимаемой гражданином (льготником) площади жилья, а в отношении 120 граждан - с учетом площади жилого помещения исходя из федерального стандарта - 18 кв. м на 1 гражданина, что позволяет сделать вывод о недоказанности факта нарушения Центром социальной защиты положений статей 34, 162 БК РФ, а также не позволяет ему исполнить требование Представления об устранении причин и условий, способствующих выявленному нарушению.
Реализация Центром социальной защиты меры социальной поддержки на оплату 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых для осуществления соответствующих полномочий.
Расчет авансовых сумм на оплату 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией осуществляется во всех центрах социальной защиты населения Волгоградской области в рамках единого программного обеспечения - автоматизированной системы "Социальный регистр населения Волгоградской области", которая внедрена приказом Центром социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 19.04.2010 в„– 213, то есть механизм расчета един.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А12-27382/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ


------------------------------------------------------------------